Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:49, реферат
Тысячелетие европейского Средневековья было неоднородно по своей структуре. Обстановка постепенно менялась, в недрах Средних веков зрели ростки Возрождения. Эпоха активной географической экспансии еще была впереди. Но первые ласточки Эпохи Великих географических открытий — купцы, путешественники, миссионеры — уже начали знакомство средневекового европейца с экзотическими странами. Эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.) знаменуется подъемом науки и искусства, возрастает интерес к культурному наследию античности. Увлечение людей искусства красотой и гармонией человеческого тела дало толчок развитию анатомии. Этот период получил также название "Эпохи великих географических открытий".
Введение
1 Зарождение научной биологии
2 Становление биологии нового времени
2.1 Развитие анатомии и физиологии
2.2 Развитие описательной зоологии
2.3 Развитие ботаники
2.4 Развитие систематики
2.5 Развитие микроскопии
3. Итоги биологических открытий эпохи Возрождения
Заключение
Список использованных источников
В-третьих, важным следствием
развития биологии явилось формирование
научной методологии и методики
исследования живого. Поиски рациональной,
эффективной методологии
В-четвертых, следствием накопительной работы является развитие теоретического компонента биологического познания - выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления - преформизм и эпигенез.
Преформисты (Я.Сваммердам, А. ван Левенгук, Г.В. Лейбниц, Н. Мальбранш и др.) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, потому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех предобразованных зачатков органов и тканей. Преформизм существовал в двух разновидностях: овистической, в соответствии с которой будущий взрослый организм предобразован в яйце (Я. Сваммердам), и анималькулистской, сторонники которой полагали, что будущий взрослый организм предобразован в сперматозоидах (А. ван Левенгук).
Уходящая своими корнями в аристотелизм, теория эпигенеза (У. Гарвей, Р. Декарт, пытавшийся построить эмбриологию, изложенную и доказанную геометрическим путем, и др.) полностью отрицала какую бы то ни было предопределенность развития организма и отстаивала точку зрения, в соответствии с которой развитие структур и функций организма определяется воздействием внешних факторов на непреформированную зародышевую клетку. Борьба между этими направлениями была острой, длительной, велась с переменным успехом. Каждое направление обосновывало свою позицию не только эмпирическими, но и философскими соображениями (так, преформизм хорошо согласовывался с креационизмом: Бог создал мир со всеми населяющими его существами, как теми, которые были и есть, так и теми, которые еще только появятся в будущем).
В целом же биология в XIV-XVII вв. была в зачаточном состоянии; растительный и животный миры были исследованы лишь в самых грубых чертах, биологические объяснения носили чисто механический и поверхностный характер. Биологическое познание еще не выработало в это время своей собственной системы методологических установок.
Заключение
Большой материал, накопленный по «инвентаризации» живой природы в XV—XVII вв., безусловно, сыграл положительную роль в последующих обобщениях. Однако рассматриваемый период не мог привести к ним из-за недостаточности материала во всех направлениях изучения живой природы, хотя в области анатомии и физиологии уже было подмечено сходство строения и функции разных организмов. В XV—XVII вв. возникают идеи, ставшие господствующими или предметом широких научных дискуссий. Сюда относятся идеи неизменности видов, появления организмов из готовых зачатков (преформизм), абсолютной гармонии организма со средой (целесообразность органическая). В естествознании господствовала «мысль о целесообразности установленных в природе порядков».
Эти взгляды в конечном итоге были призваны доказать непознаваемость природы. Для живых организмов это выразилось в допущении существования непознаваемой «жизненной силы» и бессмертной души — виталистические утверждения, своими корнями восходящие к античным мыслителям.
В последующем они «подкреплялись» разными аргументами. В поиске аргументов неожиданно делались открытия важных биологических явлений, хотя их авторы стояли на ошибочных методологических позициях.
Список использованных источников