Управление швейным предприятием в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:06, курс лекций

Краткое описание

Управление предприятием – это сложный процесс, который имеет как определенную форму, так и определенное содержание. Управление с одной стороны, играет вполне определенную роль на предприятии, а с другой стороны, как бы пронизывает всю его организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы его деятельности. Эти аспекты управления и рассматриваются в дисциплине «Управление шейным производством в современных условиях».

Содержание

1.цели и задачи курса.
2. Роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
3. Особенности развития предприятий малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

вспомогат курс швейн.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А.Лаушкина

 

 

 

Управление  швейным предприятием в современных  условиях

 

 

 

Конспект  лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Введение.  Характеристика предприятий  выпускающих бытовую одежду

 

1.цели и задачи курса.

2. Роль предприятий  малого бизнеса в рыночной экономике.

3. Особенности развития  предприятий малого бизнеса.

 

1.1.цели и задачи курса

 

Управление предприятием – это сложный процесс, который  имеет как определенную форму, так  и определенное содержание. Управление с одной стороны, играет вполне определенную роль на предприятии, а с другой стороны, как бы пронизывает всю его организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы его деятельности. Эти аспекты управления и рассматриваются в дисциплине «Управление шейным производством в современных условиях». 

 

1.2. Роль  предприятий малого бизнеса в  рыночной экономике

 

Швейные предприятия, выпускающие  бытовую одежду можно отнести  к малому бизнесу. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что  малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес ограничено включается в хозяйственную структуру,  в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Роль предприятий малого бизнеса проявляется  том, что  его

развитие способствует:

  • созданию новых рабочих мест;
  • внедрение новых товаров и услуг;
  • обеспечению специализированными товарами и услугами.

 

1.3. Особенности  развития предприятий малого  бизнеса

 

Важной областью малого бизнеса является обширная сфера  услуг, где для предпринимательства  имеются огромные возможности. Организуя  сервисный бизнес, необходимо учитывать особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг, которые предопределяют структуру предприятий, их размещение.

Особенности спроса и  потребления услуг. В отличии  от товаров услуги:

  • неосязаемы;
  • неотделимы от источников;
  • индивидуальны;
  • имеют сезонный характер потребления;
  • имеют местный (локальный) характер спроса.

Особенности производства и предоставления услуг:

  • спрос на услуги предшествует их производству;
  • производство и потребление услуг нередко совпадает по месту и времени;
  • качество услуг непостоянно, измерение качества услуг затруднительно;
  • услуги, как правило, невозможно хранить, складировать и транспортировать.

Указанные особенности  непосредственно предопределяют организацию  работы предприятия, процесс обслуживания потребителей.

Важным вопросом организации  сервисного бизнеса является выбор  местоположения предприятия, при этом необходимо учитывать:

  • транспортные потоки;
  • пешеходные потоки;
  • близость к остановкам общественного транспорта;
  • наличие автостоянки для автомашин;
  • «приметность места», общий фон;
  • что находится по соседству;
  • возможность обустройства удобных входов и выходов; подъездных путей;
  • потребительский профиль района;

Учет этих факторов при  размещении предприятия сервисного бизнеса будет способствовать созданию благоприятных условий для пользования его услугами, а, следовательно, успеху дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. характеристика структурных и произодственных подразделений швейных предприятий

 

1. Производственная  структура  швейного предприятия.

2. Принципы построения производственной структуры предприятий.

 

2.1. Производственная  структура швейного предприятия.

 

 Производственной  структурой швейного предприятия называется состав входящих в нее цехов, участков и отделов, порядок их размещения и формы связи для осуществления технологического процесса изготовления шейного изделия.  

Разработка производственной структуры является одним из важнейших  моментов технико-экономического обоснования  создания предприятия.

Структурный состав швейного предприятия зависит от назначения, функций, выполняемых предприятием, его мощности, видов услуг, оказываемых населению, территориальной сферой обслуживания.

Основным структурным  подразделением большинства промышленных  швейных предприятий является шейная фабрика.

Швейная фабрика состоит из отдельных частей или производств, каждое из которых выполняет определенные задачи или функции.

Такими частями являются: основное производство, вспомогательное  производство, обслуживающее хозяйство, побочное производство, подсобное производство, непромышленное хозяйство.

Ателье является основным структурным подразделением большинства  швейных предприятий, работающих по индивидуальным заказам. В состав ателье входят приемный салон, склад материалов, участок запуска, склад готовых  и подготовленных к примерке изделий, участок раскроя, швейный цех. Такой производственный состав обеспечивает полный цикл работы от приема заказов до выдачи готового изделия заказчику и является основным для структурных подразделений любого типа.

Основным структурным подразделением швейного предприятия является цех, а при безцеховой работе – участок.

Цехом называется производственно  обособленное подразделение предприятия, на котором выполняют отдельные  иды или несколько видов швейных  изделий (например, цех изготовления легкого платья).

В цехах с большим  объемом производства могут быть свои структурные подразделения  - участки.

На шейных предприятиях может также применяться безцеховая структура производства, при которой  основной структурной частью становится производственные участки.

    Участок - структурное подразделение цеха, чаще всего специализированное по предметному принципу, территориально обособленное и имеющее руководителя. Участки включают в себя рабочие места.

Правильной следует  считать   производственную структуру, если она экономична, т.е. если установлены рациональные производственные связи и пропорции между отдельными подразделениями: цехами, участками и рабочими местами основного производства, между основными цехами, с одной стороны и вспомогательными цехами и обслуживающим хозяйствами, с другой. Но наряду с этим необходимо стремиться к максимальному упрощению производственной структуры как предприятия в целом, так и его подразделений.

 

2.2. Принципы  построения производственной структуры  предприятий

 

Применяются три принципа построения производственной структуры предприятий: а) предметный, б) технологический и в) смешанный.

Предметный      принцип     построения    производственной структуры характеризуется тем, что за каждым цехом закрепляется изготовление одного вида изделия или его части.



При предметном построении цехов создаются благоприятные  условия для внедрения поточных методов работы, роста производительности труда, снижения себестоимости, облегчается планирование и учет производства. Но вместе с тем оно требует наличия в каждом цехе полного комплекта технологического оборудования и не всегда обеспечивается его полная загрузка.

  При технологическом  способе построения производственной структуры за отдельными цехами закрепляется выполнение комплекса однородных операций по изготовлению продукции. В таких цехах объединяется однородное по технологическому назначению оборудование (Например, подготовительный и раскройный цехи).

При смешанном принципе организации цеха имеются признаки и предметного, и технологического принципов. Например, организация экспериментального цеха.

 

 

Тема 3. Управление швейным предприятием

 

1. Характеристика общих  положений.

2. Методы управления.

3. Виды структур управления.

 

3.1. Характеристика  общих положений

 

Управление производством  руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления. 

Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достигнуть поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.

Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, - это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих, работающих на данном участке, -  данном случае это рычаги, позволяющие осуществить поставленную цель.

Успешное решение любой  производственно-хозяйстенной задачи на любом уровне управления требует  комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду. К таким методам относятся экономические, административные и социально-психологические методы управления.

 

 

3.2. Методы  управления

 

Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования.

Административные методы управления основываются на правовом обеспечении управления, основными целями которого являются: правовое регулирование отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников.

Социально-психологические методы основаны на социологии и психологии. Социология – это учение об обществе. Психология изучает психические свойства личности.

В группу социально-психологических  методов управления включаются: планирование социального развития коллектива.

 

3.3. Виды  структур управления

 

Линейная структура характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единоличного отвечает за работу подчиненных звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинен вышестоящему начальнику. Например, на уровне цеха линейная структура управления выглядит так, как показано на рис.3.1.

Такая структура применяется  при небольших объемах работ  и численности работников. Линейная структура обеспечивает полное выполнение принципа единоначалия, повышает ответственность каждого руководителя за конечные результаты труда в его подразделении. Но вместе с тем требует от руководителей глубоких и разносторонних знаний, что при большом объеме производства  и его сложности ограничивает использование такого принципа построения организационной структуры управления.

При функциональной структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов. При этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональный руководитель наделен правами распорядительства (рис.3.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                          

 

 


 



 

 

Рис. 3.1. Линейная структура  предприятия

 


 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Функциональная структура  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Организационная структура  управления предприятием

 

1. Определение структуры  предприятия.

2. Организация управления новым и сложившимся предприятием.

3. Управление на стадиях  жизненного цикла предприятия.

 

4.1. Определение  структуры предприятия

 

Управлять – означает вести предприятие к цели,  пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Информация о работе Управление швейным предприятием в современных условиях