Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:46, реферат
Психофизиология – наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики
Физиология и психофизиология - является основным предметом, в преподавательской деятельности, которая составляет основную часть моей профессии
Введение.
Вегетативная нервная система, ее отделы функциональные особенности. Адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.
Биологическая и информационная теория эмоций. Связь эмоций с потребностями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Заключение.
Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин)
постулирует: положительные эмоции
возникают в связи с
Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
По преимущественному
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей – сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей – символ. В научном мышлении соответственно – понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется
в соответствии с установленной
последовательностью
Эвристическое мышление – творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) – мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.
Совершаясь по общим законам
мышление различных людей отличается
индивидуальными особенностями: степенью
самостоятельности, критичности, последовательности,
гибкости, глубины и быстроты, различным
соотношением анализа и синтеза
- аналитическое или
Связь эмоций с потребностями
Эмоции и целенаправленное
поведение взаимосвязаны и
Связь эмоций с потребностями и их роль в формировании личности.
Личность – это понятие чрезвычайно сложное. Каждый человек обладает уникальной, присущей только ему комбинацией черт, т.е. каждый из нас - неповторимая личность. Понятие «личность» включает мысли и чувства, систему ценностей, отношение к людям и ситуациям. Ранее считалось, что личность формируется в раннем детстве, что после первых пяти лет развития человек действует по тем схемам, которые были запрограммированы им раньше. В настоящее время установлено, что развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни. Человек сохраняет способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться и меняться все время пока живет. Особенно интенсивное формирование личности осуществляется в юношеский период (период студенчества), когда завершается физическое и половое созревание и наступает период активной социализации. В формировании личности эмоции занимают ведущее положение. Эмоции имеют врожденные предпосылки, но формируются под влиянием конкретной социальной среды, в процессе постепенного, последовательного удовлетворения потребностей, начиная с низшего уровня и кончая высшим.
Движущей силой человеческих поступков является желание (мотивация) удовлетворить свои потребности. В каждый данный момент времени неудовлетворенная доминирующая (главная) потребность рассматривается как наиболее мощный стимул, т.к. она вызывает отрицательные эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма.
Однако человеку присуще множество потребностей различного «ранга», которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи. В этой иерархии имеются низшие и высшие потребности. Человек в течение одного дня может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться больше энергии сконцентрировать на каких-то определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Так, многие люди на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей и это будет характеризовать уровень развития его личностных качеств.
Особенности эмоций в старшем подростковом возрасте.
При переходе от младшего подросткового возраста к юношеству уменьшается эмоциональная напряженность. Появляется потребность выделиться среди сверстников - внешностью, манерами поведения, своими знаниями, умениями, хобби. Вместе с тем появляется серьезный интерес к собственной личности во всех ее проявлениях, появляются рассуждения на темы смысла жизни и устройства своего будущего. Подросток старшего возраста уже может больше контролировать свои эмоции и поведение. В то же время сохраняются еще многие черты, свойственные предыдущему периоду – внутренние колебания настроения, неуверенность в себе, критичное отношение к окружающим. Усиливается сосредоточенность на своем внутреннем мире, растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении
Интенсивность эмоций и повышенная чувствительность к событиям.
Юношество характеризуют
повышенная чувствительность к происходящим
событиям, яркие, пылкие эмоции, склонность
обобщать переживаемые события: «если
плохо в данный момент, то все
плохо вообще», «если хорошо сейчас,
то мир прекрасен всегда и во всем»
и т.п. Подростку старшего возраста
свойственно часто ощущать чувс
Дружба и любовь в юношеском возрасте.
Дружба в юношестве приобретает глубокий смысл. Дружба со сверстниками одного пола способствует обмену информации об отношении к различным явлениям и способствует пониманию сложных личностных чувств. Например, подростки одного пола в дружбе могут доверительно рассказывать друг другу об испытываемых чувствах к представителям противоположного пола. В это же время формируется развитие половой идентичности и чувство принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, социальных и культуральных факторов. В этом возрасте подросткам характерно идеализировать своих друзей, «придумывая и приписывая» им качества, которые бы они хотели в своих друзьях видеть.
Вслед за дружбой, как со сверстниками противоположного пола, так и со сверстниками своего пола, приходит влюбленность. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости – в отношениях появляются ухаживания, обмен знаками внимания, романтические отношения. У юношей влюбленность и сексуальное влечение не всегда проявляются по отношению к одному и тому же объекту. Юношеская влюбленность характеризуется больше трепетным, бережным отношением, собственные фантазии по отношению к объекту влюбленности не всегда реализуются.
Потеря друга или возлюбленного (возлюбленной) переживается как трагедия и оставляет глубокий след и воспоминания в душе формирующейся личности. Тем не менее, взлеты и падения необходимы в жизни каждого подростка для формирования личного опыта и дальнейшей устойчивости к жизненным потрясениям.
Заключение
В ходе проделанной работы, поставленная цель была достигнута.
Мною была подобно рассмотрена вегетативная нервная система, ее отделы и функциональные особенности. В процессе работы я изучил адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.
Так же я ознакомился с биологической и информационной теорией эмоций и их связью с потребностями и особенностями в подростковом возрасте.
Информация о работе Вегетативная нервная система ее функциональные особенности