Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:28, реферат
Краткое описание
Клеточная теория - это обобщенные представления о строении клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов. Появлению и формулированию отдельных положений клеточной теории предшествовал довольно длительный (более трехсот лет) период накопления наблюдений над строением различных одноклеточных и многоклеточных организмов растений и животных. Этот период был связан с усовершенствованием различных оптических методов исследований и расширением их применения.
Содержание
Клеточная теория, история и современное состояние, ее значение для биологии и медицины……………………………………………………………………………..........3 Биосинтез белка. ……………………………………………………….……………...….6 Размножение. Половое и бесполое размножения. Формы бесполого и полового размножения. Биологическое значение..…………………….………………..……......15 Овогенез. Особенности формирования женских гамет…………………………...…..22 Жизненный цикл паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев; промежуточные и основные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах. Примеры....24 Круглые черви…………………………………………………………………….……...31 Происхождение жизни на земле. …………………………………………………….....35 Строение хромосом. Виды хромосом. Гетеро- и эухроматин…………………….….39 Модификационная изменчивость. Норма реакции детерминированных признаков фенокопии. Роль наследственности и среды в развитии, обучении и воспитании человека. Примеры………………………………………………………………………43 Список литературы ………………………………………………………………..….50
Генетический потенциал человека
ограничен во времени, причем довольно
жестко. Если пропустить срок ранней социализации,
он угаснет, не успев реализоваться. Ярким
примером этого утверждения являются
многочисленные случаи, когда младенцы
силой обстоятельств попадали в джунгли
и проводили среди зверей несколько лет.
После возвращения их в человеческое сообщество
они не могли уже в полной мере наверстать
упущенное: овладеть речью, приобрести
достаточно сложные навыки человеческой
деятельности, у них плохо развивались
психические функции человека. Это и есть
свидетельство того, что характерные черты
человеческого поведения и деятельности
приобретаются только через социальное
наследование, только через передачу социальной
программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности
и среды в онтогенезе человека важное
значение имеют такие понятия, как «генотип»
и «фенотип».
Генотип – это наследственная
основа организма, совокупность генов,
локализованных в его хромосомах, это
генетическая конституция, которую организм
получает от своих родителей.
Фенотип – совокупность всех
свойств и признаков организма, сформировавшихся
в процессе его индивидуального развития.
Фенотип определяется взаимодействием
организма с условиями среды, в которых
протекает его развитие. В отличие от генотипа
фенотип изменяется в течение всей жизни
организма и зависит от генотипа и среды.
Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов),
оказавшись в различных средах, могут
давать различные фенотипы. С учетом всех
факторов воздействия фенотип человека
можно представить состоящим из нескольких
элементов. К ним относятся:
биологические задатки, кодируемые
в генах;
среда (социальная и природная);
деятельность индивида;
ум (сознание, мышление).
Исходя из сложной структуры
фенотипа человека, можно сказать, что
предметом евгеники, является только один
– первый из указанных элементов. Представители
евгеники абсолютизируют именно его. В
то же время социальные элементы фенотипа
человека остаются вне их поля зрения.
В этом состоит ограниченность позиции
последователей данной теории.
Взаимодействие наследственности
и среды в развитии человека играет важную
роль на протяжении всей его жизни. Но
особую важность оно приобретает в периоды
формирования организма: эмбрионального,
грудного, детского, подросткового и юношеского.
Именно в это время наблюдается интенсивный
процесс развития организма и формирования
личности.
Наследственность определяет
то, каким может стать организм, но развивается
человек под одновременным влиянием обоих
факторов – и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что
адаптация человека осуществляется под
влиянием двух программ наследственности:
биологической и социальной. Все признаки
и свойства любого индивида являются результатом
взаимодействия его генотипа и среды.
Поэтому каждый человек есть и часть природы,
и продукт общественного развития.
Говоря о биологическом наследовании
человека, следует иметь в виду, что не
только положительные задатки, но и умственная
неполноценность часто обусловлены генотипом.
Наследственность определяют
как совокупность природных свойств организма,
передаваемых от поколения к поколению,
или как «свойство живых систем воспроизводить
свою организацию, или, иначе говоря, свойство
живых организмов воссоздавать себе подобных
в ряду поколений».
Биологическая наследственность
имеет огромное значение в жизни человека.
Она сохраняет человека как природное
существо, как уникальную популяцию (вид)
в биологическом мире. С момента рождения
ребенок наследует многие врожденные
свойства и инстинкты, относящиеся к группе
безусловных рефлексов (по И.П. Павлову).
К ним относятся пищеварительные рефлексы
(слюноотделение), оборонительные (отдергивание
рук от горячего, зажмуривание глаз при
ярком свете), ориентировочные (реакция
на звук, свет и т.д.). Говоря о нерасторжимой
связи человека с животным миром, следует
отметить, что эти свойства характерны
и для высших животных.
Однако в пределах биологической
эволюции возникла новая форма отражения,
обеспечившая переход предков в современных
людей, развитие «собственно человеческих
задатков» (движение в вертикальном положении
– прямохождение, развитие речи), предрасположенность
к целенаправленному труду, развитие мыслительных
способностей человека, осознание своих
действий, поступков, деятельности.
Список литературы.
1.Книги
А.Г. Мустафин и др. (Под ред.
В.Н. Ярыгина) Биология-М.: Высшая школа
- 2003г.
А.В Макеев Основы биологии. 1997г Ю.К. Богоявленский,
Т.Н.Улиссова
(Под ред. В.Н. Ярыгина)-М.: Медицина – 1984г.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. ,
Козарь М. В. , Гуленков С. И. Биология -