Задания ЕГЭ по биологии. Часть С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.
С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Содержание

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С .
1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»………………………………………..….…2
2. Раздел «Животные» …………………………………………………………………………….…..6
3. Раздел «Человек» ……………………………………………………………………………….…..7
4. Раздел «Общая биология»
4.1. Основы цитологии………………………………………………………………………………...10
4.2. Обмен веществ и энергии ………………………………………………………………………..12
4.3. Размножение и развитие организмов ………………………………………………………..…..16
4.4. Основы селекции ………………………………………………………………………………….18
4.5. Основы экологии ………………………………………………………………………………….19
4.6. Происхождение человека …………………………………………………………………….....27
4.7. Эволюция ………………………………………………………………………………………….28
4.8. Основы генетики…………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………...….37

Вложенные файлы: 1 файл

биология 6 класс.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)
  1. Что называется зиготой?

ОТВЕТ: Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.

  1. В чем заключается сходства и различия   яйцеклеток лягушки  и  человека?

ОТВЕТ: Сходства:  содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму. Различия: в размерах  (у человека  невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки – в откладываемых в воду   икринках, у человека – внутри  организма).

  1. Каково значение интерфазы в жизни клетки?

ОТВЕТ: Интерфаза это период между двумя делениями клетки. В ней происходит  усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов,  накопление АТФ и в конце происходит удвоение молекул ДНК.

  1. Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?

ОТВЕТ: В процессе  двойного оплодотворения происходит два слияния клеток: один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, другой – с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм – питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой.

  1. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

ОТВЕТ: Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться. Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит  процесс естественного отбора. Преимущества полового размножения:  более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее  происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида. Недостатки:  требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.

  1. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

ОТВЕТ:  Кариотипом (количеством, размерами, формами хромосом).

  1. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

ОТВЕТ: Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором в потомстве сохраняются все признаки материнского организма и не происходит расщепления  признака, как при половом размножении.

  1. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

ОТВЕТ: Яйцеклетки  - женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза,  содержат гаплоидный набор хромосом, не способны   самостоятельно двигаться, содержат все органоиды и запас питательных веществ. Функции: обеспечивают передачу наследственной информации от материнского организма потомству,  и зародыш обеспечивают питательными веществами. У разных видов  отличаются  размерами и формами.

  1. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

ОТВЕТ: 1)Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.2)Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

  1. Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

ОТВЕТ: Происходит удвоение ДНК, идет  усиленный синтез белков, углеводов, РНК, АТФ, увеличивается количество органоидов.

  1. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

ОТВЕТ: Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него он растет. Мейоз образует гаметы с гаплоидным  набором хромосом, а при оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида,  восстанавливается.

  1. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.

ОТВЕТ: у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей; причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении; при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Основы селекции

  1. Чем характеризуется явление полиплоидии?

      ОТВЕТ: Кратным увеличением числа хромосом.

  1. Чем характеризуется явление гетерозиса?

       ОТВЕТ:  Ярким проявлением признака у гибридов первого поколения и их   высокой жизнеспособностью,  которые исчезают во втором поколении.

  1. Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова?

     ОТВЕТ:  Закон позволяет прогнозировать наличие сходных мутаций у родственных видов.

  1. С какой целью в селекции растений применяют скрещивание особей разных сортов?

     ОТВЕТ:  Для получения комбинированных сортов, сочетающих в себе полезные признаки обоих сортов, т.е. для получения комбинативной изменчивости и для получения эффекта гетерозиса.

  1. Как можно сохранить у растений  сочетания полезных признаков, полученные от скрещивания двух сортов?

       ОТВЕТ: Размножая их вегетативным путем, так как при дальнейшем скрещивании из-за перекомбинирования  родительских генов  сочетания полезных  признаков в потомстве могут исчезнуть.

  1. С какой целью проводят в селекции  близкородственное скрещивание.   Какие отрицательные последствия оно имеет?

ОТВЕТ:  При близкородственном скрещивании происходит  увеличение гомозиготности. Близкородственное скрещивание (самоопыление у растений) проводят с целью создания чистых линий, для закрепления признака.  Но при этом  в гомозиготное состояние могут перейти и вредные рецессивные гены, что приводит к снижению жизнеспособности потомства или к гибели.

  1. Для чего проводят межлинейную гибридизацию в селекции растений?

ОТВЕТ: Для получения эффекта гетерозиса.

  1. Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?

ОТВЕТ: По мнению ученых,  причиной гетерозиса считается гетерозиготность потомства. Во втором поколении половина генов переходит в гомозиготное состояние и эффект   теряется.

  1. Почему   методы  полиплоидии и искусственного  мутагенеза, применяемые в селекции растений,  не применимы в селекции животных?

ОТВЕТ: Это объясняется особенностями животных: сложное строение  (наличие систем органов), сложная взаимосвязь с окружающей средой (нервная система, органы чувств), малая плодовитость  по сравнению с растениями,  длительное половое созревание и др.

  1. Что такое искусственный мутагенез и для чего его применяют?

ОТВЕТ: Это процесс и искусственного получения мутаций путем воздействия мутагенных факторов (облучение ультрафиолетовыми  и рентгеновскими лучами и др.) с целью получения у потомства полезных мутаций. Особи с полезными мутациями  в дальнейшем участвуют при создании новых штаммов микроорганизмов или сортов растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5. Основы экологии

  1. Почему у разных животных разная плодовитость?

ОТВЕТ: Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.

  1. Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.
  2. Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

ОТВЕТ: Для растений: нехватка света, воды, минеральных солей, углекислого газа.

Для животных: нехватка пищевых ресурсов, воды, неблагоприятные климатические  условия, паразиты, враги (конкуренты, хищники)

Для микроорганизмов: нехватка пищевых ресурсов, неблагоприятные условия (температурный, водный, газовый режим, химические вещества (антибиотики для паразитов)

  1. В каких отраслях народного хозяйства используются бактерии?

ОТВЕТ: В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии; в фармацевтике: для создания лекарств, вакцин; в сельском хозяйстве: для приготовления силоса, сенажа (кормов для животных), в коммунальном хозяйстве, в природоохранных мероприятиях: для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен, в генной инженерии, микробиологии: с помощью них получают витамины, гормоны, лекарства, кормовые белки и т.д.

  1. Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?

ОТВЕТ: Действуют факторы- ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.  Особенно хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.

  1. В чем сущность закона ограничивающего фактора?

ОТВЕТ: Из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального (т.е. наиболее угнетающий фактор).

  1. Школьники для озеленения территории взяли молодые ели из леса, а не из просеки. Посадили все правильно, но потом хвоя побурела и осыпалась. Почему?

ОТВЕТ: Теневые и световые листья имеют отличия в строении, приспособлены к определенной освещенности. После пересадки  хвоинки не смогли быстро перестроиться к яркой освещенности и погибли.

  1. Почему на поверхности водоемов обитают растения  с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

ОТВЕТ: На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые, которые поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску. На поверхности поглощают зеленые пигменты-хлорофиллы.

  1. Какие приспособления для экономного расходования воды имеют животные суши?

ОТВЕТ: Перемещение в тень, рытье нор, роговые покровы пресмыкающихся, раковины улиток, хитиновый покров насекомых, накопление жира- источника внутренней воды (верблюды), уменьшение потоотделения, экономия воды при выделении мочи и кала, спячка в период жаркого сезона.

  1. Можно ли назвать почвой смесь песка,  воды, неорганических и органических веществ?

ОТВЕТ:  Нет, так как в ней нет  живых организмов и почва имеет определенную структуру.

  1. Почему наземные млекопитающие имеют ушные раковины, а у водных и почвенных- их нет или редуцированы?

ОТВЕТ: Вода и почва имеют большую плотность и звуки в них хорошо распространяются.

  1. Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный  опад?

ОТВЕТ: Могут возникнуть пожары, погибают многие насекомые и беспозвоночные, уничтожаются семена растений, кладки наземно гнездящихся птиц, повреждаются побеги молодых растений, замедляется их рост, усиливается эрозия почвы и в итоге разрушается экологическое равновесие, естественный круговорот веществ.

  1. Почему сильное «цветение»  воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

ОТВЕТ: После быстрого размножения растения отмирают,  и при гниении используется кислород водоема, что приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей, кроме этого, некоторые сине- зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества. При бескислородном  разложении органических веществ выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.

  1. Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?

Информация о работе Задания ЕГЭ по биологии. Часть С