Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:03, реферат
С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр.
Каково бы
ни было происхождение Олимпийских
состязаний — связаны ли они с
погребальными обрядами, или с
периодической борьбой царей-
Олимпионик — частное лицо — возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя — и, очевидно, соперника — прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в. Соответствующие известия — лишняя черточка в быту того времени, характеризующая острое соперничество знатных родов.
Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или возможностью захвата власти в родном городе?
Олимпионик, с точки зрения истории древнейших культов, представляет собою нечто подобное Rex Nemorensis: он царь-маг, обеспечивающий плодородие почвы, обусловленное таинственным взаимодействием неба и земли. Бег на колесницах носил первоначально ритуальный характер и, как это отразилось в мифах и сообщениях позднейших писателей, решал вопрос о том, кто будет басилевсом нового года. Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI—V вв. до н. э. едва ли возможно.
Изменения в религиозных и культурных воззрениях людей, политические перемены, природные катаклизмы — все это привело к тому, что Олимпия — самое великолепное и популярное святилище Эллады — погибло. Дошедшие до нас античные письменные источники и образцы искусства красочно рассказывали о знаменитом всегреческом святилище. Знали о нем и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. Однако точное местонахождение Олимпии определено не было. Высказывалось даже мнение, что располагалась она не около холма Кронос, а близ горы Олимп. В XVIII веке европейские ученые и общественные деятели заговорили о необходимости разыскать Олимпию и начать изучение столь ценного античного памятника. В 1766 году английский путешественник Ричард Чандлер посетил Грецию. На Пелопоннесе у горы Кронос он обнаружил руины каких-то античных сооружений, дальнейшему разрушению которых активно содействовали местные жители, используя камень для своих строительных целей. Находка части стен огромного храма и обломков капителей колонн вызвала у ученых живейший интерес. Французский ученый и путешественник Фавель в 1787 году посетил Олимпию и описал руины храма Зевса еще до раскопок. В 1788 году в «Описании античной Греции» Бартелеми был издан первый план Олимпии. А в 1813 году уже был составлен и первый подробный план святилища до раскопок. Росту интереса к эллинским древностям способствовала греко-турецкая освободительная война. Начались серьезные планомерные исследования Олимпии. В 1828 году специально созданная экспедиция обследовала Пелопоннес, а уже в мае 1829 французские археологи под руководством Дюбуа приступили к раскопкам на территории святилища. Были обнаружены метопы, располагавшиеся с западной стороны храма Зевса, над входом в опистодом, и изображавшие подвиги Геракла — победы над критским быком, немейским львом и стимфалийскими птицами. А следом и у восточного фасада храма Зевса археологи нашли мраморные фрагменты метоп, украшавших вход в пронаос, также представлявшие подвиги любимого героя Эллады — коней Диомеда и быков Гериона. Находки были погружены на корабль и по Алфею отправлены в морской порт, а оттуда — в Париж, в Лувр, где они экспонируются до сих пор. Когда греческое правительство было информировано о неразрешенном вывозе артефактов, раскопки были остановлены и возобновлены только спустя 40 с лишним лет немецкими археологами. В 1875 году к исследованиям в Олимпии приступают ученые из Германии под руководством Э.Курциуса. Среди участников экспедиции был молодой тогда археолог В. Дёрпфельд, издавший в 1935 году книгу «Древняя Олимпия». Отныне все находки должны были оставаться в Греции. Поскольку в Олимпии не было музея, первое время все найденные артефакты отправляли в Афины. А в 1887 году древнее святилище обзавелось собственным музеем, экспозиция которого стала быстро пополняться. Раскопки затруднялись тем, что в результате неоднократных разливов рек Алфея и Кладея, с юга и с запада окружавших Олимпию, территория комплекса была покрыта шестиметровым слоем песка. Прежде всего археологи начали с расчистки центра святилища. Нанесенные реками песок и земля на лошадях вывозились за пределы Олимпии. К 1881 году общая топография и расположение основных сооружений всегреческой святыни были известны. Кроме того, в период раскопок ежегодно публиковались археологические отчеты. За все шесть лет исследований немецкие археологи издали пять томов текста, четыре тома таблиц, множество планов и карт. В 1884 году в раскопках приняли участие и сами греки — Греческое археологическое общество исследовало северо-западный угол палестры. Олимпийские игры 1896 года подогрели интерес к колыбели олимпийского движения. Работы по раскрытию археологической зоны Олимпии активно велись до 1942 года — Вторая мировая война прервала раскопки. К этому времени была исследована священная роща — Альтис, раскрыты здания вокруг нее, частично открыт стадион и др. Работа в Олимпии вновь была продолжена лишь в 1952 году немецким археологом Е. Кунце. Позднее здесь работал А. Мальвитц. Был доследован стадион, раскопаны портик Эхо, Леонидайон, мастерская Фидия, районы на юге и западе священной рощи, восточные термы. Несмотря на то, что многолетние археологические исследования Олимпии принесли великолепные плоды, от дальнейших раскопок, продолжающихся и по сей день, следует ожидать много интересного и важного для науки и искусства.