Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:01, курсовая работа
Значительная часть потребностей человека связана с техникой. Этим объясняется необходимость грамотного обращения при оказании услуг с механизмами, приборами, аппаратами и сооружениями, являющимися составной частью систем сервиса.
Большинство этих устройств входит в состав машин, которые преобразуют энергию, материал и информацию с целью облегчения физического и умственного труда человека.
Введение
Гл. 1 Характеристика фрикционных передач
1 Основные понятия. Классификация, достоинства и недостатки
2 Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах
3 Цилиндрическая фрикционная передача. Устройство, основные геометрические
и силовые соотношения
4 Коническая фрикционная передача. Устройство и основные геометрические
соотношения
5 Вариаторы
Гл. 2 Применение фрикционных передач
Фрикционную передачу с параллельными
осями валов и с рабочими поверхностями
цилиндрической формы называют цилиндрической. Прост
Один вал диаметром dx устанавливают на неподвижных подшипниках, подшипники другого вала диаметром d2 — плавающие. Катки 1 и 2 закрепляют на валах с помощью шпонок и прижимают один к другому специальным устройством с силой Fr.Цилиндрические фрикционные передачи с гладкими катками применяют для передачи небольшой мощности (в машиностроении до 10 кВт); эти передачи находят широкое применение в приборостроении. Для одноступенчатых силовых цилиндрических фрикционных передач рекомендуется .
В некоторых случаях применяется цилиндрическая фрикционная передача с катками клинчатой формы (см. рис.9.2).
В передачах
с клинчатыми катками при данной силе Fr прижатия одного катка к другому
нормальные силы между рабочими поверхностями, a следовательно
Это позволяет снизить в передачах с клинчатыми катками силу Fr в 2—3 раза.
Число клиновых выступов для катков принимают равным z = 3-5 (рис.9.5). При z> 5 условие равномерного прилегания всех рабочих поверхностей таких катков ухудшается.
Цилиндрические фрикционные передачи могут быть выполнены с гладкими, выпуклыми и выпукло-вогнутыми катками (рис. 9.6, а, б, в). Имеются и другие конструктивные разновидности фрикционных цилиндрических передач.
Рис.9.5. Катки клинчатой передачи
а) б) в)
Рис.9.6. Типы катков: a — гладкие катки:
б — выпуклые катки: в — выпукло-вогнутые катки
Геометрические параметры передачи (см. рис. 9.4).
Межосевое расстояние
.
Диаметр ведущего катка
.
Диаметр ведомого катка
.
Рабочая ширина обода катка
,
где = 0,2 - 0,4 — коэффициент ширины обода катка по межосевому расстоянию.
Для компенсации неточности монтажа на практике ширину малого катка (см. рис.9.1) принимают, мм:
.
Силы в передаче.
Для обеспечения работоспособности фрикционных передач необходимо прижать катки (см. рис.9.4) силой нажатия таким образом, чтобы соблюдалось условие (1), т. е.
где — максимальная сила трения; — передаваемая окружная сила; — коэффициент трения (выбирается по табл.1). Отсюда сила нажатия или
,
где — коэффициент запаса сцепления; вводится для предупреждения пробуксовки от перегрузок в период пуска передачи (для силовых передач = 1,25 - 1,5; для передач приборов = 3 - 5).
По схеме, показанной на рис.9.4,
.
Подставив формулу (3) в формулу (2), определим силу нажатия
.
На практике
применяют два способа прижатия катков: постоянной силой и автоматическое. Постоя
В первом
случае сила прижатия, осуществляемая
обычно с помощью пружин, в процессе paботы
изменена быть не может; во втором случае
сила прижатия изменяется с изменением
нагрузки, что положительно, сказывается
на качественных характеристиках передачи.
Однако применение специальных нажимных
устройств (например, шариковое самозатягивающее уст
Один каток к другому может быть прижат:
- предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначенных для работы при небольших нагрузках);
- гидроцилиндрами
(при передаче больших
- собственной массой машины или узла;
- через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;
- центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах).
Скольжение во фрикционных передачах
Скольжение является причиной износа, уменьшения КПД и непостоянства передаточного отношения во фрикционных передачах. Различают три вида скольжения: буксование, упругое скольжение, геометрическое скольжение.
Буксование наступает при перегрузках, когда не соблюдается условие (1). При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, вызывая местный износ или задир поверхности.
Нарушение геометрической формы и качества поверхности катков выводит передачу из строя. Поэтому при проектировании следует принимать достаточный запас сцепления К и не допускать использования фрикционной передачи в качестве предохранительного устройства от перегрузки.
Упругое скольжение связано с упругими деформациями в зоне контакта. Величина этого скольжения невелика и обычно не превышает 0,2% для стальных катков и 1% для текстолита по стали. Это можно объяснить на примере цилиндрической передачи. Если бы катки были абсолютно жесткими, то первоначальный контакт по линии оставался бы таким и под нагрузкой. При этом окружные скорости по линии контакта равны и скольжения не происходит. При упругих телах первоначальный контакт по линии переходит под нагрузкой в контакт по некоторой площадке. Равенство окружных скоростей соблюдается только в точках, расположенных на одной из линий этой площадки. Во всех других точках происходит скольжение.
Геометрическое скольжение. Помимо упругого скольжения катков, которое возникает так же, как и в ременных передачах, во фрикционных передачах может иметь место еще геометрическое скольжение вследствие разности скоростей ведущего и ведомого катков по длине контакта b. Геометрическое скольжение не позволяет катки делать широкими, вследствие чего в передаче возникают большие контактные напряжения, ограничивающие передаваемую мощность. Геометрическое скольжение является основной причиной износа рабочих поверхностей фрикционных передач.
Примером геометрического скольжения могут служить фрикционные передачи с клинчатыми катками.
Рис.9.7
Допустим, что на линии контакта есть некоторая точка (рис.9.7), на которой скорости обоих колёс одинаковы, то есть . На самой линии контакта , на всём её протяжении, кроме точки , линейные скорости колёс различны, то есть и . Таким образом, везде происходит относительное скольжение, что приводит к нагреву и износу сопряжённых конусных поверхностей, что, в свою очередь, понижает коэффициент полезного действия передачи. Чтобы избежать этого не следует делать общую образующую больших размеров. Необходимо уметь находить оптимальный размер образующей .
Явление, где на сопряжённых поверхностях векторы линейных скоростей в одних и тех же точках различны, что связано с геометрией формы, принято называть геометрическим скольжением. Его следует избегать, однако это не всегда удаётся.
Широкое применение нашли фрикционные вариаторы, работающие в масле. Хотя при этом коэффициент трения ниже и сила прижатия больше, однако скольжение в этом случае менее опасно: наличие масла уменьшает износ, способствует лучшему охлаждению катков, приближая условия работы катков к работе зубьев зубчатой закрытой передачи.
Коническая фрикционная передач
Фрикционную передачу с пересекающимися
валами и катками, рабочие поверхности
которых конические, называют фрикционной конической передачей. На
рис. 9.8 показана фрикционная коническая
передача с нерегулируемым передаточным
числом. Ее устройство аналогично цилиндрической фрикционной
,
где — угол при вершине конуса ведущего катка; — угол при вершине конуса ведомого катка. Для нормальной работы передачи необходимо, чтобы общая вершина конусов лежала в точке пересечения геометрических осей валов. Коническая фрикционная передача может быть нереверсивной (чаще) и реверсивной. Ее применяют для передачи небольшой мощности (до 25 кВт).
Геометрические параметры конической фрикционной передачи (см. рис. 9.8).
Передаточное отношение: .
Рис.9.8. Геометрические параметры конической фрикционной передачи
1. Внешнее конусное расстояние
Среднее конусное расстояние ; т — индекс среднего сечения.
2. Внешний диаметр ведущего катка
или
3. Диаметр ведомого катка
или
4. Длина линии контакта
,
где = 0,25 - 0,3 — коэффициент длины линии контакта.
5. Ширина обода катка
;
.
6. Средний диаметр ведущего катка
7. Средний диаметр ведомого катка
,
отсюда .
Подставив в формулу (4) значение , получим
Вариаторы
Большинство современных рабочих машин требует регулирования скорости рабочих органов в зависимости от условий осуществления технологического процесса. Для этого машины снабжают ступенчатыми коробками передач с большим числом зубчатых пар, например, в коробке передач автомобилей их 4 - 6 пар, станков 5 - 16 лишь в механизме главного движения. Применение в машинах вариаторов (бесступенчатых передач) значительно упрощает конструкцию, позволяет установить оптимальный скоростной режим и регулировать скорость на ходу. Все это существенно повышает производительность машины, качество продукции и, кроме того, вызывает уменьшение шума и вибрации. Эти достоинства вариаторов обусловили их широкое распространение в различных областях машиностроения (в станках, в машинах пищевой и легкой промышленности, в сельскохозяйственном и дорожном машиностроении и т.д.).
Фрикционный механизм, предназначенный для бесступенчатого регулирования передаточного числа, называют фрикционным вариатором или просто вариатором.
Вариаторы можно разделить на следующие группы: клиноременные, цепные и фрикционные.
В данном разделе рассмотрим только фрикционные вариаторы.
Фрикционные вариаторы нашли применение в приводах с малыми габаритами — в станках и транспортных машинах. При рациональном конструировании и тщательном изготовлении они имеют наиболее высокий КПД — до 0,95. Однако надлежащее качество исполнения их возможно только на специализированных заводах.
Вариаторы разделяются на два основных типа:
а) простые, в которых изменяется только один радиус контакта, а другой остается постоянным (лобовой, конусный, дисковый);
б) сложные, в которых изменяются оба радиуса (торовый, шаровой).
Вариаторы выполняют в виде отдельных одноступенчатых механизмов с непосредственным касанием катков без промежуточного диска (см. рис.9.9) или с промежуточным диском (см. рис.9.10 и 9.11).
Предельные передаточные отношения вариатора, будут
и
где D1, d1 и D2, d2 — наибольш
Информация о работе Характеристика фрикционных передач и использование их в системах сервиса