Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:48, доклад
В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Учитель повседневно ищет ответ на вопросы: как сделать урок более интересным, изменить мотивацию учащихся сделать её положительной; как способствовать повышению интеллектуального потенциала детей; каким образом организовать на уроках поиск знаний, сделать их системными, целостными, действенными. Ученик Джерри Стайнберга, преподавателя с многолетним стажем, однажды признался: «Каждый раз, когда мы пели песни, слушали ваши колкие шуточки или играли в игры, мы думали, что просто валяем дурака, а не учимся.
Какие приспособления позволяют вести орлу хищнический образ жизни?
Можно использовать театрализованные моменты на этапе выдвижения гипотез. Например «Спор с ученым» . В роли ученого выступает учитель. Учащимся предлагается представить, что к ним пришел, например Ч. Дарвин.
Который побуждает ребят высказывать различные гипотезы для того, чтобы опровергнуть предположение – действительно ли человек произошел от обезьяны. В ходе дискуссии учащиеся выясняют общие и отличительные черты строения человека и человекообразных обезьян.
При решении проблемных ситуаций можно создать творческие лаборатории из групп учащихся, работающих над проблемами. В результате работы каждая лаборатория должна представить на общее обсуждение одно общее решение проблемы и обосновать его. При этом альтернативные варианты от одной группы не принимаются.
На этапе проверки
и закрепление результатов
Вызываются два
учащихся , одному и другому даются
карточки взаимодополняющие
Табак – душистый Петуния - гибридная
Белена – черная Помидор - съедобный
Игра «Да, нетка» . Учитель загадывает нечто( объект, орган, ученого и т.д )
Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами – да и нет.
Такие нехитрые
приемы достаточно
Использование в системе технологии проблемного обучения приводит к повышению интереса учащихся к предмету и как следствие идет улучшение качества знаний учащихся .Игровые моменты в проблемном обучении не только позволяют разнообразить уроки, снять эмоциональное напряжение, но и являются огромным трудом учителя и ученика, направленным на усвоение и закрепление изученного, развитие логического и абстрактного мышления,
Способствуют повышению познавательной активности учащихся , и развивают умение работать в коллективе.
Особенности функций:
1. заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; так же развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
2. состоит в в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение ит.д.
3. заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков. Это означает, что игра как особо организованное занятие, обостряет мыслительную деятельность учащихся.
4. направлена на гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.
5.снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном процессе обучения;
6. состоит в формировании навыков подготовки своего психологического состояния для более эффективной деятельности, а так же для перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7. заключается в создании атмосферы общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений;
1._______________; 2.________________; 3._______________; 4.__________________;
5.__________________; 6.____________________; 7.___________________;
Классификация игр.
По виду деятельности:
- физические (двигательные)
- интеллектуальные (умственные)
- трудовые
- социальные
- психологические.
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
- познавательные, воспитательные, развивающие.
- репродуктивные, продуктивные, творческие.
- коммуникативные,
диагностические,
По характеру игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
По характеру целевой ориентации:
1. дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности.
Свойства дидактической игры:
А) открытость, т.е. исход игры невозможно предугадать.
Б) повторяемы, игру можно в любой момент прервать и начать заново.
В) следуют определенным правилам, которые могут изменить сами участники.
2. воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности ит.д.
4. социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие отношению.
Использование игровых ситуаций на уроках.
«Дополни ответ товарища».
Учитель предварительно
называет опорное понятие , например
–череп человека , и предлагает
учащимся назвать составляющие
его кости. Команды поочередно
называют кости, выигрывает та
команда, которая называет
«Кто больше».
Вызываются два учащихся. Им предлагается перечислить как можно больше терминов на заданную тему и при этом необходимо сделать шаг. Кто оказывается дальше других ,тот и побеждает.
«Ассоциативные классики».
Можно использовать при изучении семейств растений. На листе рисуем классики, каждый помечен своей категорией . (Например: название семейства) Бросаем кубик. Выпадает цифра, характеризующая категорию. Учащийся должен назвать признаки, характеризующие данное семейство, или название растений и т. д..
«Волшебная шляпа».
В шляпу предварительно помещаются задания, которые учащиеся по очереди вытаскивают и дают ответ. Так же в шляпу можно положить набор букв, из которых учащиеся должны составить термин, использованный на данном уроке.
«Я знаю шесть названий»
В игре используется маленький мяч. Подбрасывая, мяч ученик должен перечислить 6 представителей названной категории. Например: «Я знаю 6 названий растений, имеющих стержневую корневую систему… »
«Знаю, не знаю»
В игре используется мяч. Учитель, бросая мяч ученику, заведомо говорит либо правильное утверждение, либо не правильное. Ученик если согласен, должен словить мяч, если не согласен мяч не трогать. Например: «Я знаю, что при очередном листорасположении в одном узле одна листовая пластинка »
«Третий лишний»
Предварительно готовятся рисунки с изображением трех животных, растений ит.д. Учащимся предлагается высказать предположение и выбрать – кто является лишним. Ответ обосновать.
«Спор с ученым» .
В роли ученого выступает учитель. Учащимся предлагается представить, что к ним пришел, например Ч. Дарвин, который побуждает ребят высказывать различные гипотезы для того, чтобы опровергнуть предположение – действительно ли человек произошел от обезьяны. В ходе дискуссии учащиеся выясняют общие и отличительные черты строения человека и человекообразных обезьян.
«Биологическое домино, или подбери пару.»
Вызываются два
учащихся , одному и другому даются
карточки взаимодополняющие
Табак – душистый Петуния - гибридная
Белена – черная Помидор - съедобный
Учащиеся должны подобрать себе правильно пару.
«Да, нетка» .
Учитель загадывает нечто( объект, орган, ученого и т.д )
Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами – да и нет.
Классный час на тему: «Вредные привычки».
Цель: развитие у подростков осознанного неприятия к употреблению табачных изделий, алкоголя, наркотических средств; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.
Оформление: антиреклама курения; высказывания: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» ( О. де Бальзак) ; «Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным» ( Г. Лессинг)
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя.
Проблема борьбы с вредными привычками существует очень давно.( В: Какие вы знаете вредные привычки?) Не потеряла она своей актуальности и в настоящее время, наоборот даже обострилась. Вот и сегодня мы постараемся выяснить , что вы знаете о них.
2. Сценка. ( Действующие лица: Сигарета, Водка, Шприц, Ученица, Спорт, Чистота, Автор)
Автор: Залог здоровья это- ЗОЖ !
Ты без него не проживешь!
Пошли однажды сигарета, бутылка водки и шприц друзей по свету искать. Долго ходили они. Вдруг встретили ученицу 5-ой школы.
Сигарета: Послушай, хочешь с нами дружить? Мы будем тебе самыми верными друзьями.
Водка: О, мы очень быстро узнаем друг друга и подружимся. Пару дней с нами и ты уже никогда не сможешь с нами расстаться.
Шприц: А со мной ты подружишься после первой же дозы нашего знакомства. Эти двое тебе не нужны. Дружи со мной.
Ученица: Но я не хочу дружить с вами, от вас так противно воняет!
Сигарета: Со временем ты привыкнешь и этот приятный запах покажется тебе лучше любого парфюма.
Водка: Брось! Существует современное средство, которое отлично справляется не только с запахом, но и со многими другими неприятными последствиями.
Шприц: Зачем же портить это удовольствие? Глупости! Дружи только со мной . мои соседи и друзья известные личности в мире. Думаю ты слышала о СПИДе, в последнее время он так прославился!
Ученица: Нет! Нет! Нет! Мне не нужны такие друзья! Я никогда не буду с вами дружить! У меня уже есть друзья, самые лучшие друзья , которых я никогда не обменяю на таких, как, вы! Они мне всегда помогают, и они помогут мне сейчас прогнать вас отсюда!
( выходят Спорт и Чистота)
Шприц, Сигарета и Водка: О, нет! Это наши злейшие враги! (убегают)
Ученица, Спорт и Чистота: Наркота, вино и водка,
Учитель: Давайте, ребята, мы тоже вредным привычкам скажем- нет! Дадим отпор своими знаниями.
3. Организация игры «Знатоки - зрители». Учитель задает классу вопросы, тот кто первым правильно отвечает, занимает место знатока.
Выбор команды по вопросам:
1. Какое предупреждение написано на пачке сигарет. ( Минздрав предупреждает: Курение опасно для вашего здоровья)
2. Как меняется походка у
3. Какое растение используют
для изготовления табачных изде
4. Является ли пиво алкогольным напитком? ( да)
5. Какое заболевание вызывает вирус ВИЧ? ( СПИД)
6. Можно ли заразиться СПИДом через рукопожатие? ( нет)
Когда команда выбрана вопросы задаются и знатокам и зрителям , команды начинают соперничать друг с другом.
Вопросы:
В № 1. Существует много высказываний
известных людей о вреде
В № 2. Многие люди узнавая, что человек болен СПИДом перестают с ним общаться, обходят его стороной, боясь заразиться болезнью не желают находиться с ним в одном помещении, транспорте, полагая, что даже пользование одним туалетом может привести к болезни. Какими путями может передаваться СПИД? ( половым, через кровь, от матери к ребенку)
В № 3. На чердаке сарая где гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелись лишь 78 цыплят! Причем 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами! Объясните, почему это произошло !
( Зародыши были отравлены
В № 4. Зеленый змий- отвратительное пресмыкающиеся, избирает себе в жертвы не всех подряд. Сначала он выбирает жертву, как правило молодого человека не очень стремящегося к знаниям и потому имеющего массу свободного времени. Он прикидывается добрым другом. «У тебя неприятности – говорит он, я тебя утешу», «Тебе холодно- нашептывает он, я тебя согрею.» И хотя морщится весь организм, выворачивается порой наизнанку, но пробуют и попадают к змию в зависимость. И вот уже идут во всю ширину тротуара его болтливые пленники, вздымаются кулаки, составляются милицейские протоколы. О каком змии идет речь? ( алкоголь)
Информация о работе Игровые методы в технологии проблемного обучения на уроках биологии