Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 15:56, курсовая работа
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
1. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2. Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
Введение
1. Цели разработки и особенности бизнес-плана
2. Разделы бизнес-плана.
2.1. Резюме.
2.2. Анализ состояния отрасли.
2.3. Виды товаров (услуг).
2.4. Анализ рынка.
2.5. План маркетинга.
2.6. Производственный план.
2.7. Организационный план.
2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
2.9. Оценка риска и страхование.
2.10. Финансовый план.
2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой.
Заключение.
Литература.
В этом разделе указывают не только дату создания и регистрации фирмы, где и кем она зарегистрирована, форму собственности и наиболее значительных пайщиков, но и определяют какие аспекты деятельности фирмы подлежать государственному регулированию, есть ли лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в бизнес-плане, какие изменения в законодательстве могут оказать влияние на деятельность фирмы и другие документы (патенты, контракты, торговые марки и знаки).
2.9. Оценка риска и страхование.
Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, которые угрожают ее существованию. Для любого предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.
Открытие возникших негативных факторов перед потенциальными инвесторами может подорвать кредит доверия к проекту и лишить его финансирования. С другой стороны, определение и обсуждение риска в проекте демонстрируют квалификацию разработчиков и поднимают доверие инвесторов. Поэтому определение и обсуждение главных проблем и рискованных моментов служат развитию проекта. Оно включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа проекта.
Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибки в подборе руководящих кадров, кроме этого к рискам относятся пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты. Чем глубже предприниматель проработает эту проблему, тем проще и спокойнее ему будет исполнять бизнес-план.
При написании данного раздела предприниматель должен привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от них; указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для фирмы не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановится и обосновать, почему не стоит беспокоится на этот счет.
2.10. Финансовый план.
Финансовый план составляется на срок реализации проекта и включает в себя:
1. план доходов и расходов;
2. план денежных поступлений и выплат;
3. анализ состояния потока
4. балансовый план;
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Этот прогноз составляется, по крайней
мере, на первые три года, причем данные
за первый год должны быть представлены
в месячной разбивке.
Он включает такие показатели, как ожидаемый
объем продаж, себестоимость реализованных
товаров и различные статьи расходов.
Поскольку основным источником доходов
большинства фирм являются продажи, составление
финансового плана начинается с прогнозирования
продаж.
Для составления планов доходов и расходов
на первый год необходимо рассчитать объемы
продаж по месяцам. Для составления прогноза
используются такие методы, как опросы
потребителей, опрос торговых работников,
консультации с экспертами и т.д. Объемы
продаж у новых предпринимателей обычно
нарастают постепенно, а себестоимость
реализованной продукции может
«скакать» и в некоторые месяцы быть несоизмеримо
высокой или низкой. Все будет зависеть
от ситуации, складывающейся в тот или
иной момент на рынке.
План расходов и доходов должен содержать
также оценки всех статей косвенных (накладных,
общефирменных) расходов по месяцам первого
года.
Расходы на заработную плату будут зависеть
от численности сотрудников и их специальностей
(эти данные берутся из организационного
плана). В плане доходов и расходов следует
предусмотреть и расходы на повышение
заработной платы работающим сотрудникам.
Необходимо также помнить, что в первые
месяцы освоения рынка значительно выше
расходы на командировки, выплаты комиссионных,
представительские работы. С ростом фирмы
возрастают расходы на страхование, на
рекламу (если она предусмотрена планом
маркетинга), на аренду дополнительных
складских помещений. Все это должно найти
отражение в плане доходов и расходов.
Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.
ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.
Этот план, как и план доходов и расходов,
строится на определенных предположениях,
которые представляются реалистическими
на момент составления прогноза, но со
временем могут и не подтвердится. В этом
случае в планы необходимо внести соответствующие
коррективы. Все предложения и допущения
должны быть четко сформулированы в тексте
бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор
смог понять, как была получена та или
иная цифра.
Если для какого-то месяца окажется, что
выплаты превышают поступления, предприниматель
должен заранее позаботится и взять на
этот период деньги в долг. Если в другом
месяце поступления превысят выплаты,
то лишние деньги можно отдать в краткосрочную
ссуду или положить на банковский счет
до того времени, когда выплаты вновь будут
превышать поступления.
ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).
Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.
БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.
В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана.
2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой.
В этом разделе бизнес-плана необходимо определить необходимый объем средств на разработку проектов (указать, если возможно, какие суммы будут направляться на конструирование, маркетинг и общие производственные нужды), виды и размеры гарантий, предоставляемых инвесторам, перспективы увеличения капитала, срок окупаемости проекта, а также изложить план получения средств. Дается формулировка этих целей, подкрепляя их финансовыми предложениями, что может стать первым шагом на переговорах с потенциальными инвесторами. Практически речь здесь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Соотношение этих двух источников финансирования – задача, не имеющая однозначного решения.
Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях, а для проектов, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.
Таким образом, как видно из предыдущего раздела, что составление бизнес-плана – очень трудоемкое и ответственное дело. Необходимость соблюдения взаимосвязи между разделами, которые очевидны даже при кратком ознакомлении с разделами ставят перед предприятием проблему выбора тех, кто должен составлять этот документ. (Примером такой взаимосвязи может быть решение относительно маркировки товара, которое должно приниматься с учетом того, что, с одной стороны, это требует дополнительных затрат, а с другой – дает возможность установления более высокой цены, конечно, если это позволяет сделать тот тип рынка, который выбран в разделе «План маркетинга», и анализ конкуренции на нем. Сюда же можно отнести и учет взаимосвязи между все тем же типом рынка и стратегией маркетинга. Примером взаимосвязи может также служить и учет определенной в разделе «Анализ рынка сбыта» эластичности спроса в разделе «План маркетинга» при установлении цены на товар. Это далеко не полный перечень всех факторов, которые надо учитывать при составлении бизнес-плана).
Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала и до конца составлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это объясняется тем, что инвестор отчетливо понимает, что если руководитель фирмы и ее специалисты не могут сами сделать бизнес-план, то уж дело они тем более не смогут поставить. При этом включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя – хватит ли у него сил довести дело до успеха и двигаться дальше. Конечно же, это не означает, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.
В настоящее время появились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана. Среди них можно выделить несколько наиболее удачных: Success, разработанная компанией Pynamic Pathways, Project; Expert, Альт-инвест.
Success – это пакет интерактивного программного обеспечения, которое позволяет путем диалога типа «вопрос – ответ» составить привлекательный и продуманный бизнес-план.
Серия программ Project Expert for Windows (в настоящее время разработана 7 версия этой программы.). Данный пакет разрабатывается с 1992 г., что отрадно, российской компанией PRO-INVEST-CONSULTING. При этом данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогооблажения и введение новых налогов). В последних модификациях (6 и 7 версии) дополнительно учтена возможность моделирования бизнес-процессов с учетом случайных колебаний различных параметров: цены и объема сбыта, стоимости комплектующих, сырья и некоторых других.
«Альт-инвест» – разработка санкт-петербургской консалтинговой компании «Альт». – добротная программа, разработан на основе электронных таблиц Exel, позволяет готовить красочные диаграммы, графики, таблицы. К достоинству этого продукта можно отнести возможность задания собственных формул изменения параметров расчёта.
Представленная схема подачи материала и подготовки бизнес-плана не является универсальной и общепринятой. Практически каждый инвестиционный институт разрабатывает собственные требования к бизнес-плану и его структуре
Используемая литература.
1. Бизнес-план: Методические материалы/
Под ред. Проф. Маниловского
Р.Г.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 80 с.
2. Буров В.П., Мирошкин О.К., Новиков
О.К. Бизнес-план. Методика составления.
Реальный пример.- м.: Изд-во ЦИПКК АП –
Отраслевая библиотека
«Технический прогресс и повышение квалификации
кадров в авиационной промышленности»,
1995.- 88 с.
3. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях.- М.: АО «Бизнес- Школа «Интел – Синтез», 1995.- 64 с.
4. Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Пер. с франц. Общ. Ред. Загашвили В.С.- М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.- 190 с.
5. Котлер Ф. Основа маркетинга: Пер. с
англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст.
Пеньковой Е.М.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с.
6. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Изд. 2-е, перераб. И дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 1995.- 112 с.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика:
Сокр. Пер. с англ./
Науч. ред.: Борисович В.Т., Полтерович В.М.,
Данилов В.И. и др.- М.:
«Экономика», «Дело», 1992.- 510 с.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2- го изд.- М.: «Дело ЛТД», 1993.- 864 с.
9. Методические рекомендации по разработке
предпроектной и проектной документации
по созданию новых рабочих мест в рамках
программ местного развития и обеспечения
занятости для шахтерских городов
(поселков)./ Под общей редакцией к.э.н.
А.А. Рожкова.- М., 2001 г. –108 с.
Информация о работе Цели разработки и особенности бизнес-плана