Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:56, творческая работа

Краткое описание

В рамках классического бихевиоризма исследовались только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.
Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным:
мышление отождествляется с речедвигательными актами;
эмоции - с изменениями внутри организма;
сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

бихевиоризм.pptx

— 3.81 Мб (Скачать файл)

Бихевиоризм

 

Выполнила:

Медведева Евгения

группа 9-1-37

БИХЕВИОРИЗМ  
(от англ. behavior - поведение)

 

     направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

 

    Возник  в США и явился реакцией  на структурализм В. Вундта  и Э.Титченера и на американский функционализм.

 

   Дж. Уотсон, статья  которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению.

   В ней автор  критиковал психологию за субъективизм, а также за практическую бесполезность.

 

 «... сознание  с его структурными единицами,  элементарными ощущениями, чувственными  тонами, вниманием, восприятием,  представлением одними лишь неопределенными  выражениями»

Дж. Уотсон.

 

Классический  бихевиоризм

 

     

В рамках классического бихевиоризма исследовались  только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.

      Для классического бихевиоризма  все психические явления сводятся  к реакциям организма, преимущественно  двигательным:

    • мышление отождествляется с речедвигательными актами;
    • эмоции - с изменениями внутри организма;
    • сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.

      Основным механизмом поведения  принимается связь стимула и  реакции.

 

S - R

 

Основоположником  бихевиоризма является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958).

  

 

 

 

 

  

 

Философская основа Бихевиоризма

 

Позитивизм

 

Прагматизм

 

Предмет бихевиоризма - изучение поведения  объективным путем и с целью  служить практике.

 

 В  качестве научных предпосылок  Дж. Уотсон называл исследования  по психологии животных, особенно  Э. Торндайка (1874-

1949), а  также школу объективной психологии.

     Поведение — это всякая реакция  (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид  приспосабливается. С точки зрения  бихевиоризма подлинным предметом  психологии является поведение  человека от рождения и до  смерти.

 

«Основная задача бихевиоризма заключается в  накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы  в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать -- ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или -- если дана реакция -- какой ситуацией данная реакция вызвана»

Дж. Уотсон.

 

Классификация реакций  по основаниям

 

внутренними (скрытыми) или внешними (наружными)

 

приобретенными  или наследственными

РЕАКЦИИ В ПОВЕДЕНИИ

наружные или видимые приобретенные

(например, игра в теннис, открывание двери и т. п.

двигательные навыки)

внутренние или скрытые приобретенные

(мышление, под которым в бихевиоризме

разумеется внешняя» речь)

наружные (видимые) наследственные

(хватание, чихание, мигание, а также реакции

при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции)

внутренние (скрытые)

наследственные реакции

желез внутренней секреции,

изменения в кровообращении и др.

Наблюдение за новорожденным привело  к выводу:

 

 

    •  Число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, было относительно невелико.

 

    • Не было найдено данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.).

 

Это привело ученого к необходимости  совершенно отвергнуть теорию инстинкта.

 

 

Формирование  поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных  навыков и речевых реакций  взрослого, Уотсон объяснял «павловскими» условными рефлексами.

 

При наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при  условии овладения внешней и  внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

 

Принцип «обусловливания» (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов.

Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения.

 

Из своих экспериментов  Уотсон сделал вывод о том, что  страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском  возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.

 

«Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914)

 

«Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919)

Э. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция" и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал "промежуточными переменными".

 

S

 

R

 

Промежуточные переменные

 

Раньше считалось, что  эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только для индивидуального  субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно "вывести наружу" и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации.

Э. Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

Научение – когнитивное действие

Латентное научение - формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней.

 

Э. Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.

Теория  Э. Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

Теория 
≪оперантного бихевиоризма≫ Б. Скиннера

 

Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества).

От констатации Скиннер  переходит к разработке методов  целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как  теоретик обучения, разработавший различные  программы обучения и коррекции  поведения.

 

 

стремление понять причины  поведения и научиться им управлять.

 

разделяя разработанные  Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е. исходил из того, что  развитие есть научение, которое обусловливается  внешними стимулами.

 

Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.

Человек не свободен, так как сам никогда не управляет  своим поведением, которое детерминировано  внешней средой.

Личность понимается как набор поведенческих шаблонов ≪ситуация - реакция≫, причем последняя  зависит от предыдущего опыта  и генетической истории.

 

Поведение

 

Внешняя среда

 

S - R

 

Опыт

 

Генетическая  история

ПОВЕДЕНИЕ

безусловно-

рефлекторное

условно-

рефлекторное

оперантное

 

ответ на стимул

 

Возникает спонтанно и  определяется как обусловливание;

играет решающую роль в  адаптации

организма к внешним условиям.

Главной характеристикой  оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

 

Оперантное

поведение

 

Прошлый опыт

 

Последний стимул (подкрепление)

 

Отрицательное

 

Положительное

 

Усиливает или  ослабевает

Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, "вынесение вовне" не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.

Историческое  значение бихевиоризма

 

    • Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания, против структурализма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса;

 

    • Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик;

 

    • Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом;

 

    • Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

Бихевиоризм.  
Достоинства и недостатки

 

1. Обозначил историческую  потребность в расширении понимания  предмета изучения в психологии  и ввел в круг изучаемых  явлений поведение человека, сделав  его предметом своих исследований

 

1. Но потребность  в расширении предмета изучения  была отражена однобоко и неадекватно,  так как игнорировалось сознание  как

объективная сущность

 

 

2. Исследование  поведения и острая постановка  проблемы объективного подхода  в психологии

 

2. Понимание поведения  сводится лишь к внешним проявлениям,  и игнорируются ненаблюдаемые  физиологические и психические  процессы

 

 

3. Обозначение задачи  управления поведением человека, нацеленности научного исследования  на связь с практическими задачами

 

3. Из-за механистической  трактовки поведения человек  лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Бихевиоризм