Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:24, доклад
Хронологический возраст не дает возможности оценить различия между детьми в отношении достигнутой ими стадии зрелости. Довольно бесполезными представляются в этом плане и простые измерения длины и веса тела. Для оценки различий в темпах созревания детей существуют различные критерии "биологического возраста". В общем, понятие "биологического возраста" может успешно использоваться на протяжении всего онтогенеза человека, а не только периода, связанного с ростом и развитием. Ведь расхожая фраза "он (она) выглядит старше (моложе) своих лет" равным образом применима, как к молодым, так и пожилым индивидам.
Девочки опережают мальчиков на протяжении моторного и сенсорного развития: они первыми начинают
142
ползать и ходить, у них раньше развивается координация движений и устанавливается контроль мочеиспускательного рефлекса и дефекации.
Один из важных маркеров
возрастного развития, как правило,
запоминаемый матерью, - это возраст,
когда ребенок произносит первое
слово. Эта цифра сильно варьирует,
но в среднем к полутора годам
ребенок может произнести около
30 слов. К двум годам число слов
достигает 300, причем девочки по этому
показателю всегда опережают мальчиков.
К 3 годам словарный запас
Развитие психологического самосознания включает такие элементы, как осознание себя и других, понимание своего места в обществе. У мальчиков этот процесс протекает, как правило, более напряженно, чем у девочек. С другой стороны, у мальчиков ниже способность к концентрации внимания.
Таблица VI. 7.
Некоторые важные вехи в развитии ребенка (по Gesell, 1974)
Возраст |
Стадия развития | |
годы |
месяцы | |
- |
2 |
следит глазами за движущимися предметами |
- |
4 |
может короткое время сидеть, подняв голову; вращает головой, обследуя окружающее пространство |
- |
6 |
хватает предметы; может трясти их и стучать ими |
- |
8 |
может сидеть без посторонней помощи |
- |
10 |
ползает, может держать небольшие предметы между указательным и большим пальцами; может произносить одно-два слова; пытается участвовать в кормлении |
1 |
6 |
ходит, неуклюже бегает, строит башню из 3 - 4 кубиков; может переворачивать страницы в книге; знает около 30 слов |
2 |
- |
бегает без устали; пользуется короткими предложениями; поворачивает дверные ручки; подчиняется простым приказаниям; строит башни из 6 - 7 кубиков; нередко полностью контролирует деятельность мочевого пузыря и анального сфинктера |
3 |
- |
ходит прямо; может стоять на одной ноге; карабкается по лестнице; может надеть ботинки и расстегнуть пуговицы; полный контроль над мочевым пузырем; сам справляется с едой; начинает учиться счету |
4 |
- |
рисует, копирует, пишет печатные буквы, чистит зубы, умывается, вытирает лицо и руки |
5 |
- |
может зашнуровать ботинки, начинает пользоваться различными инструментами; некоторые хорошо читают, могут написать свое имя; задает вопросы о значении слов |
6 |
- |
читает; подбрасывает и (иногда) ловит мяч |
Примечание. Приведенные цифры дают приблизительное представление о времени наступления тех или иных стадий развития, так как основаны на усредненных данных более чем 20-летней давности. Процесс эпохальной акселерации (секулярного тренда) затрагивает также аспекты психомоторного развития, так что многие из выделенных фаз в настоящее время наступают раньше.
143
Дополнительную информацию о развитии личности дают рисунки ребенка, по которым можно оценить его представления о мире и о себе, а также проследить, как они меняются с возрастом. Степень выраженности половых различий в этом тесте достаточно велики.
Попытки оценить умственное
развитие, как правило, так или
иначе основаны на использовании
системы тестов, дающих некие усредненные
оценки, - показатели "интеллектуальности".
Наиболее известен в этом плане КИ
(IQ), коэффициент
Проблема КИ, так же, как и других подобных показателей, состоит в том, что система используемых тестов должна быть адаптирована к социокультурным параметрам той или иной обследуемой группы, иначе полученные показатели могут быть существенно искажены. Отмечено четкое различие показателей интеллектуального развития у детей из высших и низших социальных слоев, хотя в многочисленных исследованиях, посвященных этой проблеме, не всегда четко объясняется их причина. Здесь несомненно влияние общего уровня жизни, качества воспитания и т. д. В одном британском исследовании было показано, что 7-летние дети из семей низшего социально-экономического статуса (V социальный класс, согласно британской классификации, - "неквалифицированный ручной труд") имеют в 15 раз больше шансов не научиться читать по сравнению со своими сверстниками из семей высшего социально-экономического класса (I - "высшая профессиональная категория"). Некоторые исследователи склоняются к выводу о существовании неких генетических различий между социальными классами. По крайней мере, после удаления влияния 28 переменных (социальных, экономических и семейных характеристик) связь между КИ и социальным классом сохранялась и достигла 10 единиц - в переделах одного среднеквадратического отклонения (Mascie-Taylor, 1989).
Существует немало других
данных в пользу наследуемости показателей
интеллектуального развития, хотя вопрос
этот все еще далек от разрешения.
На основе анализа усредненных
144
отчетливой генетической компоненте в детерминации КИ (Vernon, 1975). Отмечается также связь этого показателя с размерами мозга и головы, длиной тела, что может рассматриваться также как следствие брачной ассортативности и социальной мобильности (Mascie-Taylor, 1993).
Психосексуальное развитие
Существует немало исследований, пытающихся установить, какие именно факторы в пренатальном и постнатальном онтогенезе играют ключевую роль в становлении сексуальности у человека.
Как показано в работах Г.С. Васильченко, детерминация пола у человека происходит под влиянием генетических факторов уже при оплодотворении яйцеклетки - хромосомный пол, который обусловливает формирование гонадного (истинного) пола, определяемого структурой половых желез. Под влиянием продуцируемых гонадами гормонов (гормональный пол) происходит дифференцировка внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, на основании которого при рождении ребенка ему определяют акушерский, "приписанный" пол). В пубертатном периоде гонады под влиянием гипоталамо-гипофизарной системы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие половые гормоны - это пубертатный гормональный пол, под влиянием которого у подростков появляются вторичные половые признаки. Биологический пол дополняется психологическим, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации.
Существуют некоторые патологические состояния, при которых нарушается нормальная гормональная дифференциация. Из пренатальных состояний такого рода наиболее известен адреногенитальный синдром: вследствие дефицита определенного фермента увеличивается выброс адренокортикотропного гормона и как следствие - избыточная продукция андрогенов. При достаточно тяжелой дисфункции наружные гениталии девочек маскулинизируются, приобретают "мужской" вид (ложный гермафродитизм), что нередко приводит к неправильному определению пола при рождении. Некоторые из этих детей воспитываются как мальчики, а другие - как девочки, причем развивающееся тендерное самосознание у них полностью соответствует "приписанному" полу. Особый интерес представляют дети, эндокринный статус которых более соответствует мужскому типу, но которые тем не менее выращивались как девочки. В исследованиях А. Эрхардта с соавторами (1968) сравнивали две группы таких детей: 1) у одних заболевание было распознано в раннем детстве, и они получали корректирующие препараты (кортизол); 2) у других диагносцирование и лечение были проведены в подростковом периоде и позже. Поведение детей второй группы отличалось несомненными "мальчиковыми" характеристиками, несмотря на то, что обследуемые считали себя девочками.
Другой пример гормональных нарушений - это тестикулярная феминизация, характеризующаяся дефицитом андроген-связывающих
145
белков и, как следствие, дефицитом продукции гормонов. Фенотип этих людей - типично женский, несмотря на наличие у них тестикулов. Поскольку в детстве их воспитывают как девочек, у них формируется женское тендерное самосознание, которое сохраняется и во взрослом состоянии: они становятся хорошими матерями для приемных детей и т. д.
Вышеприведенные примеры (число их можно продолжить) свидетельствуют о значительном влиянии гормональных факторов на регуляцию полового поведения, хотя несомненно, что значительную роль в нем играют полоролевые стереотипы и ориентации, воспринятые ребенком в детстве.
У транссексуалов (так называют индивидов, стремящихся изменить тендерную идентификацию в противоположность своему, четко детерминированному генетическому и анатомическому полу) гормональные нарушения не обнаруживаются, и девиантные типы поведения развиваются в детстве и особенно в подростковом возрасте на почве искаженных тендерных стереотипов.
Стадии становления
В последние годы существует многочисленная литература по поводу структурных различий мозга, могущих служить основой сексуальной дифференциации у человека. Например, существуют половые различия в строении перемычки (splenium) мозолистого тела: у женщин она шире и имеет клубнеобразную форму. Женщины, по-видимому, более восприимчивы к сексуальным переживаниям, связанным с эллиптоидны-ми нарушениями лобной доли, и т. д.
Раннее и позднее созревание
При оценке биологического
возраста представляет интерес также
соотношение между собой
Характеризуя внутригрупповую вариабельность, можно выделить примерно шесть типов роста и скелетного созревания (Sinclair, 1989):
1) дети "среднего" типа;
2) высокорослые дети за счет раннего созревания - "акселерированные", которые вовсе не обязательно станут высокими взрослыми;
3) дети не только рано
созревающие, но и с
4) в противоположность
детям 2-й группы поздно
5) в противоположность
3-й группе, сюда входят те, кто
медленно созревает и
146
низкими ростовыми потенциалами;
6) дети, которые по тем или иным причинам вступают в пубертат либо раньше, либо позже, чем обычно.
Нужно отметить также, что конечная длина тела связана со средней скоростью роста на протяжении всего ростового периода, а не только со временем начала и окончания подросткового скачка роста и временем закрытия эпифизов.
Есть некоторые данные о тесной связи умственного и психического развития с костным и зубным возрастом (о связи между костным возрастом и уровнем полового созревания см. выше). Дети, раньше созревающие физически, имеют более высокие показатели в оценках КИ по сравнению с медленно созревающими сверстниками. По достижении взрослой стадии эти различия исчезают.
Как поздно, так и рано созревающие дети сталкиваются с целым рядом проблем. Поздно созревающие мальчики уступают своим акселерированным сверстникам в силе, ловкости и другим, связанным с физической крепостью, параметрам. Именно эти последние, за редкими исключениями, являются признанными лидерами в детских коллективах. Поздно созревающие девочки отстают от подружек по развитию вторичных половых признаков и часто тоже чувствуют себя "изгоями" в коллективе сверстников с более высоким физическим и психосексуальным развитием.
Перед "акселератами" стоят свои нелегкие проблемы, например, как сочетать физическую зрелость с психической и социальной инфантильностью, особенно в условиях современного индустриального общества, не признающего за подростками никакой правовой самостоятельности вплоть до наступления "легального" - одинакового для всех - возрастного рубежа?
Рассмотренные в данном разделе проблемы связаны с вариациями индивидуальных - внутригрупповых - темпов созревания. О межгрупповой вариабельности показателей зрелости будет подробно рассказано в разделе, посвященном акселерации соматического развития ("секулярному тренду").
Информация о работе Биологический возраст и показатели зрелости