Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:03, реферат
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании "Макдоналдс" вносят 12% выручки.
Субфранчайзинг предполагает, что франчайзер и субфранчайзер делят между собой, пропорционально их вкладам в формирование франшизы, роялти и другие платежи, которые платят отдельные франчайзи. Договором, в случае его расторжения, могут быть предусмотрены различные варианты перехода франшиз как к франчайзеру, так и субфранчайзеру.
5. «Мастер-франчайзинг»
Как вариацию субфранчайзинга, можно выделить так называемый «мастер-франчайзинг». В некоторой литературе субфранчайзинг и мастер-франчайзинг рассматриваются как аналогичные понятия, однако мы рассматриваем его отдельно, так как между ними имеются некоторые отличия. Мастер-франчайзинг подразумевает трехстороннее взаимодействие между франчайзером, мастер-франчайзи и франчайзи. В соответствии с договором франчайзинга, франчайзер представляет мастер-франчайзи эксклюзивное и полное право работать на большой территории по его системе и с использованием его прав на интеллектуальную собственность. Мастер-франчайзи имеет право на открытие своих точек, а также на передачу прав третьим лицам - франчайзи и предоставление им всего спектра услуг франчайзера. Следует отметить, что мастер-франчайзинг выделяется из остальных видов субфранчайзинга большой степенью полномочий, которыми наделяется мастер-франчайзи. То есть, если при стандартном субфранчайзинге, субфранчайзер наделен только частью полномочий франчайзера (в зависимости от условий договора), то мастер-франчайзинг предполагает полную и эксклюзивную передачу прав и обязанностей франчайзера мастер-франчайзи для деятельности на определенной территории. Если при субфранчайзинге, франчайзер может нести ответственность перед отдельными франчайзи по договорам, которые были заключены субфранчайзером, то при мастер-франчайзинге, франчайзер может снять с себя всю ответственность и «возложить ее на плечи» мастер-франчайзи. Мастер-франчайзинг используется в основном в международной сфере. Часто мастер-франшизы продают на целую страну или несколько стран. В нашем случае, если Вакула решит продать Тарасу мастер-франшизу, например, на Россию, то Тарас получит полное и эксклюзивное право развивать сеть вареничных «У Вакулы» в России. Тарас может открывать любое количество точек в любых местах и предоставлять весь спектр услуг российским франчайзи. Вакула в этой ситуации будет получать от Тараса процент от его дохода (роялти).
Субфранчайзинг - это самый эффективный метод развития бизнеса из всех перечисленных. По системе субфранчайзинга, а особенно его разновидности - мастер-франчайзинга, развивают свои международные сети крупнейшие франчайзеры мира. Однако этот метод сопряжен с большим количеством рисков. Франчайзер, по сути, отдает мастер-франчайзи свою торговою марку и право перепродавать ее другим лицам на довольно большой территории, поэтому степень доверия к мастер-франчайзи должна быть максимально высокой.
6. «Представление области»
Менее популярной формой франчайзинговых отношений, чем субфранчайзинг, является так называемое «представление области». Согласно договору о представлении области, представитель имеет меньшее количество прав и обязанностей, чем мастер-франчайзи. Представитель осуществляет, например, поиск потенциальных франчайзи, предоставляет рекомендации для франчайзера по каждому предлагаемому франчайзи и осуществляет ограниченную помощь и контроль за деятельностью франчайзи.
Информация о работе Франчайзинг как форма организации бизнеса