Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления фирмой не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта (фирмы) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы .
Введение..................................................................................................... 2
1. Понятие, классификация и схемы принятия решений......................... 4
2. Особенности оценки эффективности решений .................................... 15
3. Методологические подходы к оценке эффективности решений ........ 20
Заключение..................................................................................................... 31
Список использованных источников........................................................... 33
|
|
Содержание
Введение..................... |
2 |
1. Понятие, классификация и схемы принятия
решений....................... |
4 |
2. Особенности оценки эффективности
решений .............................. |
15 |
3. Методологические подходы к оценке эффективности решений ........ |
20 |
Заключение.................... |
31 |
Список использованных источников.................... |
33 |
Введение
В настоящее время единого
Поскольку задачей управления является
целенаправленное воздействие на управляемый
объект для обеспечения достижения
поставленных целей, эффективность
управления может быть оценена по
степени достижения этих целей: по конечным
результатам производственной деятельности
(по уровню прибыли), по качеству планирования
(улучшение показателей
Важность проблем, связанных с принятием решений и оценкой их эффективности, привлекает к ним внимание широкого круга ученых, таких как Балдин К.В., Пирогова Е.В., Эддоус М., Стенсфилд Р., Карданская Н.Л.
Принятие решений - процесс систематизированный. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений и оценка их эффективности, является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми .
Принятие решений присуще
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть решения как инструмент изменений в функционировании и развитии предприятий;
- выявить основные особенности оценки эффективности решений;
- рассмотреть методологические подходы к оценке эффективности решений.
При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования: теоретический, диалектический, эвристический, анализ, прогнозирование, а также экономико-математические методы.
Объект исследования - это управленческие решения и оценка их эффективности.
1. Понятие, классификация и схемы построения решений.
Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии - это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния .
Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов) . Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. По мнению Смирнова Э.А., очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития) .
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обеспеченности.
Таким образом, управленческие решения требуют различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам.
Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития .
На наш взгляд, наиболее верной является классификация решений на высоко- и слабоструктурированные позволяет более эффективно организовать процесс за счет разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям . Решения в высокой степени структурированные известны так же, как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабоструктурированные решения (не запрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренне неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи.
Слабоструктурированными являются решения, связанные с определением целей и формулированием стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становится рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время современные разработки в области исследования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю программируемых решений, которые, как уже было отмечено» характеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов .
Между двумя видами решений - запрограммированными и незапрограммированными - находится множество их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой принимаются управленческие решения . Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабоструктурированными решениями: на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в нижнем звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам.
Рассмотрим исследование процесса принятия управленческих решений. Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному [.
При решении относительно несложных проблем, по нашему мнению, необходимо использовать интуитивный подход, который характеризуется такими чертами:
- субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;
- возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;
- может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути .
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то принятие решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая «идеальная» схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение, поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени .
Более детальная структуризация процесса принятия решения, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа, представлена в таблице .
Таблица. Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы |
Процедуры |
1. Постановка проблемы |
Возникновение новой ситуации Сбор необходимой информации |
2. Разработка вариантов решений |
Описание проблемной ситуации Формулирование требований ограничений Сбор необходимой информации Разработка возможных вариантов решений |
3. Выбор решения |
Определение критериев выбора Выбор решений, отвечающий критериям Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения |
4. Организация выполнения решения и его оценка |
План реализации выбранного решения Контроль хода реализации решения Оценка решения проблемы |
Информация о работе Эффективность процесса принятия государственных решений