Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:52, курсовая работа
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Введение. 3
Актуальность. 3
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. 3
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ 5
Активные методы обучения в воспитании экологической культуры 11
Диагностика. 17
Задачи обучения. 19
Перспективный план. 19
Описание проделанной работы. 20
Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.
Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Медсестра и воспитатель обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка
цели и задач, определение методов
исследования, подготовительная работа
с педагогами и дошкольниками,
выбор и подготовка оборудовани
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.
Для определения уровня экологической воспитанности я подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам .
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (см в приложении 1)
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников на сентябрь 2006 года представлены таблице 1.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «мир животных» имеют 29,4% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «растительный мир» имеют 41,2% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «неживая природа» имеют 29,4% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «времена года» имеют 23,5% детей.
Таблица 1. «Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы»
На сентябрь 2006года.
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | |||||||||||||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
||||||||||||||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
||||||||||||||
Аплеев Саша |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7.4 |
Н | |||||||||||
Белов Саша |
6 |
Н |
6 |
Н |
6 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
6.2 |
Н | |||||||||||
Борисов Саша |
7 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7.2 |
Н | |||||||||||
Веселовский Саша |
5 |
Н |
5 |
Н |
7 |
Н |
5 |
Н |
7 |
Н |
5.8 |
Н | |||||||||||
Горшанова Надя |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
10 |
С | |||||||||||
Девяткин Артем |
9 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
11 |
С |
9 |
С | |||||||||||
Никитина Юля |
12 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
С | |||||||||||
Прокопенко Алеша |
13 |
В |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
11.6 |
С | |||||||||||
Розова Женя |
14 |
В |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12.4 |
С | |||||||||||
Рябова Вероника |
14 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
12 |
С |
12.8 |
С | |||||||||||
Рябинкина Люба |
8 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
10 |
С |
10 |
С |
8.4 |
С | |||||||||||
Савельва Оля |
13 |
В |
10 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11 |
С | |||||||||||
Сергеева Аня |
13 |
В |
11 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11.2 |
С | |||||||||||
Терешенков Вова |
9 |
С |
7 |
Н |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С | |||||||||||
Терешкина Ульяна |
10 |
С |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
9.8 |
С | |||||||||||
Торопов Андрей |
12 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С | |||||||||||
Шевякова Диана |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
7.6 |
Н | |||||||||||
В среднем по гр. |
9.8 |
С |
8.6 |
С |
8.9 |
С |
10.0 |
С |
10.5 |
С |
9.6 |
С |
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «мир животных» имеют 29,4% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «растительный мир» имеют 41,2% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «неживая природа» имеют 29,4% детей.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «времена года» имеют 23,5% детей.
Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи по воспитанию экологической культуры детей:
Для решения этих задач был составлен перспективный план по разделу «экологическое воспитание».
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты занятий на темы: "Покажи другу сказку", "В гостях у Гриба - Лесовика" представлены в прил. 1 и прил. 2.
Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком (конспекты наблюдений представлены в прил. 3): 1. Здравствуйте, я хомячок. 2. Устроим хороший дом для хомячка. 3. Хорошо ли хомячку в новых условиях? 4. Что и как ест хомячок. 5. Как хомячок делает запасы. 6. Хомячок - чистоплотный зверек. 7. Как хомяк отдыхает? 8. Чем хомячок отличается от мышонка? 9. Как передвигается хомячок? 10. Когда хомячка трудно заметить?