Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:56, творческая работа
В рамках классического бихевиоризма исследовались только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.
Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным:
мышление отождествляется с речедвигательными актами;
эмоции - с изменениями внутри организма;
сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.
Бихевиоризм
Выполнила:
Медведева Евгения
группа 9-1-37
БИХЕВИОРИЗМ
(от англ. behavior - поведение)
направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.
Возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм.
Дж. Уотсон, статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению.
В ней автор
критиковал психологию за
«... сознание
с его структурными единицами,
элементарными ощущениями, чувственными
тонами, вниманием, восприятием,
представлением одними лишь
Дж. Уотсон.
Классический бихевиоризм
В рамках классического бихевиоризма исследовались только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.
Для классического
Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции.
S - R
Основоположником бихевиоризма является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958).
Философская основа Бихевиоризма
Позитивизм
Прагматизм
Предмет бихевиоризма - изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.
В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка (1874-
1949), а
также школу объективной
Поведение — это всякая
«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать -- ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или -- если дана реакция -- какой ситуацией данная реакция вызвана»
Дж. Уотсон.
Классификация реакций по основаниям
внутренними (скрытыми) или внешними (наружными)
приобретенными или наследственными
РЕАКЦИИ В ПОВЕДЕНИИ
наружные или видимые приобретенные
(например, игра в теннис, открывание двери и т. п.
двигательные навыки)
внутренние или скрытые приобретенные
(мышление, под которым в бихевиоризме
разумеется внешняя» речь)
наружные (видимые) наследственные
(хватание, чихание, мигание, а также реакции
при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции)
внутренние (скрытые)
наследственные реакции
желез внутренней секреции,
изменения в кровообращении и др.
Наблюдение за новорожденным привело к выводу:
Это
привело ученого к
Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял «павловскими» условными рефлексами.
При наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.
Принцип «обусловливания» (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов.
Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения.
Из своих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.
«Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914)
«Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919)
Э. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция" и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал "промежуточными переменными".
S
R
Промежуточные переменные
Раньше считалось, что эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только для индивидуального субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно "вывести наружу" и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации.
Э. Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.
Научение – когнитивное действие
Латентное
научение - формирование определенных
навыков в ситуации, когда их непосредственная
реализация не необходима и они оказываются
невостребованными. Основано на формировании
у субъекта в результате его ориентировочно-
Э. Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.
Теория Э. Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.
Теория
≪оперантного бихевиоризма≫ Б. Скиннера
Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.
Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества).
От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения.
стремление понять причины поведения и научиться им управлять.
разделяя разработанные
Торндайком и Уотсоном взгляды на
социогенетическую природу
Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.
Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.
Личность понимается
как набор поведенческих
Поведение
Внешняя среда
S - R
Опыт
Генетическая история
ПОВЕДЕНИЕ
безусловно-
рефлекторное
условно-
рефлекторное
оперантное
ответ на стимул
Возникает спонтанно и определяется как обусловливание;
играет решающую роль в адаптации
организма к внешним условиям.
Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.
Оперантное
поведение
Прошлый опыт
Последний стимул (подкрепление)
Отрицательное
Положительное
Усиливает или ослабевает
Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, "вынесение вовне" не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.
Историческое значение бихевиоризма
Бихевиоризм.
Достоинства и недостатки
1. Обозначил историческую
потребность в расширении
1. Но потребность
в расширении предмета
объективная сущность
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии
2. Понимание поведения
сводится лишь к внешним
3. Обозначение задачи
управления поведением
3. Из-за механистической
трактовки поведения человек
лишается своей активной
Спасибо за внимание!