Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:00, реферат
Современное человеческое общество живет и продолжает развиваться, активно используя достижения науки и техники, и практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает. Накоплением этих знаний, поиском закономерностей в них и их применением на практике занимается наука. Человеку как объекту познания свойственно разделять и классифицировать предмет своего познания (вероятно, для простоты исследования) на множество категорий и групп; так и наука в свое время была поделена на несколько больших классов: естественные науки, точные науки, общественные науки, науки о человеке и пр. Каждый из этих классов делится, в свою очередь, на подклассы и т.д. и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
Современное человеческое общество живет и продолжает развиваться, активно используя достижения науки и техники, и практически немыслимо остановиться на этом пути или вернуться назад, отказавшись от использования знаний об окружающем мире, которыми человечество уже обладает. Накоплением этих знаний, поиском закономерностей в них и их применением на практике занимается наука. Человеку как объекту познания свойственно разделять и классифицировать предмет своего познания (вероятно, для простоты исследования) на множество категорий и групп; так и наука в свое время была поделена на несколько больших классов: естественные науки, точные науки, общественные науки, науки о человеке и пр. Каждый из этих классов делится, в свою очередь, на подклассы и т.д. и т.п.
В настоящее время в мире существует множество научных центров, ведущих разнообразные химико-биологические исследования. Странами-лидерами в этой области являются США, европейские страны: Англия, Франция, Германия, Швеция, Дания, Россия и др. В нашей стране существует множество научных центров, расположенных в Москве и Подмосковье (Пущино, Обнинск, Черноголовка), Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке... Одни из ведущих центров по стране Институт биоорганической химии им.М.А.Шемякина и Ю.А.Овчинникова, Институт молекулярной биологии им.В.А.Энгельгардта, Институт органического синтеза им.Н.Д.Зелинского, Институт физикохимической биологии МГУ им.Белозерского и др. В СанктПетербурге можно отметить Институт Цитологии РАН, химический и биологические ф-ты Гос. Университета, Институт экспериментальной медицины РАМН, Институт онкологии РАМН им. Петрова, Институт особо чистых биопрепаратов МЗиМП и т.п.
Кроме множества лекарств, в повседневной жизни люди сталкиваются с достижениями физико-химической биологии в различных сферах своей профессиональной деятельности и в быту. Появляются новые продукты питания или совершенствуются технологии сохранения уже известных продуктов. Производятся новые косметические препараты, позволяющие человеку быть здоровым и красивым, защищающие его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В технике находят применение различные биодобавки ко многим продуктам оргсинтеза. В сельском хозяйстве применяются вещества, способные повысить урожаи (стимуляторы роста, гербициды и др.) или отпугнуть вредителей (феромоны, гормоны насекомых), излечить от болезней растения и животных и многие другие...
Все эти вышеперечисленные успехи были достигнуты с применением знаний и методов современной химии. В современной биологи и медицине химии принадлежит одна из ведущих ролей, и значение химической науки будет только возрастать.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИТАМИНОВ
Всем известное слово "витамин" происходит от латинского "vita" - жизнь. Такое название эти разнообразные органические соединения получили далеко не случайно: роль витаминов в жизнедеятельности организма чрезвычайно велика.
Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.
Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи.
Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моря ков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию,100 человек погибли от цинги.
История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара хвои.
Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержаться не во всякой пище.
Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании.
Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина(белок молока),жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению:"...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".
Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.
В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.
Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина установлением причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.
Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.
Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40,тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000.
Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде(оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов);оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20%-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище.
Несмотря на то,что эти особые вещества присутствуют в пище,как подчеркнул ещё Н. И. Лунин,в малых количествах, они являются жизненно необходимыми. Так как первое вещество этой группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ (1912) предложил назвать весь этот класс веществ витаминами (лат. Vita - жизнь, vitamin-амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.
После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания бери-бери, был открыт ряд других витаминов. Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак Коллума, Мелэнби и многих других учёных.
В настоящее время известно около 20 различных витаминов. Установлена и их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путём переработки продуктов, в которых они содержаться в готовом виде, но и искусственно, путём их химического синтеза.
С детства мы слышали о полезности овощей и фруктов для витаминизации организма. Некоторые даже думают, что фрукты, зелень и овощи являются универсальным источником витаминов. Однако это однобокий взгляд. Ягоды, овощи, фрукты и зелень действительно являются основными поставщиками природных витаминов С и бета-каротина (провитамина А), в меньшей степени - витамина К и фолиевой кислоты, а вот витамины группы В и D, к сожалению, вообще отсутствуют или содержатся в очень незначительных количествах в овощах, зелени, фруктах и ягодах, равно как и прочих растительных продуктах питания. Вот почему так важно максимально разнообразить свой рацион, а не оставаться в рамках модных тенденций сыроядения и вегетарианства! Конкретные данные о высоком содержании тех или иных витаминов и витаминоподобных веществ в продуктах питания приведены в таблице:
Витамин |
Очень высокое содержание |
Высокое содержание |
С |
Смородина черная, шиповник сушеный и свежий, сладкий перец красный и зеленый, укроп, петрушка |
Цитрусовые (апельсины, лимоны, лайм), киви, клубника, капуста цветная и белокочанная, смородина белая, шпинат, рябина, щавель |
В1 |
Горох, свинина, крупа овсяная, фасоль, крупа гречневая, пшено |
Бекон, печень свиная и говяжья, свиные сардельки, зеленый горошек, ячневая крупа, колбаса любительская натуральная, хлеб из муки 2-го сорта |
В2 |
Яйца, скумбрия, говяжья печень, творог, сыр |
Мясо куриное, колбасы вареные, сельдь, говядина, треска, кефир, гречневая крупа, шпинат, зеленый горошек |
РР |
Говяжья печень, телятина, говядина, язык, почки, баранина, куриное и кроличье мясо, кофе, гречневая крупа |
Вареные колбасы, свинина, горох и зеленый горошек, треска, фасоль, хлеб пшеничный из муки 2-го сорта, крупа перловая и ячневая, орехи |
В6 |
Фасоль, печень, мясо и птица, соя |
Крупа гречневая, ячневая и перловая, пшено, хлеб из муки 2-го сорта, горох, картофель |
В12 |
Печень, мясо, творог, большинство видов рыб, яичный желток, сыр |
Яичный белок, молоко, сметана, кисломолочные напитки |
А |
Печень трески, свиная, говяжья |
Красная икра, яйца, сливочное масло |
Провитамин А (бета-каротин) |
Красная морковь, зеленый лук, щавель, облепиха, шпинат, красный перец |
Печень говяжья, томаты, морковь желтая, салат, абрикосы, тыква, перец зеленый сладкий, рябина черноплодная |
D |
Печень и икра рыб, яйца |
Молочные жиры, жирная рыба (скумбрия, кета, сельдь и ряд других), а также образуется в коже под действием ультрафиолета |
Е |
Хлопковое, подсолнечное, кукурузное масло |
Оливковое масло, облепиха, горох |
К |
Капуста белокочанная и цветная, печень, шпинат, тыква, щавель, |
Морковь, свёкла, картофель, помидоры и другие овощи, яйца |
Холил |
Печень; горох, мясо животных и птиц, соя, яйца; овсяная крупа |
Хлеб, различные крупы, капуста, картофель |
Биофлавоноиды (витамин Р) |
Щавель, айва, черноплодная рябина, цитрусовые (апельсины, лимоны), плоды шиповника, черная смородина, чай зеленый |
Практически все прочие фрукты и ягоды |
фолаты |
Зелень петрушки, фасоль, салат, шпинат, печень |
Укроп, хлеб, творог, яичные желтки, зеленый горошек, цветная капуста, крупы |
Источники и суточной потребности витаминов
Существующие классификации витаминов не принимают во внимания уровни фактической потребности, которые различаются на 6 порядков - в 1 000 000 раз! Наиболее важным с точки зрения его количества является витамин С, ежедневная потребность которого составляет от 100 мг до 1 г. Других витаминов обычно требуется в 100 или 1000 раз меньше - в количествах нескольких десятков мг (ниацин, витамин Е) или нескольких мг (пантотеновая кислота, пиридоксин, рибофлавин, тиамин, ретинол). Остальных витаминов нужно еще меньше - в 10 000 - 100 000 раз, от нескольких десятков до нескольких сотен мкм (фолиевая кислота, витамин К, биотин). Наконец, витамина D и витамина B12 достаточно употреблять в количествах лишь несколько мкг в день. Таким образом, все витамины по рейтингу ежедневной потребности можно разделить на 5 основных групп.
Рейтинг суточной потребности в витаминах
Витамин |
Ед. измерения |
Россия, 2005 г |
RDA, США, 2001 |
ILSI, Европа, 1990 |
|
1 ГРУППА |
|||||
1 |
Витамин С |
мг |
70 |
75-90 |
80 |
2 ГРУППА |
|||||
1 |
Ниацин (Витамин B3) |
мг |
20,0 |
14,0-16,0 |
20,0 |
2 |
Токоферол (Витамин Е) |
мг |
15,0 |
15,0 |
12,0 |
3 |
Пантотенол (Витамин В5) |
мг |
5,0 |
4,0-7,0 |
- |
4 |
Каротиноиды |
мг |
15,0 |
5,6 |
2,0* |
3 ГРУППА |
|||||
1 |
Пиридоксин (Витамин В6) |
мг |
2,0 |
1,3 |
2,1 |
2 |
Рибофлавин (Витамин В2) |
мг |
2,0 |
1,1-1,3 |
1,8 |
3 |
Тиамин (Витамин В1) |
мг |
1,7 |
1,1-1,2 |
1,5 |
4 |
Ретинол (Витамин А) |
мг |
1,0 |
0,7-0,9 |
1,0 |
4 ГРУППА |
|||||
1 |
Фолиевая кислота |
мкг |
400 |
400 |
300 |
2 |
Биотин (Витамин Н) |
мкг |
50 |
30-100 |
- |
3 |
Витамин К |
мкг |
120 |
45-80 |
- |
5 ГРУППА |
|||||
1 |
Витамин D |
мкг |
5,0 |
5,0 |
8,0 |
2 |
Витамин B12 |
мкг |
3,0 |
2,4 |
3,0 |
Информация о работе Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые