Содержание
1. Половое созревание
мальчиков и девочек по периодам жизни.
2. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Литература
1.В половом созревании детей выделяются
периоды новорожденности и младенчества,
младший, средний и старший дошкольный
возраст, препубертатный и различные фазы
пубертатного периода, юность. В каждый
из возрастных периодов одни психосексуальные
проявления могут расцениваться как естественные,
другие как терпимые и, наконец, третьи
как нежелательные, недопустимые.
Половое
созревание ребенка дошкольного возраста.
В период «от нуля до семи» происходят
не столько возрастные, количественные,
но и качественные изменения. Благодаря
им ребенок из «ничего» становится «кем-то»
— личностью в целом, мальчиком или девочкой
с определенными способностями, склонностями
и специфическими половоразличными чертами
поведения.
В дошкольном возрасте в быстром темпе
развивается речь и интеллект. Активный
словарь ребенка увеличивается от нескольких
слов в 9-12 месяцев до 200-300 слов в 2 и 1200-1500
- в 3 года. К началу школьного возраста
большинство детей уже не верит в сказочные
персонажи и возможность сказочных превращений.
К 7 годам ребенок постепенно утрачивает
детскую непосредственность. Он становится
понятным и открытым для взрослых, начинает
уяснять собственные переживания и ориентироваться
в них. Возникает обобщение переживаний,
приводящее к формированию самооценки,
самолюбию. Начинается внутренняя борьба
отношений и мотивов. Изменяясь сам, ребенок
изменяет и свое отношение к среде. У него
возникают интересы, выраженные в глубоком
эмоциональном отношении к окружающему,
в желании узнавать неизвестное, радоваться
всевозможным открытиям. Все эти закономерности
уже в дошкольном возрасте проявляются
неодинаково у мальчиков и девочек.
Динамически осознаются половые различия
и роли. Уже к 3-4 годам ребенок осознает
различия людей по полу, опираясь на внешние,
произвольные признаки (одежду, длину
волос и т. д.). К 5-6 годам ребенок твердо
идентифицирует себя с полом, осознает
необратимость половой принадлежности,
имеет определенную дифференциацию по
полу установок и поведения.
Параллельно происходит и психосексуальное
развитие (поведение). В 2-3 года дети знают
о своих половых органах и могут играть
с ними, когда остаются раздетыми, с интересом
наблюдают других раздетых людей. Отличают
мальчиков от девочек по различным позам
во время мочеиспускания, но не могут вербализовать
эти различия. В 4 года дети могут демонстрировать
игры с показом половых органов или мочеиспускания
перед другими детьми, задают вопросы
о том, как и откуда появляются дети, как
они попадают в материнский живот. В 5—6
лет дети уже могут интересоваться ролью
отца в их происхождении.
Неправильные представления родителей
о психосексуальном развитии детей являются
причиной того, что они не осознают степень
интереса детей к вопросам пола. Вопросы
ребенка об обнаженном теле, о половых
органах остаются без должных ответов,
не одобряются и даже высмеиваются. Возникший
вследствие этого страх перед взрослыми
приводит к прекращению дальнейших вопросов
к родителям, а оставшееся любопытство
удовлетворяется ответами посторонних
людей на улице (в грубых выражениях). Следует
воспринимать такой интерес детей естественно
и нормально, удовлетворять его достойной
информацией.
Сексуальность детей может проявляться
в их творчестве, в словах, выражениях,
песенках, рисунках, надписях. Родители
и воспитатели должны подсказать ребенку
такие литературные или медицинские выражения,
которые помогли бы избежать отрицательных
эмоций на пути познания жизненно важных
вопросов.
Половое
созревание школьника.
В школьном возрасте терминологически
и хронологически периодизация представляется
по-разному. Различают второе детство
(8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек),
подростковый возраст (соответственно
13-16 и 12-15 лет) и юность (17-21 и 16- 20 лет). С
других позиций возрастная периодизация
различается по фазам полового созревания:
препубертатная (10-11 лет), первая пубертатная
(12-13 лет), вторая пубертатная (14-15 лет),
третья пубертатная (16-17 лет) и постпубертатная
(18-19 лет). Не следует однако отождествлять
хронологический, морфофункциональный
и психологический возраст, особенно в
сравнении у мальчиков и девочек. Есть
и более упрощенное деление с учетом этих
детерминант в этапности: препубертатный
период (от начала обучения в школе до
периода половой гомогенизации) и пубертатный
(переход от детства к взрослости). Это
не противоречит представлениям об этапности
морфофизиологического созревания репродуктивной
системы, соответственно которым препубертат
охватывает возраст от 5—7 до 10 лет, а пубертат
от 10 до 18-19 лет.
Препубертатный период характеризуется
относительной сексуальной латентностью.
Однако многие исследователи считают,
что латентность есть следствие внешней
скрытости детей этого периода. При тщательных
исследованиях выявляются определенные
сексуальные игры мальчиков и девочек
этого периода (демонстративные, оральные,
мануальные, вагинальные и др.). В период
препубертата отмечается начало становления
системных отношений между железами внутренней
секреции, гипоталамо-гипофизарными структурами
и нейротрансмиттерными (внутримозговыми)
системами. По оценке влияния средовых
доминант установлено, что сексуальное
поведение в этот период подражательное,
носит поисковый характер и имеет значение
сексуальной типизации поведения как
знака собственной маскулинности или
фемининности в целом. В препубертате
от взаимодействия средовых влияний и
биологического развития рождается поведение,
которое хотя и не исходит от переживаемой
сексуальной потребности, но создает возможности
учиться переживать ее. Психологическая
дифференциация мальчиков и девочек еще
не вызывает существенных проблем. Общение
сверстников в этом периоде характеризуется
яркой половой сегрегацией. Мальчики и
девочки разделяются на два лагеря, дружба
носит практический однополый характер.
Предпочитаемая деятельность, круг интересов
становятся утрированно маскулинными
или фемининными. Но общение между мальчиками
и девочками происходит (мальчики выбирают
девочек, девочки - мальчиков). Проблема
препубертата заключается в том, что первые
признаки полового созревания у девочек
сдвинуты на его начало, а у мальчиков
- на конец.
Фактически в этот период при продолжающемся
полоролевом развитии на первый план выходит
сексуально-ролевое развитие, требующее
понимания и деликатной помощи как со
стороны родителей, всех членов семьи,
так и воспитателей. Отмечается, что по
многочисленным аспектам период препубертата
можно рассматривать как мобилизацию
(создание готовности) для пубертатного
рывка, периода полового созревания.
Половое
созревание подростков.
Пубертатный период является достаточно
максимальным по количественным и качественным
проявлениям. В этот период отмечаются
с биологических позиций - становление
репродуктивных функций, с психологических
- формирование психологии взрослых мужчин
и женщин, с социологических - оформление
социального статуса по полу. Многочисленные
проявления и определения в концентрированном
выражении позволяют считать период пубертата
морфофункциональным переходом от детства
к взрослости. Этапы этого периода: от
начала полового оволосения и ускорения
роста до менархе и эякулярхе (первой менструации
и первой эякуляции) - препубертатный;
от менархе и эякулярхе до остановки роста
- пубертатный; от остановки роста до полной
репродуктивной и психологической зрелости
- постпубертатный или юношеский. Репродуктивная
зрелость связана с завершением соматического
полового развития (вторичных половых
признаков), когда организм готов к выполнению
репродуктивной функции. Критериями этого
состояния можно считать у женщин регулярные
овуляторные менструальные циклы при
закончившейся соматической реорганизации,
у мужчин - регулярную продукцию зрелых
сперматозоидов.
Половое созревание у мальчиков начинается
позже, чем у девочек, но протекает быстрее.
В 11-14 лет девочки по физическому развитию
опрежают мальчиков на 2-3 года, но с 15 лет
мальчики начинают опережать девочек.
Индивидуальные различия физического
и полового созревания как у девочек, так
и у мальчиков являются часто причиной
душевных переживаний тех, кто в этом отстает.
Особенно это касается девочек, которые,
глядя на своих опережающих в развитии
сверстниц, не уверены, что и у них все
это наступит и правильно (физиологически)
произойдет.
Существует устойчивое представление
о том, что обсуждаемые «трудности» подросткового
возраста и подростковый «кризис» связаны
с особой подростковой психикой. Определяется
эта трудность также качественным и временным
разрывом между детскими и взрослыми ролями.
Чем больше этот разрыв, чем больше формальная
зрелость опережает готовность и возможность
взрослого существования, тем более конфликтно
протекает подростковый период. Основным
источником подросткового кризиса является
несовпадение темпов общеорганического,
полового и социального созревания. Известно,
что физическая и половая зрелость существенно
(на 5-7 лет) опережает социальную. Наиболее
острой проблемой подросткового периода
является психосексуальная дифференциация.
Это очень важные моменты в развитии и
становлении личности вообще, а также
личности мужчины и женщины конкретно.
В течение обсуждаемого периода у подростков
формируются мнения и представления о
положительных качествах мужчин и женщин.
К основному числу таковых можно отнести
следующие: внешний облик, эрудиция и широта
взглядов, профессионализм, отношение
мужчины и женщины друг к другу, отношения
к людям в целом, женственность и мужественность,
предполагаемые отцовские и материнские
качества и др. Положительные качества
мужчин и женщин не являются абсолютными
критериями и, естественно, мальчиками
и девочками они не могут быть представлены
однозначно.
В подростковом возрасте важное значение
имеют межличностные отношения: собственные
поведенческие реакции, отношения с родителями,
со сверстниками и всеми окружающими.
Важнейшими поведенческими реакциями
подростков являются: реакция эмансипации
(стремление освободиться от опеки, контроля
взрослых), реакция группирования (инстинктивное
тяготение к сплочению), реакции увлечений
(всевозможные хобби- реакции), психосексуальные
реакции. И их разделение и характеристики
весьма условны, поскольку все они присущи
единому развивающемуся организму в разнообразных
вариациях.
Достаточно сложная область жизни подростков
- это отношения с родителями. Необъятные
по своей широте взаимоотношения родителей
и подростков (от равных, дружеских до
агрессивных, конфликтных) вкладываются
в известную с древних времен проблему
«отцы и дети».
Ярким феноменом внесемейной межличностной
коммуникации является подростковая и
юношеская дружба. В подростково-юношеском
возрасте не столько выбирают дружбу,
сколько дружба втягивает в себя. Часто
она становится спонтанной психотерапией,
которая оказывает наилучшую и своевременную
помощь в трудных жизненных ситуациях.
Возможны и противоположные результаты,
когда дружба с негативными личностями
вовлекает подростка в компании, способные
на девиантные поступки. По-разному воспринимается
в этом возрасте однополая и разнополая
дружба. Трудно разграничить дружбу и
первую любовь. О первой любви говорят
как о странной дружбе без учета половых
различий, с одной стороны, и горячечно-любовном
характере дружбы в этом возрасте - с другой.
С медико-психологической точки зрения
первая любовь рассматривается как кульминационная
точка психосексуальной дифференциации,
когда сходятся личностная, половая и
сексуальная идентификация в их первом
взрослом варианте.
Здесь уместно вспомнить о гармонии
любви по представлению еще древних индусов:
«Влечения души порождают дружбу. Влечения
разума порождают уважение. Влечения тела
порождают желания. Соединения трех влечений
порождают любовь». Но это непросто представить
в подростковом возрасте, когда личности
необходимо преодолеть дисгармонии природного
и социального, телесного и душевного.
С учетом типологических характеристик
подростки решают эту задачу по-разному:
от крайних платонических до крайних сексуальных
отношений с большим спектром их сочетаний.
Считается, что к окончанию школы большинство
молодежи испытывает первую любовь, и
только у незначительного количества
лиц она реализуется в браке.
Правильное воспитание подростков
Не менее,
чем правильный режим труда и отдыха, важен
психологический "режим", особенно
в семье.
В.А. Сухомлинский подчеркивал
некоторые противоречия отрочества:
с одной стороны, непримиримость
к злу, неправде, с другой стороны, неумение
разобраться в сложных явлениях жизни;
желание подростка быть хорошим,
стремление к идеалу и в то же время резкое
неприятие нотаций, "воспитательных"
бесед;
желание самоутвердиться и неумение
это сделать;
глубокая потребность в совете,
помощи старших и одновременно нежелание
обращаться за ними;
с одной стороны, богатство желаний,
с другой - ограниченность сил, опыта, возможностей
для их осуществления;
романтическая восторженность
и грубые выходки, моральное "невежество".
Помните, что подросток - это
уже не ребенок, но еще и не взрослый. Бессмысленны
нравоучения, но и отпускать его одного
в "свободное" плавание небезопасно.
Будьте терпимы и снисходительны
к курткам с заклепками, к увлечению рок-музыкой
(безусловно, допустимой громкости). Постарайтесь
понять сына или дочь, отнестись с уважением
даже к непонятным для вас вещам (тем самым
вы дадите и подростку урок культуры человеческих
взаимоотношений).
Предельно осторожным надо быть
в оценке дружбы и любви между подростками.
Здесь неуместна даже дружеская насмешка,
ведь подростки очень ранимы. Если вам
не нравится избранник
или избранница вашего ребенка,
ни в коем случае не прибегайте к запретам
или упрекам. Может быть, в разговоре следует
как бы вскользь, не называя конкретного
человека, сказать: "Очень неприятно
смотреть на грубого, неряшливо одетого
юношу (на развязную накрашенную девушку)".
Известно много случаев, когда девочки-подростки
совершали непоправимые поступки лишь
из-за необдуманных слов матери ("раз
она считает, что я такая, то я и на самом
деле стану такой").
Не попрекайте подростка деньгами,
затраченными на него. Если же ему нужны
деньги на карманные расходы, постарайтесь
(ненавязчиво) найти для него способ законного
заработка.
В подростковом возрасте очень
большую роль в самоутверждении играет
внешний вид - сила (для юношей), внешняя
привлекательность (для девушек). Юношам
могут сослужить хорошую службу занятия
"мужским" видом спорта (борьба, самбо,
планеризм, прыжки с парашютом). Уважение
сверстников приносят самостоятельно
заработанные деньги, участие, например,
в выступлении самодеятельного рок-ансамбля,
умение хорошо играть на гитаре... В противном
случае - свято место пусто не бывает -
на первый план выйдут умение выпить две
бутылки водки, проглотить как можно больше
"колес", да мало ли еще что!
Внимание, родители: у вашего
сына появились непонятные страхи, он
бледнеет, теряет сознание, вы замечаете
нередко бессмысленное веселье, пустой
отрешенный взгляд. Осторожно поговорите
с ним, - возможно, это признаки наркотического
опьянения. Наркомания - болезнь, неуклонно
ведущая к инвалидности и смерти. Наркотик
как бы "встраивается" в цепь обмена
веществ в организме, и человек уже не
может обойтись без него. Иначе мучительная
"ломка": дикие боли, ужас, затемнение
сознания. С каждым разом больному требуется
все большая доза, все короче перерыв между
приемами - и так до печального исхода.
Коварство наркотика в том, что привыкание
происходит незаметно: "Однажды попробовал
из любопытства, понравилось, но больше
не тянет, - думает подросток, - вот какой
я невосприимчивый! Значит, можно еще и
еще раз..." И уже не любопытство, а потребность
руководит им. О коварстве наркотиков
должны знать каждый юноша и каждая девушка.
Ваша дочь со слезами кричит,
отходя от зеркала: "Я уродка! У меня
длинный нос (бесцветные ресницы, жидкие
волосы и т.п.)" или "Я ужасно толстая!"
Обычно родители реагируют так: "Ерунда,
у тебя все в порядке!" или "Хватит
перед зеркалом вертеться, все мальчики
на уме, уроки лучше делай". Мало кого
из них беспокоит это недовольство собой.
И совершенно напрасно. У впечатлительной
девушки может возникнуть так называемый
синдром дисморфомании - стремление изменить
внешность. Ей кажется, что все только
и говорят о том, как она некрасива, она
мечтает исправить свое "уродство"
- в конце концов дело может закончиться
даже тяжелой психической болезнью. Нужно
постараться деликатно разубедить девушку.
Еще лучше, если ее внешность невзначай
похвалит посторонний мужчина, друг семьи.
Если волосы действительно жидковаты,
то не грех сделать слабенькую химическую
завивку, если ресницы бесцветны - применить
косметику. Иначе переживания по поводу
собственной внешности и вправду вытеснят
из головы все остальное.
То же самое относится к толстушкам.
Закомплексованные на "некрасивой фигуре",
они "садятся" на жесткую, антифизиологическую
диету, в результате чего происходит истощение
организма, исчезают менструации, известны
даже случаи смерти в результате необратимых
изменений в организме. Прежде всего проверьте
вашу дочь у врача-эндокринолога: не является
ли полнота временной полнотой пубертатного
возраста? Нет ли нарушений со стороны
желез внутренней секреции? Если же налицо
так называемое пищевое ожирение, то предложите
девушке следующую диету: исключаются
из рациона питания мучное, сладости, острые
приправы, майонез, сало, колбасы, копчености;
ограничиваются крупы, бобовые, сливочное
и растительное масло; рекомендуются суп
из нежирного мяса, вареные и свежие овощи,
фрукты, творог, молоко. Заправлять салат
можно кабачковой икрой (очень низкая
калорийность). Раз в неделю следует устраивать
разгрузочный (не голодный!) день - два
пакета кефира без сахара или 1,5 кг яблок.
Питание должно быть разнообразным и вкусным.
Не следует "перекусывать" перед
завтраком и обедом или между обедом и
ужином. Вопреки распространенному убеждению,
можно есть вареный картофель (в 100 г 89
ккал). Через 3-4 мес. - потеря 10 кг, а для
девочки больше и не надо. Обязателен,
конечно, активный образ жизни.
Об отношениях полов подросток
должен знать практически все (о половом
акте, эрогенных зонах, предохранении
от нежелательной беременности). Многие
родители недоумевают: нужны ли такие
"обширные" знания? Да, потому что
нередко юноши и девушки идут на половое
сближение из чистого любопытства, желания
вкусить запретный плод. Никто не станет
поджигать свой дом, но все должны знать,
как вести себя при пожаре. Поэтому подростки
должны знать и о противозачаточных средствах.
Можно оставить на столе подростка популярную
книгу по этой теме.
Крайне нужна информация о венерических
заболеваниях - сифилисе, гонорее и о "чуме
XX века" - СПИДе. Эти болезни передаются
половым путем (как правило, при случайных
контактах) и ведут к очень серьезным последствиям.
У человека с нелеченым сифилисом рождается
тяжелобольное потомство. На теле и лице
появляются рыхлые шишки (гуммы), которые,
разрушаясь, обезображивают человека.
Наконец, тяжелое психическое заболевание
- прогрессивный паралич - также является
следствием запущенного сифилиса. При
стационарном лечении сифилис проходит
бесследно, если вовремя обратиться к
врачу. Первый признак сифилиса - появление
на половых органах округлой безболезненной
язвочки с твердыми краями. Позже она заживает,
но на теле выступает розовая сыпь. Потом
исчезает и она - но это лишь означает,
что болезнь ушла вглубь. При первых подозрительных
симптомах надо обратиться к врачу. Реакция
Вассермана - проба на сифилис - даст быстрый
и точный ответ, поможет установить диагноз.
Гонорея - венерическое заболевание,
характеризующееся жжением и обильными
выделениями в области мочеполовых путей,
болезненным мочеиспусканием. При отсутствии
лечения может привести у мужчин к заращению
мочеиспускательного канала и тяжелой
инвалидности, а у женщин - к заращению
маточных труб и к неизлечимому бесплодию.
Своевременное полноценное лечение дает
возможность избежать этих бед.
СПИД - синдром приобретенного
иммунодефицита - неизлечимое пока и смертельное
заболевание. Человек становится беззащитным
перед инфекцией, отчего и погибает. СПИД
коварен, иногда не проявляет себя долгие
годы. Только совокупность ряда признаков
(длительное повышение температуры, расстройства
функции кишечника, резкое похудание)
могут насторожить, вызвать подозрение.
Во всех городах открыты кабинеты анонимного
обследования на СПИД, куда можно обратиться
за помощью.
Существует также ряд заблуждений,
могущих сыграть с юношей или девушкой
злую шутку. Взрослый умный друг, родители
должны тактично предостеречь подростка
от ошибок.
Например, мальчики не всегда
могут справиться с половым возбуждением,
при переполнении семенных протоков они
испытывают значительную боль, после полового
акта у юноши всегда наступает удовлетворение.
Девушка же зачастую по легкомыслию и
неведению ведет с юношей рискованные
кокетливые игры, беспечно полагая, что
в последнюю минуту она сумеет "взять
ситуацию под контроль". Увы, итог зачастую
бывает печальным.
Напротив, иной юноша считает,
что девушка испытывает такое же сильное
желание, как и он, мечтает получить такое
же удовольствие, но "ломается". Ему
невдомек, что женское половое чувство
более романтизировано, что на первом
месте в нем стоит эмоциональный компонент.
Многие женщины начинают испытывать удовлетворение
от близости только через несколько лет
после начала половой жизни, а то и после
родов. И уж конечно, кроме боли, унижения
и тяжелой психической травмы, насильственный
половой акт женщине не принесет ничего.
Среди подростков (да и среди
взрослых) бытует мнение, что девушке желательно
хранить себя "в чистоте", а вот юноше
"надо погулять". Но с кем же ему "погулять"?
С женщиной много старше себя? С одинокой?
С проституткой? Со многими? Но это обеднит
эмоциональный компонент юношеской любви,
а то и вовсе отомрет ее духовная часть.
А.И. Куприн сказал некогда: "Давно наблюдено,
что затасканный мужчина, изжеванный челюстями
любовных страстей, никогда уже не полюбит
крепкой и единой любовью, одновременно
самоотверженной, чистой и страстной".
Кроме того, так называемое донжуанство
нередко свидетельствует о недостаточной
потенции мужчины - он как бы стремится
дополнительно возбудить себя "новым"
чувством, уверенный, что на этот раз у
него все "получится". Фригидные (холодные)
женщины также зачастую ведут распущенный
образ жизни в поисках подходящего партнера.
Если 14-летняя девочка влюбляется
в юношу 18-20 лет, то это вполне нормальное
явление. И физически и эмоционально девочки
развиваются раньше сверстников, им порой
неинтересно с мальчиками своего возраста.
Недаром считается, что муж должен быть
старше жены в среднем на 2-4 года.
Некоторые подростки переживают
романтическую влюбленность в киноартистов
(артисток) или рок-звезд. В этом нет ничего
страшного, с появлением "земного"
принца (принцессы) это увлечение пройдет.
Подростковый онанизм - весьма
распространенное явление, однако, как
правило, временное и безопасное (если
только подросток не отдает ему много
времени). С началом половой жизни эта
привычка проходит бесследно. Занятия
спортом и физическим трудом, правильный
режим дня помогут избежать ее или сделать
эпизодической.
В мальчике необходимо с раннего
детства воспитывать уважение к женщине
- матери, бабушке, сестре, даже к маленькой
девочке, как к будущей матери. Не нужно,
чтобы женщины уступали в автобусе место
даже 3-4-летнему мальчику, скорее он должен
уступить место стоящей женщине. Конечно,
примером должен быть прежде всего отец.
Хотелось бы затронуть еще одну
проблему, имеющую отношение к теме нашего
разговора. В последнее время стало чуть
ли не признаком хорошего тона употреблять
площадную брань не только в быту, но и
на страницах журналов, в кино - и телефильмах.
Но это вовсе не безобидная вещь. А.С. Макаренко
писал: "Матерное слово есть... циничное,
наглое, хулиганское отрицание и нашего
уважения к женщине, и нашего пути к глубокой
и действительно человеческой красоте.
Но если для женщин это свободно
гуляющее похабное слово только оскорбительно,
то для детей оно чрезвычайно вредно...
Произнося его или выслушивая,
взрослый испытывает только механическое
потрясение. Матерное слово не вызывает
у него никаких половых переживаний. Но
когда это слово слышит или произносит
мальчик, слово не приходит к нему как
условный ругательный термин, оно приносит
с собой и присущее ему половое содержание.
Сущность этого несчастья не в том, что
обнажается перед мальчиком половая тайна,
а в том, что она обнажается в самой безобразной,
циничной и безнравственной форме. Частое
произнесение таких слов приучает его
к усиленному вниманию к половой сфере,
к однобокой игре воображения, а это приводит
к нездоровому интересу к женщине, к ограниченной
и слепой впечатляемости глаза, к мелкому,
надоедливому садизму словечек, анекдотов,
каламбуров. Женщина приближается к нему
не в полном наряде своей человеческой
прелести и красоты, не в полном звучании
своей духовной и физической нежности,
таинственности и силы, а только как возможный
объект насилия и пользования, только
как оскорбленная самка. И любовь такой
юноша видит только с заднего двора, с
той стороны, где человеческая история
давно свалила свои первобытные физиологические
нормы. Этими отбросами культурной истории
и питается первое неясное половое воображение
мальчика".
Можно ли подростку смотреть
эротические видеофильмы? Этот вопрос
часто задают родители, обеспокоенные
натиском подобной кинопродукции. Пожалуй,
правильным был бы такой ответ: не стоит
запрещать, но и поощрять это занятие нежелательно.
Во-первых, под видом эротических видеофильмов
зачастую преподносится обычная порнография,
которая может навсегда укоренить в юных
душах циничное отношение к любви, интимным
отношениям между мужчиной и женщиной.
Далее, подросток - особенно мальчик - весьма
восприимчив и может чувствовать сильный
дискомфорт, не находя выхода сексуальному
возбуждению. Не случайно изнасилования
часто совершаются после просмотра "эротического"
видеофильма. Наконец, есть опасность,
что у юноши впоследствии снизится половое
влечение. Он как бы привыкает к наблюдению
за чужим половым актом, обнаженными телами
и в жизни делается равнодушным к сексуальным
раздражителям - практически его возбуждает
только лицезрение чужих половых сношений.
Существует даже термин "видеокастрация".
В "науке страсти нежной" огромную
роль играют недосказанность, тайна, а
не бесстыдная откровенность. Это умели
ценить в старину. Помните, у Пушкина дон
Жуан впервые видит дону Анну:
"Ее совсем не видно
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил".
На что его слуга, Лепорелло,
с уверенностью замечает:
"Довольно с вас.
У вас воображенье
В минуту дорисует остальное".
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы
усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы
психологии. 1991. № 4.
2.
Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.
Минск, 1980.
3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое
воспитание и психогигиена пола у детей.
Л., 1979.
4.
Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова
М.Г. Педагогика здоровья.
5.
Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама.
М., 1978.