Перцептивная психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

.Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Напомним, что эта стадия характеризуется, по Леонтьеву, изменением строения деятельности — выделением содержания деятельности, относящейся к условиям, в которых дан объект деятельности в среде (операции). По этой причине мы встречаемся здесь уже с подлинными навыками и восприятиями. Предметные компоненты среды отражаются уже как целостные единицы, в то время как при элементарной сенсорной психике имело место отражение лишь отдельных их свойств или суммы последних. Предметное восприятие обязательно предполагает определенную степень обобщения, появляются чувственные представления. Разумеется, перцептивная психика, свойственная огромному числу животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, обнаруживает в конкретных своих проявлениях большие различия. Поэтому необходимо и на этой стадии развития психики выделить отдельные уровни, из которых здесь будет рассмотрен низший. На этом уровне находятся прежде всего высшие беспозвоночные — головоногие моллюски и членистоногие (по меньшей мере высшие).

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар №4.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

1.Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Напомним, что эта стадия характеризуется, по Леонтьеву, изменением строения деятельности — выделением содержания деятельности, относящейся к условиям, в которых дан объект деятельности в среде (операции). По этой причине мы встречаемся здесь уже с подлинными навыками и восприятиями. Предметные компоненты среды отражаются уже как целостные единицы, в то время как при элементарной сенсорной психике имело место отражение лишь отдельных их свойств или суммы последних. Предметное восприятие обязательно предполагает определенную степень обобщения, появляются чувственные представления. Разумеется, перцептивная психика, свойственная огромному числу животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, обнаруживает в конкретных своих проявлениях большие различия. Поэтому необходимо и на этой стадии развития психики выделить отдельные уровни, из которых здесь будет рассмотрен низший. На этом уровне находятся прежде всего высшие беспозвоночные — головоногие моллюски и членистоногие (по меньшей мере высшие).

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно  оформленных, расчлененных на детали в  восприятии, но образно целостных  предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться  на предметы окружающего мира и отношения  между ними. Наряду с инстинктами  возникают и более гибкие формы  приспособительного поведения в  виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

          Весьма  развитой оказывается двигательная  активность, включающая движения, связанные  с изменением направления и  скорости Деятельность животных  приобретает более гибкий, целенаправленный  характер. Все это происходит  уже на низшем уровне перцептивной  психики, на котором, по предположению,  находятся рыбы, другие низшие  позвоночные, некоторые виды беспозвоночных  и насекомые.

          Следующий,  высший уровень перцептивной  психики включает высших позвоночных:  птиц и некоторых млекопитающих.  У них уже можно обнаружить  элементарные формы мышления, проявляемого  в способности к решению задач  в практическом, наглядно-действенном  плане. Здесь мы отмечаем готовность  к научению, к усвоению способов  решения таких задач, их запоминанию  и переносу в новые условия.

          Наивысшего  уровня развития перцептивной  психики достигают обезьяны. Их  восприятие внешнего мира носит,  по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через  механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется  способность к практическому  решению широкого класса задач,  требующих исследования и манипулирования  с предметами. В деятельности  животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская,  или подготовительная, фаза. Она  заключается в изучении ситуации  прежде, чем приступить в ней  к практическим действиям. А.Н.  Леонтьев называл данный уровень  развития психики "уровнем  интеллекта".

          У обезьян  наблюдается определенная гибкость  в способах решения, широкий  перенос однажды найденных решений  в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными  к исследованию и познанию  действительности независимо от  наличных потребностей и к  изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования  становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены  от функции передвижения в  пространстве. Весьма развитой становится  система общения животных друг  с другом, у них появляется  свой язык.

2.

3. Огромное разнообразие «экологических ниш», занимаемых насекомыми и другими членистоногими, обусловило, естественно, развитие весьма различных форм приспособления в области строения и поведения этих животных. Наиболее существенным и характерным для эволюции членистоногих, особенно насекомых, было завоевание новой среды обитания – суши. Членистоногие – первые наземные животные в истории Земли. Переход на сушу был сопряжен с развитием особых органов передвижения – конечностей в виде сложных рычагов, состоящих из отдельных, соединенных суставами члеников, по которым членистоногие и получили свое название. Такие сложные рычаги (их аналогами являются конечности наземных позвоночных) наилучшим образом служат для передвижения по твердому субстрату путем отталкивания от него. Членистоногие в состоянии передвигаться по суше почти всеми возможными способами (ползание, ходьба, бег как по горизонтальным, так и по вертикальным поверхностям, прыгание, передвижение в толще грунта). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают и даже бегают по ее поверхности.

 

У насекомых, кроме того, в связи  с переходом к жизни в воздушной  среде впервые появился и совершенно новый способ передвижения – полет  с помощью крыльев. Насекомые  способны развить в полете очень  большую скорость: у некоторых  стрекоз она достигает 90 километров в час, у самца овода – даже 122 километра в час. Поистине поразительна частота взмахов крыльев у  многих насекомых. Так, мотылек делает лишь 9 ударов в секунду, пчела же – 190, а комнатная муха – 330, но у  некоторых мух и перепончатокрылых  скорость вибрации крыльев достигает  до тысячи ударов в секунду. Столь быстрые движения и соответственно частоты мышечных сокращений не наблюдаются ни у каких других животных.

 

Соответственно и крылевая мускулатура насекомых отличается исключительно сложным устройством: она состоит из множества различно располагающихся мышечных пучков, частично действующих как антагонисты. Большую сложность обнаруживают и другие отделы мышечной системы.

 

Вообще у насекомых (не считая крылевой мускулатуры насекомых) различают следующие отделы мышечной системы: мышцы туловища, заведующие его движениями: мышцы конечностей, с помощью которых движется вся конечность по отношению к туловищу; мышцы отдельных члеников конечностей, мышцы внутренних органов.Как видно, мускулатура насекомых отличается высокой степенью дифференцированности и специализированности. К тому же подавляющее большинство их мышц – поперечнополосатые. Количество отдельных мускулов исключительно велико – полторы тысячи и более. Внушительна и сила мышц: насекомые способны таскать предметы, иногда в сто раз превышающие их собственный вес. В целом, как отмечал Догель, у членистоногих мышечная система беспозвоночных достигает «апогея своего развития» как в морфологическом, так и в физиологическом отношении.

4. Насекомые. Дальнейшее развитие и усложнение сегментарной нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных - насекомых.

          По сравнению  с червями и моллюсками, у них  усложняется внешнее и внутреннее  строение тела, которое делится  на голову, грудь, брюшко, появляются  крылья, конечности и т.д.

          Соответственно  и в единстве с этим усложняется  и совершенствуется нервная система.  Узлы, имеющие отношение к одной  какой-нибудь части тела, сливаются  вместе и образуют нервные  центры.

          Наряду  со специализацией нервных центров,  развиваются механизмы, координирующие  их взаимосвязь и взаимозависимость.

          Особенно  усложняется головной узел, воспринимающий  зрительные, обонятельные, осязательные  и другие раздражения и регулирующий  движения конечностей, крыльев  и других органов.

          Головной  узел у насекомых увеличивается  и усложняется в зависимости  от разнообразия жизнедеятельности.  Так, например, у рабочих муравьев  он значительно больше и сложнее,  чем у самцов и самки, хотя  относительные размеры тела у  этих муравьев меньше, чем у  самки.

          Особенности  строения головного ганглия обусловлены  узкой специализацией и малой  подвижностью самцов и самки  и значительно более разнообразными  активными формами поведения  рабочих муравьев. Многочисленные  исследования детально выявили  своеобразие ощущений у насекомых.

          Прекрасное  развитие обоняния у насекомых  известно из опытов Фабра, Фриша и других. Жуки-могильщики и навозники издалека прилетают на приманку с большой быстротой и в большом количестве. Некоторые насекомые (наездники) имеют такое острое обоняние, что находят под толстой корой дерева личинку другого насекомого и, прокалывая кору яйцекладом, откладывают в ней свои яйца. Фабр наблюдал удивительное развитие обоняния у светляков. Крылатые самцы сотнями прилегали к бескрылым самкам, но когда Фабр прикрыл самок стаканом, то полеты прекратились. Эти же самцы собирались в пустой стакан, где раньше находились самки, на марлю, на вату и другие предметы, сохранившие запах самок.

          Различение  цветов у насекомых подробно  изучал Фриш. Он исследовал этот вопрос в опытах на пчелах, проводимых по следующей методике: картонные прямоугольники серого цвета различной яркости были помещены на столе в случайном порядке, и среди них - один цветной картон с подкормкой. Сначала пчелы садились равномерно на все поверхности, но через некоторое время они начали прилетать только на цветной картон. Затем был поставлен контрольный опыт. Все картоны были перемешаны, и подкормка удалена. Через 4 минуты после этого на цветной картон прилетело 280 пчел, а на всех серых было за это время только 3 пчелы. Таким же методом была выявлена способность пчел к различению формы.

          Вслед  за опытами Фриша многие исследователи выявили способность насекомых к усвоению навыков. Турнер, например, приучил тараканов различать зеленые и красные картоны посредством электрических ударов на одном и подкармливания на другом картоне. Применяя такой же метод, Шнейрля установил, что муравьи усваивают правильный путь в коридорах довольно сложного лабиринта. Шиманский так же доказал возможность образования навыков у тараканов при нахождении пути в лабиринте.

          Любопытные  данные получены Миничем по  вопросу о вкусовых ощущениях  насекомых. Бабочки в его опытах  всасывали воду с минимальным  раствором сахара и отворачивались  от такого же раствора хинина. При этом Минич установил, что  вкусовые ощущения у бабочек  во много раз острее, чем у  человека, так как люди в таких  же опытах растворов не различали.  Интересные материалы по вопросу  об особенностях "памяти" у  насекомых собраны крупным советским  ученым В.А. Вагнером.

          Вагнер  взял из шмелиного гнезда два  десятка насекомых и унес их  в закрытой коробке на несколько  километров от гнезда. В разных  местах эти шмели, предварительно  помеченные различными красками, были выпущены. К вечеру Вагнер  обнаружил всех шмелей в гнезде.

          Вопрос  о том, является ли способность  найти гнездо результатом запоминания  или особым "чувством направления", окончательно не решен.

          В остроумных  экспериментах Вагнера выяснены  качественные особенности "памяти" у насекомых. Шмели, улетающие  довольно далеко от гнезда, обычно  всегда в него возвращаются, но  в случаях перемещения гнезда  на 1/2 метра, они его не находят.  На основании этих данных Вагнер  пришел к выводу, что насекомые  запоминают не предметы, а направления,  и что память у них не  предметная, а топографическая (на  место). В дальнейшем Бете произвел  такие же опыты над пчелами.  Оказалось, что пчелы не могли  найти своего улья, который поворачивался  исследователем на 90 градусов или  отодвигался на 1 метр.

          Поведение  насекомых главным образом складывается  из инстинктов. Эта унаследованная  форма сложного поведения дала  основания к распространению  различных мнений о разумной, целесообразной и вместе с  тем загадочной и непонятной  организации жизни таких существ,  как насекомые.

          В действительности  же ничего загадочного и разумного  в инстинктивном поведении насекомых  нет. Возникнув и закрепившись  в процессе приспособления животных  к условиям жизни, инстинкты  проявляются приблизительно одинаково  у особей одного вида.

          Шмели  и пчелы, вылупившись из коконов,  без всякой выучки или подражания  строят из воска ячейки и  соты точно так же, как и  все особи данного вида.

          Кажущаяся  разумной целесообразность инстинктивных  действий опровергается множеством  объективных наблюдений.

          Когда  Фабр прокалывал внизу соты, из  которых мед вытекал, то пчелы  продолжали наполнять свои дырявые  восковые ячейки. Жуки-могильщики, как  известно, обладая прекрасным обонянием,  издалека слетаются к падали. Зарывая мертвую птицу, мышь  и т.п. в землю, они затем  откладывают на мертвое тело  свои яйца.

          Фабр  подвесил мертвого крота к  перекладине на двух подставках  так, что крот касался земли.  Жуки прилетели на падаль, долго  рыли под ней землю, но не  сумели использовать добычу, так  как они в своем поведении  не вышли из системы обычных  инстинктивных действий.

          Общественные  насекомые. Насекомые, ведущие  общественный образ жизни (муравьи,  термиты, осы, пчелы и некоторые  другие), отличаются удивительно  сложным поведением, огромным видовым  разнообразием и высокой численностью  во всех регионах Земли. Они  достигли наиболее высокого развития  среди беспозвоночных и играют  очень важную роль в биосфере  и далеко не безразличны в  практическом отношении для человека. В этом классе имеется свыше  миллиона видов, и было бы  трудно ожидать одинакового уровня  развития поведения у всех  представителей данной группы. Мы  рассмотрим только самый высокий  уровень поведения, который показывает, что может быть достигнуто  при наличии такой нервной  системы, а также проанализируем  связь между поведением и развитием  нервной системы.

          Общественные  насекомые всегда привлекали  внимание не только ученых-энтомологов,  но и представителей многих  других наук, натуралистов и даже  писателей. Все дело в том,  что колония общественных насекомых  - это интереснейший объект для  любой биологической науки от  молекулярной биологии и генетики  до экологии и теории эволюции. Поэтому исследования в русле  социобиологии насекомых из года в год расширяются, привлекая к себе все больше специалистов из самых разных областей биологии.

Информация о работе Перцептивная психика