Восстановительные процессы при мышечной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:24, реферат

Краткое описание

Рациональное применение тренировочных нагрузок неразрывно связано с использованием и нормированием необходимого отдыха между упражнениями, сериями упражнений или тренировочными занятиями. Весьма важно, что во время отдыха в организме в виде биологической реакции возникают процессы восстановления, которые обеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма. Восстановление работоспособности организма после тренировочных нагрузок имеет три фазы.

Содержание

1. Введение.
2. Восстановительные процессы при мышечной деятельности
3. Особенности восстановления и критерий готовности к повторной работе.
4. Разновидности отдыха.
5. Средства восстановления
6. Педагогические средства восстановления.
7. Психологические средства восстановления.
8. Основные положения применения восстановительных средств.
9. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

ВРАЧЕБ.КОH.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

 Среди  средств психической регуляции наиболее эффективны следующие:

1. Психолого-педагогические, основанные на воздействии словом: убеждение, внушение, деактуализациия (занижение возможностей соперников), формирование "внутренних опор" (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные технико-тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).

2. Комплексные  методы релаксации и мобилизации  в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок.

3. Аппаратурные  средства воздействия: использование  ритмической музыки, цветомузыки, видеоизображения, фильмов со скрытыми титрами успокаивающего или мобилизирующего характера.

4. Психофизиологические  воздействия: массаж, тонизирующие  движения, произвольная регуляция  ритма дыхания, воздействие холодом, фармпрепаратами естественного происхождения (например, элеутерококком), двигательные и мимические упражнения из группы "гимнастики чувств".

 Основные положения применения восстановительных средств.

 Основные  положения комплексного применения  восстановительных средств в подготовке спортсменов приводятся в работе [3].

 Стратегия  и тактика применения восстановительных  средств в подготовке спортсменов зависят от следующих основных факторов: особенностей вида спорта; педагогических задач на данном этапе подготовки; пола, возраста, спортивного стажа, функционального состояния спортсменов; направленности, объема и интенсивности тренировочных нагрузок; состояния эмоциональной сферы и психического утомления спортсменов; условий для тренировок и быта; особенностей питания; климатического фактора и экологической обстановки.

 В каждом  случае в процессе выбора и  разработки восстановительных мероприятий  необходимо учитывать основные  функциональные звенья, обеспечивающие  работоспособность в данном виде  спорта, и конкретные, лимитирующие  работу звенья данного спортсмена. Кроме того, выбор и методика  применения средств восстановления  зависят от способности спортсмена  выполнить запланированный объем  физических нагрузок на данном  этапе тренировочного цикла.

 Необходимо  в зависимости от индивидуальных  особенностей функционального состояния  организма спортсмена и конкретных  задач этапа подготовки изменять  целевое назначение восстановительных  мероприятий, которые должны обеспечить  полноценное восстановление наиболее  нагруженных в данный период  психофизиологических систем. При  этом, с одной стороны, используемое  средство должно быть достаточным  для обеспечения восстановительных  реакций и предупреждения срыва  механизмов адаптации, а с другой - не должно снижать эффективность  тренировки, ее воздействие на скорость течения естественных восстановительных процессов.

 Восстановление нервно-психической сферы осуществляется с помощью следующих средств: гидропроцедур (теплый душ, теплая ванна, солевые ванны), банных процедур; массажа (ручной, вибрационный); ультрафиолетового облучения; ионизированного воздуха, кислорода, витаминов (особенно группы В), психотерапии.

 Сердечно-сосудистая, дыхательная системы и биохимический обмен восстанавливаются с помощью следующих средств: гидротерапии (теплая ванна и душ, контрастные ванны), массажа (ручной, вибрационный), банных процедур, ионизированного воздуха, кислорода, гидроэлектролитного уравновешивания, витаминов С и группы В.

 Для восстановления  нервно-мышечной системы используются  гидропроцедуры (теплый и контрастный душ, соляные ванны), банные процедуры, массаж, физиотерапевтические процедуры, ультрафиолетовое

 облучение, ионизированный воздух, гидроэлектролитное уравновешивание, витамины группы В.

 Необходимо  отметить, что средства восстановления  и повышения работоспособности  должны использоваться в строгом  соответствии с задачами тренировочного  процесса и конкретной тренировочной  программой. Весьма осторожно и  крайне индивидуально следует  применять средства восстановления  в период достижения спортивной  формы, так как этот период  характеризуется очень тонкой  координацией психофизиологических  функций, когда не только неадекватная  нагрузка, но и несоответствующий  комплекс восстановительных средств  может снизить достигнутый уровень  работоспособности.

 В процессе  разработки комплексов средств  восстановления и повышения работоспособности  всегда следует учитывать индивидуальные  особенности спортсменов, а также  генетически заложенные в их  организме способности к восстановлению. Выявлены значительные различия  в быстроте и особенностях  течения восстановительных процессов  у представителей одного и  того же вида спорта при  одинаковом режиме тренировки  и примерно одинаковом уровне  тренированности.

 Необходимо  особо подчеркнуть, что для рационального  планирования тренировочных нагрузок  в рамках восстановительных мероприятий  всегда нужно иметь информацию  об особенностях развития процессов  утомления и восстановления в  организме спортсменов после  отдельных тренировочных занятий, а также о кумулятивном эффекте  нескольких различных по направленности, характеру и величине тренировочных  нагрузок в недельном тренировочном  микроцикле.

 Немалое  значение имеет комплексность  применения различных восстановительных  средств. При этом весьма важно, чтобы принцип комплексности  применения восстановительных средств  постоянно осуществлялся во всех  звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также  в процессе тренировочного дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература:

 

1. Бальсевич В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21-25.

2. Журавлева  А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. - М.: Медицина, 1999. - 266 с.

3. Кузин  В.В., Лаптев А.П. Система восстановления  и повышения спортивной работоспособности. - М.: РГАФК, 1999. - 31 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 286 с.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 305 с.

6. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с.

7.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 186 с.

8.Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 44 с.

9. Сейфулла Р.Д. Спортивная фармакология. - М.: ИПК "Московская правда", 1999. – 118

 

 

 

 

 

 

 

Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

 

 

 

 

Реферат на тему:

Педагогические и психологические восстановительные средства

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 091 гр. Степанова Н.Л.

Проверила: Сафина А.Г.

 

2013 год


Информация о работе Восстановительные процессы при мышечной деятельности