Парадигма единой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:10, реферат

Краткое описание

В качестве единой парадигмы культуры может служить учение о ноосфере, как более высокий уровень представлений о биосфере. Основой для построения учения о ноосфере и космоноосфере служит строго осознанная увязка технологической и научной деятельности человека, его нужд и потребностей с космическими объективными закономерностями.

Содержание

1.Ноосфера и парадигма единой культуры……………………………………-3-
2.Биосфера и ноосфера.........................................................................................-3-
3.Единая культура.................................................................................................-5-

4.Как возникла ноосфера………………………………………………………..-6-
5.Теоретические концепции культуры...............................................................-7-
6.Культура и общество.......................................................................................-14-
7.Культура как социологическое явление........................................................-17-
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Парадигма единой культуры.docx

— 64.00 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание:

 

Содержание……………………………………………………………………...-2-

 

1.Ноосфера и парадигма единой культуры……………………………………-3-

 

2.Биосфера и ноосфера.........................................................................................-3-

 

3.Единая культура.................................................................................................-5-

 

4.Как возникла ноосфера………………………………………………………..-6-

5.Теоретические концепции  культуры...............................................................-7-

6.Культура и общество.......................................................................................-14-

7.Культура как социологическое  явление........................................................-17-

Литература...........................................................................................................-27-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ноосфера и парадигма единой культуры.   

 

И. Вернадский, рассматривая общие вопросы возникновения  и сущности жизни, подчеркивал, что  живое не могло возникнуть только из неживого, так как между живым  и неживым имеются принципиальные отличия. Согласно современным гипотетическим представлениям для Земли, как и  для любого другого участка Вселенной, важнейшим фактором является существование  биополя, которое формирующим образом  влияет на зарождение и развитие жизни. Биополе, как носитель жизни и  разума, является столь же вечным и  бесконечным во Вселенной, как и  неживая природа.

Каждый организм является носителем поля, все вместе они  образуют коллективное поле более высокого уровня. Предполагается, что для  всей Земли существует суммарное  биополе, которое предложено было называть ноосферой. Эта сфера бесконечно сложнее всех отдельно взятых входящих в нее биополей отдельных организмов и обладает единством на своем  уровне. Ноосфера обладает своим уровнем  бытия и переработки информации. Любые проявления жизнедеятельности  не теряются, а усиливаются благодаря  резонансу в биологических системах, окружая Землю животворной оболочкой. Ноосфера содержит информацию о прошлом, настоящем и влияет на происходящие на Земле процессы.  

В качестве единой парадигмы культуры может  служить учение о ноосфере, как  более высокий уровень представлений  о биосфере. Основой для построения учения о ноосфере и космоноосфере  служит строго осознанная увязка технологической  и научной деятельности человека, его нужд и потребностей с космическими объективными закономерностями.


2.Биосфера и ноосфера.

Как известно, сознательная деятельность человечества играет не меньшую роль в исторических процессах, чем эмоциональная. "Человеческий разум, который не является формой энергии, а производит действия, как будто  ей отвечающие" становится импульсом  явления, именуемого прогрессом, и, следовательно  связан с общественной формой материи. Согласно Вернадскому, именно эволюция видов приводит к созданию форм жизни, устойчивых в биосфере (второй биохимический  принцип), и, следовательно, направленное прогрессивное развитие - это явление  планетарное. Ю.П. Трусов уточняет это  положение, утверждая, что "по отношению  к породившему его органическому  миру общество имеет не только черты  приемственности, но и глубокие принципиально  новые черты, которые выделяют его из всего биологического мира... Эти черты связаны прежде всего с разумом, познанием мира и социально организованным трудом." Это различие дает основание выделить из биосферы особую область - ноосферу, т. е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком смысле, включающем науку, искусство и литературу, как кристализацию деятельности разума.

Если говорить о ноосфере В. И. Вернадского, не противоречащей самому духу его учения, то он не раз писал  о том, что согласованное с  природой развитие общества, ответственность  за природу и за ее будущее потребуют  специальной организации общества, создания структур, которые будут  способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Значит, ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность  направлять развитие биосферы в интересах  человека, его будущего. По этим причинам более уместно говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек  уже сможет разумно распоряжаться  своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться  обществу и природе. 

 

Биосфера существовала до появления на Земле человека, может  существовать и без него. Но человек  вне биосферы существовать не может, во всяком случае, в обозримом будущем. Значит, выполнение принципа совместного  развития, обеспечение коэволюции биосферы и общества потребуют от человечества регламентации своих действий. Таким  образом, переход биосферы в ее новое  состояние, - ноосферу, то есть вступление человечества в новую эру своего развития, обеспечение коэволюции и  человека и биосферы не могут произойти  автоматически. Это будет трудный  и медленный процесс выработки  новых принципов согласования действий и нового поведения людей, новой  нравственности. Это означает, что  переход в эпоху ноосферы потребует  коренной перестройки нашей жизни, смены стандартов, задач и целей. Эта проблема является центральной  проблемой, стоящей сегодня перед  человечеством: как должно быть организовано общество, чтобы обеспечить коэволюцию биосферы и человека, дальнейшее развитие цивилизации. Проблема войн, проблема выживания - это ее составляющие.

"Чтобы человечество  вписывалось в естественные циклы  биосферы, оно - или его потребление,  что равнозначно, - должно уменьшиться  в десять раз. Расчеты здесь  элементарны: лишь одна десятая  часть энергии, используемой человечеством,  возобновима; значит, только 500 миллионов  человек могут жить в обычном  режиме биосферы. То, что по ошибке  или недопониманию называют экологическим  кризисом, на самом деле является  кризисом цивилизационным. Мы стоим на пороге вселенской катастрофы, и я не вполне уверен, что мы сможем ее избежать.

Владимир Иванович Вернадский и Тейяр де Шарден пришли к величественной идее ноосферы, которая сменит биосферу как обиталище человечества. Сегодня  я бы сказал так: носфера может  стать нашим будущим, но может  и не стать. Если нет, то нас ждет конец истории - не по Фукуяме, не политический и идеологический, а самый что  ни на есть натуральный. Наше очевидное  приемущество по сравнению с пращурами, которых в неолит едва не раздавили  законы природы, состоит в том, что  мы можем осознать опасность и  противостоять ей."

Моисеев

Лишь глубокое познание человеком  своего истинного места и назначения в окружающем мире и строго научная  увязка своей технологической и  научной деятельности, своих нужд и потребностей с космическими объективными закономерностями, выполняющимися в  биосфере, может явиться основой  для построения действительной ноосферы, помня об этимологии слова "ноос" (разум) и в соответствии с критерием  прогресса такое очищение и расширение сознания и, соответственно, ответственной  деятельности позволит земному человечеству принять участие в строительстве  космоноосферы, как проявления земным человечеством космического со-знания.

3.Единая культура.

Ноосферный информационный поток содержит в себе идеологии  и концепции антигуманные и ложные, осуществление которых или уже  приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большим, вплоть до гибели самого человечества и биосферы. Существует разрыв идеала ноосферы и  его реальности.

Поскольку человек существо в своих биосоциальных гранях далеко не совершенное, в определенном смысле кризисное, то существует идеал  и цель высшего, духовного человека, который и движет им в стремлении превозмочь собственную природу. Так  и ноосфера - создание человека - достаточно дисгармоничная, находящаяся в стадии становления реальность, и вместе с тем высший идеал такого становления.

В.И. Вернадский провидел сущность "ноосферы как цели", как идеала ее задачи и движущей силы: "Научное  знание, проявляющееся как геологическая  сила, создающая ноосферу, не может  приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является".

Видный русский социолог, мыслитель и историк Питирим  Сорокин (1899-1968) указал на важнейшие  мировоззренческие корни любой  культуры. Человек, согласно Сорокину, живет в двух планах бытия: духовном и материальном. Когда духовные ценности выдвигаются для него на первое место, возникает мощный творческий тип культуры. Но затем этот период сменяется "чувственным" вариантом культуры, который отдает предпочтение интересам материальным. Возникает идеал насыщений, обогащения, потребления. Стимулируя бурное развитие науки и цивилизации, он при этом создает вакуум в сфере духа, что затем естественно дает импульс для новых поисков духовности. В античном мире, согласно Сорокину, этот поиск хронологически совпадает с эпохой Римской империи. Осуществляется он и в наши дни.

Английский историк К. Доусом (1889-1970) считает, что важнейшим  стимулом для возрождения культуры должно стать обращение к утраченным духовным ценностям, но для него это  прежде всего ценности христианства. Возврат к ним, говорит он, "вернет нашей цивилизации нравственные силы, необходимые для господства над внешними обстоятельствами и  для того чтобы избежать грозящей нам сегодня опасности". (Прогресс и религия. 1929).

Наука, на которою опиралась "религия прогресса", не смогла стать нравственной силой. Но это  не значит, что от нее следует  отказаться. Она законный и органический элемент культуры, который может  быть благодетельным при условии "прогрессивной  спиритуализации человеческой природы, состовляющей функцию христианства" (Прогресс и религия. 1929)

4. Как возникла ноосфера. 

 

Ноосфера есть новое геологическое  явление на нашей планете. В ней  впервые человек становится крупной  геологической силой. Он может и  должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом  по сравнению с тем, что было раньше." "Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать  в новом аспекте, не только в аспекте  отдельной личности, семьи или  рода, государств или их союзов, но и  в планетарном аспекте. Он, как  и все живое, может мыслить  и действовать в планетарном  аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой  он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой  всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет." В.И. Вернадский

Биополе, как носитель жизни  и разума, считается столь же вечным и бесконечным во Вселенной, как  и неживая природа. Каждый организм является носителем поля, все вместе они образуют коллективное поле более  высокого уровня, и т. д. Предполагается, что для всей Земли существует суммарное биополе, которое и  называют ноосферой. Эта сфера бесконечно сложнее всех отдельно взятых входящих в нее биополей отдельных организмов и обладает единством на своем уровне. Ноосфера имеет свой уровень бытия и переработки информации. Любые проявления жизнедеятельности не теряются, а усиливаются благодаря резонансу в биологических системах, окружая Землю животворной оболочкой. Ноосфера содержит информацию о прошлом, настоящем и влияет на происходящие на Земле процессы. Полевая формация является материальной и топологической основой для всех структур на Земле. В сравнении с инертной природой поле активно, творяще и является основой даже психического начала человека и более высоких формирований сознания. Поле, обладая голографическими свойствами, в каждом объеме пространства содержит всю информацию о целом, которую можно при определенных условиях воспринять.

Если говорить о физической природе поля, то электромагнитные излучения испускаются при любых  колебательных процессах. Фактически, весь живой мир является мощным источником разнообразнейших колебаний, которые  постоянно поглощаются и испускаются  молекулами в ходе биохимических  процессов, сокращающимися мышцами, нервами  с проходящими по ним импульсами, мозгом в ходе мыслительной деятельности и пр. В соответствии с принципом  резонанса можно считать, что  раз испущенные колебания будут  усиливаться, постоянно поглощаясь и испускаясь в ходе жизненных  процессов, что должно создавать  вокруг всей Земли энергоинформационную оболочку - общее биополе, в котором  зафиксированы все бывшие на Земле  события. Здесь приведены представления  о ноосфере Вернадского - оболочке, продуцируемой живыми и мыслящими  существами и являющейся, таким образом, своего рода коллективным носителем  жизни и разума. Исключительная сложность  такой оболочки создает возможность  для процессов самоорганизации  и на этом уровне, а обратные влияния  определяют возможность дистантных во времени и пространстве взаимодействий.

 
 
Основные понятия: социологическое  культура, парадигма высокой культуры, культура как «образ жизни», культура как «репрессия», философское и  социологическое понимание культуры, структура культуры, культура и личность, субкультура, функции культуры, культурный процесс, культурное единство, культурные универсалии, Многообразие культур, противоречия культуры. 
 
5. Теоретические концепции культуры

Содержанием данной лекции является анализ основных парадигм исследования культуры как социального явления. Естественно, мы рассмотрим не все существующие парадигмы, тем более концепции, принятые в современном научно-гуманитарном сообществе. Социология культуры - отрасль социологии достаточно молодая, и поэтому процесс первичных дискуссий, в которых вычленяется специфика социологического видения культуры и согласуется терминология, еще не завершен. До сих пор нет и однозначного определения самого понятия “культура”. Счет значений этого слова идет на сотни. В этих условиях дробность и множественность парадигм исследования культуры становится очевидным. 
 
Было бы неверно пытаться в данной лекции сказать “последнее окончательное слово” по поводу дефиниции “культура”. Теория культуры, как уже было сказано, имеет дело с множеством определений не потому, что нет желающих произнести “окончательный приговор”, а потому, что современное состояние проблем культуры ещё не позволяет безусловно и окончательно остановить свой выбор. 
 
Более того, стремясь выработать общее представление о культуре, нельзя “отметать” другие трактовки, причем именно потому, что культура как явление столь многообразно и разнообразно, что каждое определение культуры может иметь место, отражая тот или иной ее аспект. 
 
В данной лекции речь пойдет лишь о некоторых парадигмах, которые можно считать наиболее авторитетными. К их числу можно отнести парадигму высокой культуры, парадигму культуры как “образа жизни” и, наконец, парадигму культуры как “репрессии”. 

Информация о работе Парадигма единой культуры