Принципы оценки ресурсов регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 20:02, реферат

Краткое описание

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые виды ресурсов, например минеральные, можно использовать только один раз (хотя некоторые металлы и могут служить вторичным сырьем). Такие виды ресурсов называются исчерпаемыми или невозобновимыми ресурсами.

Содержание

Введение
Глава 1.Природно-ресурсный потенциал России
1.1. Комплексная характеристика системы природопользования
1.2. Интегральный ресурсный потенциал и его использование
1.3. Принципы оценки структуры природопользования
1.4. Сбалансированность природопользования в разных регионах
1.5. Ресурсная самодостаточность регионов
ГЛАВА 2. Экономическая оценка природных ресурсов
2.1. Понятие и основные принципы оценки природных ресурсов
2.2. Концептуальные подходы к оценке природных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование 1.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Ресурсная самодостаточность регионов рассчитывается через потребность каждого региона во ввозе продукции отраслей природопользования (в % к полной потребности в материальных ресурсах) и превышение добычи природных ресурсов над внутрирегиональными потребностями (в % к общему производству товаров), сумма этих показателей отражает степень вовлеченности хозяйства региона во внутри российский обмен природными ресурсами, а степень ресурсной самодостаточности характеризуется величиной производства, не связанного ни с ввозом, ни с вывозом природных ресурсов. Таким образом, появляется возможность объективно оценить реальный потенциал суверенизации отдельных регионов, обусловленный низким уровнем интеграции в общероссийское ресурсное пространство.

В Сахалинской, Архангельской областях и в Норильском промрайоне степень ресурсной самодостаточности материального производства достигает 85-ти процентов. Порядка 80-ти процентов составляет значение этого показателя в Корякском округе, Камчатской, Иркутской, Калининградской и Мурманской областях, республике Коми, Таймырском округе, Приморском крае и северной части Хабаровского. Характерно, что большинство этих регионов являются приморскими. На противоположном фланге по степени интеграции в общероссийское ресурсное пространство находятся, Калмыкия, Ямало-Ненецкий округ, внутренние районы Якутии, Кузбасс, Москва, Липецкая, Орловская, Рязанская области, Кабардино-Балкария. Уровень ресурсного самообеспечения производственных комплексов этих регионов, не зависящего от внешних поставок, составляет 55-58 % общей товарной массы. За исключением Ямала ни один регион из этого перечня не имеет прямого выхода к внешней границе страны.

Однако и для Ямала пограничное положение является лишь номинальным, поскольку вся транспортная система этого региона действует через континентальные регионы - на полуострове нет ни одного функционирующего морского порта, даже таких как Енисейские игры и Дудинка, открывающие окно к внешнему миру для Норильского промрайона.

Очевидно, что высокая самодостаточность приморских регионов с высоким разнообразием природных ресурсов и повышение роли межрегиональных взаимодействий в континентальных, является частным случаем общей тенденции, рассмотренной ранее на примере самостоятельных государств. Отсюда следует, что именно приморские регионы из числа перечисленных нуждаются в повышенном внимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая оценка природных ресурсов.

2.1.Понятие и  основные принципы оценки природных  ресурсов.

Необходимость экономической оценки природных ресурсов обусловлена их ролью как составной части общественного богатства страны, а также как важнейшего фактора общественного производства. Экономическая оценка природных ресурсов является важнейшим направлением исследований и практических работ в экономике природопользования. По своему содержанию в современный период провозглашения необходимости перехода к устойчивому развитию экономическая оценка природных ресурсов может быть определена как социально-эколого-экономическая оценка. Необходимость экономической оценки природных ресурсов очевидна, так как в ней находит отражение оценка естественных условий и степени рационального и комплексного использования природных ресурсов, влияние освоения и эксплуатации ресурса на окружающую среду. От ее результатов зависит оценка влияния применяемых процессов природопользования на благосостояние будущих поколений. В методологии экономической оценки природных ресурсов находит отражение отечественный и зарубежный опыт, результаты теоретических исследований и практических работ, а также государственная социально-экономическая политика развития общества и отношения к природе и человеку. В современных условиях в экономической оценке природных ресурсов отражаются:  целесообразность вовлечения природного ресурса в хозяйственный оборот с учетом степени его разведанности и исследованности, ограниченности, восполнимости, возможных объемов и сроков использования;  налоговые, лицензионные, экологические и другие платежи, связанные с природопользованием;  убытки от нерационального и некомплексного использования ресурсов;  ущерб от проявления внешних негативных эффект и др. Целью экономической оценки природных ресурсов является определение их ценности в стоимостном выражен при заданных режимах комплексного, рационального и безопасного природопользования. При этом необходимо учитывать экологические ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности, связанной с изучением, освоением и использованием природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов необходима для обеспечения макроэкономических задач природопользования, а именно:  обоснования баланса использования и потребления природных ресурсов и их общей эффективности (потенциальной, плановой и фактической);  учета стоимости природных ресурсов в составе богатства страны;  прогнозирования и планирования развития экономики;  регулирования процессов природопользования;  решения стратегических вопросов экономической безопасности страны;  экономического механизма передачи в пользование и во владение природных ресурсов;  системы налогообложения и экономического стимулирования в сфере природопользования;  обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны, ее регионов и территориальных образований;  включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;  решения общегосударственных вопросов, связанных с рациональным и комплексным использованием природных ресурсов. На микроэкономическом уровне экономическая оценка природных ресурсов применяется для решения следующих задач:  определения стоимости запасов природных ресурсов;  прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;  обоснования экономической целесообразности ввода объектов природных ресурсов в разработку и последовательности их эксплуатации;  обоснования сохранения объектов природных ресурсов для общества;  обоснования вывода объектов природных ресурсов из разработки и эксплуатации;  выбора оптимальных сроков, объемов и технологических параметров их эксплуатации (использования);  определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;  определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;  учета природных ресурсов в балансе и структуре национального богатства;  установления платежей и акцизов за пользование при родными ресурсами;  определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;  определения величины компенсационных платежей связанных с выбытием или изменением целевого на значения природных ресурсов;  решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов. Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных проблем, а именно:  создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны;  разработать принципы инвестирования природ эксплуатирующих отраслей;  внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения;  обеспечить сбалансированное развитие территорий;  разработать единую систему платежей за пользован природными ресурсами, методологию оценки объект недвижимости и др. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду. Оценка природных ресурсов должна включать и экономико-экологические их оценки, направленные на определение:  прогнозных, плановых и проектных показателей их эксплуатации и сравнения вариантов принимаемых решений, рационального (оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;  величины экономического ущерба природе, хозяйственным, культурным и другим объектам при освоении ресурсов и их использовании;  экономической эффективности природоохранных мероприятий. Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух, вода в Мировом океане). Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народнохозяйственной ценности данного ресурса. К основным методологическим принципам экономической оценки природных ресурсов относят: принцип комплексности, принцип императива, принцип обеспечения экономического воспроизводства, принцип оптимизации (альтернатив и вариантов).  Принцип комплексности предполагает учет всех природных ресурсов (как используемых, так и подвергающихся негативному воздействию), входящих в состав одного при родного объекта. Кроме того, применительно к каждом используемому природному ресурсу должна быть учтен вся извлекаемая при данном варианте природопользования польза. В данном случае все используемые ресурсы относя к ресурсам первой группы. Они учитываются как в результатах — в виде стоимости произведенной продукции, там и совокупных затратах на эксплуатацию, первичную переработку и транспортировку до потребителя. Ресурсы, которые не будут освоены при использовании основного ресурса, но будут подвергнуты определенному воздействию (ухудшение качества, уничтожение и пр.) относят к ресурсам второй группы. Ресурсы этой группы учитываются в формуле оценки основного ресурса в составе издержек.  Принцип императива воспроизводства возобновимых природных ресурсов означает, что та часть возобновимых природных ресурсов, которая эксплуатируется или подвергается воздействию (уменьшающему их количество или ухудшающему их качество), должна быть воспроизведена и в натуральной форме (в количественном или качественном отношении). Таким образом, в качестве минимума экономической оценки возобновимых природных ресурсов принимаются затраты на физическое воспроизводство этого вида потребляемых или уничтожаемых природных ресурсов.  Принцип экономического воспроизводства невозобновимых природных ресурсов или потребительных стоимостей, в них заключенных, означает, что при оценке таких ресурсов должны учитываться отчисления на их экономическое воспроизводство и (или) отчисления на обеспечение замены дефицитных невозобновимых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалов, обладающих той же потребительной стоимостью, что и заменяемые природные ресурсы.  Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом означает, что существует такой вариант использования природных ресурсов, входящих в состав пригодного объекта, при котором последний имеет наивысшую оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Концептуальные подходы  к оценке природных ресурсов.

В зависимости от целей и объективных факторов выделяют следующие виды оценок природных ресурсов:  стоимостные — определение общественной ценности природных ресурсов в денежном выражении;  условно-стоимостные — определение условной стоимости природного ресурса, например его сохранения для общества;  нестоимостные — определение натурально-производственной, качественной, социальной, экологической, эстетической, культурной и иной потребительной по- лезности природных ресурсов. Обычно под экономической оценкой природных ресурсов понимают именно стоимостные методы оценки. Подобная интерпретация не совсем верна, так как указанные выше виды оценок представляют собой этапы процессов экономической оценки природных ресурсов, отличающихся степенью их завершенности. Все ресурсы, результаты их освоения и влияния на окружающую среду, а также связанные с ними отношения в конечном итоге, отражаются в показателях развития экономики: валового внутреннего продукта, внутреннего национального продукта, национального дохода. В связи с этим все показатели ресурсов используются для целей экономических оценок. В принципе концептуальные подходы и методы экономической оценки природных ресурсов в стоимостном выражении различаются в смысле завершенности их разработки полноты учета всех факторов и объективности полученных результатов. Анализируя процесс развития теории природопользования и экономической оценки природных ресурсов, ее движения от субъективного восприятия и использования природы к общественному осознанию ее ценности для человечества и его дальнейшего существования и развития, представляется возможным выделить три исторически и методологически взаимосвязанных концептуальных подхода к экономической оценке природных ресурсов.

Это затратный, рыночный и общественно-ценностный подходы. 
 
В рамках затратного подхода разработаны и применяют методы:  определения предпроизводственных, производственных и воспроизводственных затрат;  определения приведенных, замыкающих и безубыточных затрат;  оценки дифференциальных затрат (размещение, транспорт и Т.Д.). Рыночный подход включает следующие методы экономической оценки природных ресурсов:  рентной оценки;  инвестиционной оценки;  коммерческой оценки экологических благ, отход и загрязнений. Общественно-ценностный подход включает методы;  эколого-экономической оценки;  общественно-экономической оценки;  учетно-стоимостной оценки. Подходы и разработанные на их основе методы экономической оценки отличаются степенью их разработанности, но на их основе можно с определенной долей приближения определить экономическую ценность природного ресурса в зависимости от цели и решаемых задач. Затратный подход. Затратный подход является наиболее разработанным, понятным и очевидным. При этом подходе оценка природных ресурсов осуществляется посредством расчета прямых затрат на их добычу, освоение или использование, а также косвенных затрат, связанных с проявлением негативных внешних экологических эффектов природопользования. Оценка затрат на добычу и переработку природных ресурсов осуществляется в целях определения: локальных затрат — стоимости инвестиционных (прямых н сопряженных) и эксплуатационных затрат на добычу, освоение и использование конкретного природного ресурса; общих (комплексных) затрат — на исследования и разработки, проектирование и строительство, добычу и переработку, испытания и использование природных ресурсов месторождения с учетом затрат на решение экологических проблем. 
Важнейшими направлениями решения проблемы сохранения невозобновляемых и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, реализация которых может быть обеспечена как развитием научно-технического прогресса и внедрением его результатов в производство, так и использованием мировым сообществом и каждым отдельным государством принципов концепции устойчивого развития. Основными путями реализации указанных направлений являются следующие:

* максимально возможное замедление  темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов на основе за мены их возобновляемыми ресурсами;

* расширение масштабов и увеличение  темпов развития процесса вначале  простого, а впоследствии расширенного  воспроизводства возобновляемых  ресурсов;

* разработка и внедрение в  практику технологий, позволяющих  коренным образом повысить степень  извлечения из эксплуатируемых  месторождений невозобновляемых ресурсов (сегодня из-за несовершенства технологий добычи в недрах остается до 70% нефти, 30% угля, 20% железной руды и т.д.);

* развитие и расширение использования  технологий с применением оборотного  водоснабжения;

* максимально возможная замена  органического топлива на ядерное, что при условии безаварийной  работы АЭС позволяет существенным  образом экономить углеродное  сырье (нефть, газ) для использования  в других целях, а также исключает  необходимость извлечения из  атмосферы природного кислорода; в перспективе -- его замена такими  неисчерпаемыми энергетическими  ресурсами, как солнечная и ветровая  энергия, энергия Мирового океана  и даже водород;

* всемерное вовлечение в производственный  оборот так называемых «техногенных  месторождений», т.е. все более активное  развитие процесса использования  отходов.

Многие из перечисленных путей сохранения и развития природно-ресурсного потенциала в части обеспечения производства природными ресурсами могут быть использованы не только в планетарном или государственном масштабах, но и на уровне любого промышленного предприятия.

Природные ресурсы - основа устойчивого развития России.

Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Основные возможности вовлечения в производственный оборот отходов, являющиеся по своей сути важнейшими путями сохранения, а в отдельных случаях и увеличения природно-ресурсного потенциала, сводятся к следующему:

* разработка и внедрение в  производство малоотходных, экологически  чистых технологий;

* развитие безотходных производств  на основе их комбинирования  и «удлинения производственной  цепочки» с целью последующей  переработки отходов, образующихся  на предыдущих стадиях;

* создание природоохранных и  природозащитных систем и комплексов;

* расширение процессов замены  первичных ресурсов вторичными;

* формирование и внедрение в  практику хозяйственной деятельности механизма экономического стимулирования процессов использования отходов.

Когда говорят об избыточности, изобилии ресурсов, обычно имеют в виду, что экономика не в состоянии сама их переработать с должной эффективностью, а потому оказывается целесообразным экспортировать ресурсы, причем экспортные доходы от их продажи существенно влияют на благосостояние населения.

Как известно, зависимость важнейших отраслей народного хозяйства от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на состояние экономики страны. В этой связи усиление использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенный отказ от импортного сырья становятся важнейшей задачей в реализации эффективного управления природопользованием.

Развитие собственной сырьевой базы, добыча и переработка сырья должны сопровождаться разработкой и внедрением прогрессивных технологий его добычи и использования. В первую очередь это касается добычи и комплексной переработки бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. Причем требуются технологии, направленные на селективную выемку сырья, которая делает добычу более рентабельной и существенно снижает нагрузку на окружающую среду.

Сегодня в стране стоит вопрос о переходе к устойчивому развитию энергетики на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии.

Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Основная часть геологических запасов топлива расположена в восточных районах страны, где сосредоточено 85 % запасов природного газа, 65 % запасов нефти и 93 % всех запасов угля страны.

Здесь можно выделить несколько моментов:

практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов, надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы;

вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов;

весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;

предстоит практически заново создать экологическую индустрию - от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.

Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием - мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем.

Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Данное обстоятельство, кроме того, регламентируется тем, что с экономической точки зрения следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья:

во-первых, размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками;

во-вторых, минеральные ресурсы практически не возобновляются;

в-третьих, при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Отсюда следует, что ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. Поэтому без промедления должны быть приняты меры по укреплению государственного влияния в сфере регулирования отношений в недропользовании.

Задачи государственной стратегии природопользования:

эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

Информация о работе Принципы оценки ресурсов регионов России