Франское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом можно сделать вывод: Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды». Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права.

Вложенные файлы: 1 файл

Франское государство.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

                                           Франское государство

Название правды

      Внутренний  анализ 

       Внешний анализ

1.Салическая правда

1. Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы. За убийство человека положено было платить вергельд («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убийца и кто убитый, ибо за галло- римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I. Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы). В салическом законе выделяется новый общественный слой литов (вольноотпущенные, полурабы).

2.Саксонская правда

2. Она фиксирует членение племени на родовую знать (nobiles), основную массу свободных (liberi), литов и рабов. В С.п. нашло юридическое закрепление глубокое различие в социальном статусе нобилей и liberi - т.е. внутри слоя свободных. Нобилям посвящены статьи (1-20), где они выступают единственными носителями правовых норм.

2. Саксонская правда, записанная в конце VIII - начале IX вв., отражает архаические социальные отношения в древней германской общине, родовые связи и т. д., но крайне мало содержит сведений относительно зачатков феодальных отношений. Состоит из 66 лаконично сформулированных статей.Объясняется это тем, что в Саксонии, слабо подвергшейся воздействию галоримских отношений, процесс феодализации шел очень медленно. Кроме того, саксонские племена продвинулись дальше по пути классообразования. В саксонских законах мы обнаруживаем не только резкую грань между знатью и свободными, но и возникновение отношений зависимости в среде самих свободных. Надел свободного сакса уже превратился в аллод, который, правда, с некоторыми ограничениями, можно было отчуждать. Резко возросшая роль королевской власти, появление могущественной церкви, - все это результат франкского завоевания. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что саксонское законодательство необычайно сурово и нередко предписывает смертную казнь там, где, например, Салическая правда ограничивается штрафом, - это объясняется карательными тенденциями завоевателей.

3.Баварская правда

3. В области имущественного права Баварская правда не допускает попыток оспорить дарение церкви наследниками дарителя . Попытки вернуть имущество влекли за собой «суд Бога и отлучение от святой церкви», с одной стороны, с другой — штраф и возвращение имущества церкви .Подаренная же земля могла быть возвращена только на условиях пожизненного владения с возмещением всего того, что «торжественно обещано» дарителем. Целый титул правды посвящён наказаниям за нарушение границ чужого землевладения. Некоторое развитие по сравнению с Салической правдой получило договорное право. «Договор или соглашение, — говорится в Баварской правде, — мы не разрешаем никоим образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трёх и более поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначены день и год». Здесь же говорится о залоге по решению суда, о договоре хранения, ссуде. Если вещь была сдана на хранение «без выгоды и погибла вследствие несчастного случая», то хранитель не нёс ответственности. Убытки же от кражи вещи, сданной на хранение, делились поровну .Договор продажи не мог быть расторгнут вследствие низкой цены, это было возможно только в случае обнаружения скрытого порока вещи .Задаток давался для обеспечения договора купли-продажи и терялся в случае его нарушения. По вопросам семьи и брака Баварская правда более терпимо относилась к бракам, заключённым между свободной женщиной и рабом. Если женщина «не знала», что она вышла замуж за раба, она просто уходила от него . Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. В качестве субъекта преступного посягательства начинает выступать не только король, герцог, их посланцы и пр., но и народ, государство. аказание за убийство епископа носило устрашающий символический характер: взять с убийцы столько золота, «сколь весила бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа». За любую кражу в общей форме устанавливался штраф, равный девятикратной стоимости вещи ,при этом учитывалось и где похищена вещь.

3. Запись обычного права (имущественного, договорного, семейного, уголовного и т. п.), сложившегося в VII—VIII веках у германского племени баваров. В «Правде» часто упоминается о бедняках и «худших людях» (minores homines). Имелись члены общины неодинаковой ступени зажиточности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Средневековая Франция 

                                                        Кутюмы 

Название кутюма

     Внутренний  анализ 

       Внешний анализ

1.Кутюмы Бовези

1. Состояние личной крепостной зависимости передавалось через матерей, если ребенок рожден крепостной (даже если отцом его будет рыцарь).Большое место занимает право судопроизводства. Так же кутюмы содержат описания о суверенности короля и баронов.

1. Сборник обычаев средневекового французского права, применявшихся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези (фр. Beauvaisis). Был создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году. Оригинал сборника не сохранился; существует несколько хорошо сохранившихся списков с него, отличающихся только по диалекту. В южных областях страны, подвергшихся существенному влиянию Римской империи, широкое развитие получило писаное право, в то время как на севере преобладало действие обычаев. Фактически в сборник включены обобщённые правила нескольких местностей, упорядоченные и творчески переработанные Ф. Бомануаром. При составлении сборника автор не только фиксировал существовавшие обычаи, но и дополнял их, трансформируя в духе школы французских легистов, а также дополняя нормами, утверждающими укрепление центральной власти монарха. Документ отличается значительным объёмом и содержит около 2000 статей, объединённых в тематические главы. В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия. В сборнике закреплена презумпция невиновности, принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление.

2.Хартия вольностей города Лорриса

2.Особенно многочисленны статьи ,содержащие отмену и ограничение отдельных феодальных платежей. Полноправие горожанина зависело от его принадлежности к конкретному цеху, корпорации и определялось суммой сословно-корпоративных привилегий. В средние века даже в городах еще были сильны традиции кровной мести, остатки которой существовали рядом с выкупом. Вместе с тем уже вводились уголовные штрафы в пользу государства, а не только как вознаграждение потерпевшего. Сам выкуп получает характер публичного наказания. Опасными преступлениями считались колдовство, поджог, убийство, подделка монеты, мер весов, предметов торговли и другие. Ответственность за совершение преступления наступала при наличии вины, имеющей форму умысла  или неосторожности. Целью наказания было прежде всего устрашение. Среди наказаний были такие как: погребение заживо, утопление, сожжение, урезание ушей и языка, ослепление, клеймение, ограничение прав и т.д.

2.Это одна из наиболее древний городских хартий во Франции. В её статьях говорится о личных и имущественных правах горожан, о сеньориальных правах ,об администрации и судопроизводстве.

3.Из Нантского эдикта 1598 года

3.Закрепленно постановление о преобладании коталической веры при сохранении прав протестантами их прав и вольностей.

3. Король Генрих Великий в апреле 1598 г. издал указ об отношении к сторонникам реформированной религии. Он состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентом и не внесены в его протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Средневековая германия

Название

  Внутренний   анализ

      Внешний анализ

1.Золотая  Булла 1356 год

1. Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов (архиепископов Майнца, Трира и Кёльна, короля Чехии, Рейнского пфальцграфа, герцога Саксонии и маркграфа Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств.

1. Законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла». Текст документа, составленный на латыни, был утвержден императором Карлом IV Люксембургским. Действие буллы прекратилось с окончанием существования империи (1806 год). Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов.

2.Саксонское зерцало 

2. «Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д. «Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д.

2. Старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. В XIII веке появляются попытки кодификации обычного права. Около 1230 г антгальский рыцарь и судья Эйке фон Репков составил сборник, в который вошло обычное право Саксонии и других областей с некоторыми добавлениями из канонического права. Сборник был написан сначала на латинском затем переведен на немецкий и получил свое название Саксонского зерцала. Саксонское зерцало действовало на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга, откуда распространилось в Голландии, Лифляндии и Польше. «Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы.


 

 

 

 

3.Из Каролины

3. Являясь практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, этот закон не содержал четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права. В Уложении закреплены некоторые новые моменты в орга­низации правосудия и в толкованиях составов преступлений. Оно зафиксировало переход от частного (обвинительно-состязательного) процесса к розыскному (обвинительно-следственному) процессу. Обращает на себя внимание широта судейского усмотрения: право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, принимать во внимание местные обычаи, обращаться за разъяснениями к законоведам. Широкое применение наказаний устрашающего характера. В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не удавшееся вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, причем в квалифицированной форме (сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо - для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу. Тюремное заключение, изгнание и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные, к которым относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни. Вместе с тем "злонамеренных" и "способных на дальнейшие преступные действия" лиц предписывалось заключать в тюрьму на неопределенный срок.

3. Каролина" представляет собой судебно-наказательное уложение законов империи, предназначенное для руководства в судах империи, в ча­стности для судей и шеффенов. Оно было создано в правление Карла V (1500-1558 гг.), обсуждено в рейхстаге и принято в 1532 г. Название "Каролина" происходит от латинского перевода Уложения. Уложение состоит из 219 статей, примерно треть из них (ст. 104-180) посвящены карательному (уголовно-наказательному) праву, остальные — судебно-процессуальному регулированию. Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учеными-юристами и предназначен­ного для использования на всем обширном пространстве империи.


 

Таким образом можно сделать вывод: Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды».

Салическая правда характеризуется  отсутствием общих, абстрактных  понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные  в Салической правде, отличаются формализмом.

Кутюмы, действовавшие в различных  местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших  источников права. Но они сильно различались  по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху  Средневековья характеризуется  необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых  городов.

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права  и процесса Средневековья, является общегерманское Уголовное уложение 1532 г.— так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в  правление германского императора Карла V. Германская средневековая правовая систе-ма отличалась отчетливым обособлением комплекса правовых норм, касающихся высшего феодального сословия, так называемого ленного права. Ленное,  земское, городское, каноническое право  в  Германии  регулировало одни и те же отношении (поземельные,  имущественные, брачно-семейные, наследственные) по-разному, в зависимости от сословной принадлежности субъекта права и местности,  территории, право которой на него распространялось.

 

 

 

 

 


Информация о работе Франское государство