Межпредметная интеграция на уроках биологии в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.

Содержание

Введение 4
Межпредметные связи в изучении биологии 6
Функции межпредметных связей 6
Виды межпредметных связей в содержании
обучения биологии 6
Межпредметные связи на уроках биологии
в 9 классах 8
Планирование и пути реализации межпредметных
связей в изучении биологии 10
Тематическое планирование учебного материала 11
Поурочное планирование по биологии в 9 классе 13
Заключение 16
Список источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.15 Кб (Скачать файл)

Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена. Знания по физике о законе сохранения и превращения энергии в применении к обмену веществ в организме человека позволяет подвести учащихся к выводам об универсальности данного закона природы и о единстве физико-химических и биологических процессов.

Понятие о теплорегуляции организма является физико-биологическим по своему содержанию. При его формировании учитель опирается на понятие об удельной теплоте парообразования и другие из курса физики 8 класса.

Функции органов зрения и слуха раскрываются с учетом общих представлений учащихся об оптике и звуке и перспективных связей с курсами физики старших классов.

Методика реализации межпредметных связей при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека заключена прежде всего в создании и решении проблемных ситуаций, в обсуждении проблемных вопросов, в решении познавательных задач. Так, на уроке "Работа мышц" учащиеся решают проблемный вопрос: "Почему в результате работы мышц тело человека нагревается и выделяется большое количество тепла? " Учитель приводит установленный исследованиями факт, что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в другой. При изучении растений и животных учащиеся узнали, что в результате окисления органических веществ клеток в процессе дыхания выделяется тепло.

Они высказывают предположение о том, что при работе в мышечных волокнах также происходят реакции окисления, которые являются экзотермическими и сопровождаются выделением тепла. Учитель ставит дополнительный вопрос: "Почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем, например, при дыхании семян? " Обращаясь к курсу физики, учащиеся рассказывают о превращении механической энергии работающих мышц в тепловую. Механическая энергия образуется из энергии, заключенной в химических связях, она высвобождается при разрыве химических связей в процессе распада и окисления белков и углеводов в мышечных волокнах. Плазмам крови при этом нагревается. Кровь уносит образовавшиеся продукты распада - двуокись углерода, воду и другие. Вода, испаряясь с поверхности тела в виде пота, уносит с собой избыток тепла (об испарении и его роли в поддержании нормальной температуры тела учащиеся узнают при изучении природоведения, растений, животных, физики).

При раскрытии состава и свойств костей учитель ставит обобщенный проблемный вопрос: "Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы? " Учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики - о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др. Они приходят к выводу о существовании зависимости свойств тел от их состава в живой и неживой природе и высказывают предположения о свойствах костей, имеющих в своем составе органические и неорганические вещества.

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование и пути реализации межпредметных связей в изучении биологии.

         Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Учитель биологии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в биологических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные  связи" по каждому биологическому  курсу и опорных тем из программ  и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической  литературы;

2) поурочное планирование межпредметных  связей с использованием курсовых  и тематических планов;

3) разработка средств и методических  приемов реализации межпредметных  связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки  и проведения комплексных форм  организации обучения;

5) разработка приемов контроля  и оценки результатов осуществления  межпредметных связей в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование учебного материала по биологии 9 класса

( С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин).

 

Тема урока

Кол – во часов

1

Эволюция животного мира на Земле. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

1

2

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

1

3

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1

4

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1

5

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

6

Учение Ч. Дарвина об естественном  отборе.

1

7

Форсы естественного отбора.

1

8

Приспособление организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1

9

Забота о потомстве.

1

10

Физиологические адаптации.

1

11

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

1

12

Эволюционная роль мутаций.

1

13

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции.

1

14

Общие закономерности биологической эволюции.

1

15

Возникновение жизни на Земле, Современные представления о возникновении жизни.

1

16

Начальные этапы развития жизни.

1

17

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

18

Жизнь в палеозойскую эру.

1

19

Жизнь в мезозойскую эру.

1

20

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

21

Происхождение человека.

1

22

Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.

1

23

Органические вещества входящие в состав клетки.

1

24

Обмен веществ и преобразование веществ в клетки. Пластический обмен. Биосинтез белка.

1

25

Энергетический обмен.

1

26

Строение и функции клетки. Прокариотическая клетка.

1

27

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

28

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

29

Деление клетки.

1

30

Клеточная теория строения клетки.

1

31

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое размножение.

1

32

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

33

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития.

1

34

Постэмбриональный период развития.

1

35

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

36

Наследвенность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики.

1

37

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

1

38

Законы Менделя.

2

39

Сцепленное наследование генов.

1

40

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

41

Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

42

Взаимодействии генов.

1

43

Фенотипическая изменчивость.

1

44

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

45

Методы селекции растений и животных.

1

46

Селекция микроорганизмов.

1

47

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии. Биосфера, её структура и функции

1

48

Круговорот веществ в природе.

1

49

История формирования сообществ живых организмов.

1

50

Биогеоценозы и биоценозы.

1

51

Абиотические факторы среды.

1

52

Интенсивность действия факторов среды.

1

53

Биотические факторы среды.

1

54

Взаимоотношения между организмами.

2

55

Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование.

1

56

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

57

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

58

Резервные часы.

8

59

Всего часов.

68


 

 

 

 

 

Поурочное планирование по биологии в 9 классе

(по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина)

 

Урок 22. Тема: “Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.”

Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

Здачи:

  • образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, их значение в процессе жизнедеятельности;
  • развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное и делать выводы;
  • воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: лекция, самостоятельная работа.

Демонстрация: таблица «Строение молекулы воды»

Межпредметные связи: химия, физика.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
    • приветствие;
    • подготовка класса к работе;
    • проверка на наличие учащихся.

 

  1. Мотивация учебной деятельности.
    • Сообщение темы, цели занятия

 

  1. Изложение нового материала.

Тема: Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

 

План:

  1. Химическая организация клетки.
  2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
  3. Минеральные соли.
  4. Сообщение домашнего задания.

глава 9.§21; вопросы 1-5

  1. Подведение итогов знаний.
    1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей;
    1. Оценить работу учеников во время занятий. 
  1. Закрепление изученного материала.

Формулировка выводов (самостоятельно или с помощью учителя). 

 

Конспект урока.

    1. В состав клетки входит около 80 различных элементов, которые встречаются в объектах неживой природы.

- О чем это может говорить? (Доказательство  общности живой и неживой природы.)

Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы.

 

Жизнедеятельность всех живых систем проявляется во взаимодействии молекул различных химических веществ. В составе живой природы обнаружено более 80 хим. элем. , 27 из которых выполняют определенные функции, остальные попадают в организмы с пищей, водой, воздухом.





                                                     


Все элементы по содержанию их в живых организмах

разделяются на три группы


Элементы, входящие в состав клеток организмов (в %)

Макроэлементы

Микроэлементы

Ультрамикроэлементы

Кислород 65-75

Углерод 15-18

Азот 1,5-3

Водород  8-10

Магний 0,02-0,03

Калий 0,15-0,4

Натрий 0,02-0,03

Кальций 0,04-2,00

Железо 0,01-0,15

Сера 0,15-0,2

Фосфор 0,20-1,00

Содержатся в очень не больших количествах: от 0,001 до 0,000001

Бор

Кобальт

Медь

Молибден

Цинк

Ванадий

Йод

Бром

Содержание не превышает 0,000001

Уран

Радий

Золото

Ртуть

Бериллий

Цезий

Селен


       Сера и фосфор  являются необходимыми компонентами молекул биополимеров (белки, нуклеиновые кислоты), их часто называют биоэлементами.

 

    1. Из всех химических соединений, содержащихся в живых организмах вода составляет 75-85 % от массы тела. (учащиеся перечисляют все известные функции воды.)

      Учитель демонстрирует  таблицу «Строение молекулы воды».

    1. Из числа неорганических соединений, входящих в состав организмов, наибольшее значение имеют соли минеральных кислот и соответствующие катионы и анионы. Хотя потребность человека и животных в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма, однако отсутствие в пище какого-либо из биологически важных элементов ведет к тяжелым заболеваниям.

Закрепление. Формулировка обобщающего вывода о значении неорганических веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Забота о построении содержания единого курса биологии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека.

В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

Список источников

 

1. Всесвятский Б. В. Системный подход  к биологическому образованию  в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая  методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении  биологии. - М.: Просвещение, 1987.

5. Максимова В. Н. Межпредметные  связи в учебно-воспитательном  процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

6. Максимова В. Н. Межпредметные  связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межпредметная интеграция на уроках биологии в старших классах