Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 20:02, реферат
Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые виды ресурсов, например минеральные, можно использовать только один раз (хотя некоторые металлы и могут служить вторичным сырьем). Такие виды ресурсов называются исчерпаемыми или невозобновимыми ресурсами.
Введение
Глава 1.Природно-ресурсный потенциал России
1.1. Комплексная характеристика системы природопользования
1.2. Интегральный ресурсный потенциал и его использование
1.3. Принципы оценки структуры природопользования
1.4. Сбалансированность природопользования в разных регионах
1.5. Ресурсная самодостаточность регионов
ГЛАВА 2. Экономическая оценка природных ресурсов
2.1. Понятие и основные принципы оценки природных ресурсов
2.2. Концептуальные подходы к оценке природных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
Ресурсная самодостаточность регионов рассчитывается через потребность каждого региона во ввозе продукции отраслей природопользования (в % к полной потребности в материальных ресурсах) и превышение добычи природных ресурсов над внутрирегиональными потребностями (в % к общему производству товаров), сумма этих показателей отражает степень вовлеченности хозяйства региона во внутри российский обмен природными ресурсами, а степень ресурсной самодостаточности характеризуется величиной производства, не связанного ни с ввозом, ни с вывозом природных ресурсов. Таким образом, появляется возможность объективно оценить реальный потенциал суверенизации отдельных регионов, обусловленный низким уровнем интеграции в общероссийское ресурсное пространство.
В Сахалинской, Архангельской областях и в Норильском промрайоне степень ресурсной самодостаточности материального производства достигает 85-ти процентов. Порядка 80-ти процентов составляет значение этого показателя в Корякском округе, Камчатской, Иркутской, Калининградской и Мурманской областях, республике Коми, Таймырском округе, Приморском крае и северной части Хабаровского. Характерно, что большинство этих регионов являются приморскими. На противоположном фланге по степени интеграции в общероссийское ресурсное пространство находятся, Калмыкия, Ямало-Ненецкий округ, внутренние районы Якутии, Кузбасс, Москва, Липецкая, Орловская, Рязанская области, Кабардино-Балкария. Уровень ресурсного самообеспечения производственных комплексов этих регионов, не зависящего от внешних поставок, составляет 55-58 % общей товарной массы. За исключением Ямала ни один регион из этого перечня не имеет прямого выхода к внешней границе страны.
Однако и для Ямала пограничное положение является лишь номинальным, поскольку вся транспортная система этого региона действует через континентальные регионы - на полуострове нет ни одного функционирующего морского порта, даже таких как Енисейские игры и Дудинка, открывающие окно к внешнему миру для Норильского промрайона.
Очевидно, что высокая самодостаточность приморских регионов с высоким разнообразием природных ресурсов и повышение роли межрегиональных взаимодействий в континентальных, является частным случаем общей тенденции, рассмотренной ранее на примере самостоятельных государств. Отсюда следует, что именно приморские регионы из числа перечисленных нуждаются в повышенном внимании.
Необходимость экономической оценки
природных ресурсов обусловлена их ролью
как составной части общественного богатства
страны, а также как важнейшего фактора
общественного производства. Экономическая
оценка природных ресурсов является важнейшим
направлением исследований и практических
работ в экономике природопользования.
По своему содержанию в современный период
провозглашения необходимости перехода
к устойчивому развитию экономическая
оценка природных ресурсов может быть
определена как социально-эколого-
2.2. Концептуальные подходы к оценке природных ресурсов.
В зависимости от целей и объективных факторов выделяют следующие виды оценок природных ресурсов: стоимостные — определение общественной ценности природных ресурсов в денежном выражении; условно-стоимостные — определение условной стоимости природного ресурса, например его сохранения для общества; нестоимостные — определение натурально-производственной, качественной, социальной, экологической, эстетической, культурной и иной потребительной по- лезности природных ресурсов. Обычно под экономической оценкой природных ресурсов понимают именно стоимостные методы оценки. Подобная интерпретация не совсем верна, так как указанные выше виды оценок представляют собой этапы процессов экономической оценки природных ресурсов, отличающихся степенью их завершенности. Все ресурсы, результаты их освоения и влияния на окружающую среду, а также связанные с ними отношения в конечном итоге, отражаются в показателях развития экономики: валового внутреннего продукта, внутреннего национального продукта, национального дохода. В связи с этим все показатели ресурсов используются для целей экономических оценок. В принципе концептуальные подходы и методы экономической оценки природных ресурсов в стоимостном выражении различаются в смысле завершенности их разработки полноты учета всех факторов и объективности полученных результатов. Анализируя процесс развития теории природопользования и экономической оценки природных ресурсов, ее движения от субъективного восприятия и использования природы к общественному осознанию ее ценности для человечества и его дальнейшего существования и развития, представляется возможным выделить три исторически и методологически взаимосвязанных концептуальных подхода к экономической оценке природных ресурсов.
Это затратный, рыночный и общественно-ценностный
подходы.
В рамках затратного подхода разработаны
и применяют методы: определения предпроизводственных,
производственных и воспроизводственных
затрат; определения приведенных, замыкающих
и безубыточных затрат; оценки дифференциальных
затрат (размещение, транспорт и Т.Д.). Рыночный
подход включает следующие методы экономической
оценки природных ресурсов: рентной оценки;
инвестиционной оценки; коммерческой
оценки экологических благ, отход и загрязнений.
Общественно-ценностный подход включает
методы; эколого-экономической оценки;
общественно-экономической оценки; учетно-стоимостной
оценки. Подходы и разработанные на их
основе методы экономической оценки отличаются
степенью их разработанности, но на их
основе можно с определенной долей приближения
определить экономическую ценность природного
ресурса в зависимости от цели и решаемых
задач. Затратный подход. Затратный подход
является наиболее разработанным, понятным
и очевидным. При этом подходе оценка природных
ресурсов осуществляется посредством
расчета прямых затрат на их добычу, освоение
или использование, а также косвенных
затрат, связанных с проявлением негативных
внешних экологических эффектов природопользования.
Оценка затрат на добычу и переработку
природных ресурсов осуществляется в
целях определения: локальных затрат —
стоимости инвестиционных (прямых н сопряженных)
и эксплуатационных затрат на добычу,
освоение и использование конкретного
природного ресурса; общих (комплексных)
затрат — на исследования и разработки,
проектирование и строительство, добычу
и переработку, испытания и использование
природных ресурсов месторождения с учетом
затрат на решение экологических проблем.
Важнейшими направлениями решения проблемы
сохранения невозобновляемых и воспроизводства
возобновляемых природных ресурсов, реализация
которых может быть обеспечена как развитием
научно-технического прогресса и внедрением
его результатов в производство, так и
использованием мировым сообществом и
каждым отдельным государством принципов
концепции устойчивого развития. Основными
путями реализации указанных направлений
являются следующие:
* максимально возможное
* расширение масштабов и
* разработка и внедрение в
практику технологий, позволяющих
коренным образом повысить
* развитие и расширение
* максимально возможная замена
органического топлива на
* всемерное вовлечение в
Многие из перечисленных путей сохранения и развития природно-ресурсного потенциала в части обеспечения производства природными ресурсами могут быть использованы не только в планетарном или государственном масштабах, но и на уровне любого промышленного предприятия.
Природные ресурсы - основа устойчивого развития России.
Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.
Основные возможности вовлечения в производственный оборот отходов, являющиеся по своей сути важнейшими путями сохранения, а в отдельных случаях и увеличения природно-ресурсного потенциала, сводятся к следующему:
* разработка и внедрение в производство малоотходных, экологически чистых технологий;
* развитие безотходных
* создание природоохранных и природозащитных систем и комплексов;
* расширение процессов замены первичных ресурсов вторичными;
* формирование и внедрение в
практику хозяйственной
Когда говорят об избыточности, изобилии ресурсов, обычно имеют в виду, что экономика не в состоянии сама их переработать с должной эффективностью, а потому оказывается целесообразным экспортировать ресурсы, причем экспортные доходы от их продажи существенно влияют на благосостояние населения.
Как известно, зависимость важнейших отраслей народного хозяйства от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на состояние экономики страны. В этой связи усиление использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенный отказ от импортного сырья становятся важнейшей задачей в реализации эффективного управления природопользованием.
Развитие собственной сырьевой базы, добыча и переработка сырья должны сопровождаться разработкой и внедрением прогрессивных технологий его добычи и использования. В первую очередь это касается добычи и комплексной переработки бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. Причем требуются технологии, направленные на селективную выемку сырья, которая делает добычу более рентабельной и существенно снижает нагрузку на окружающую среду.
Сегодня в стране стоит вопрос о переходе к устойчивому развитию энергетики на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии.
Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Основная часть геологических запасов топлива расположена в восточных районах страны, где сосредоточено 85 % запасов природного газа, 65 % запасов нефти и 93 % всех запасов угля страны.
Здесь можно выделить несколько моментов:
практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов, надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы;
вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов;
весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;
предстоит практически заново создать экологическую индустрию - от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.
Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием - мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем.
Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Данное обстоятельство, кроме того, регламентируется тем, что с экономической точки зрения следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья:
во-первых, размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками;
во-вторых, минеральные ресурсы практически не возобновляются;
в-третьих, при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Отсюда следует, что ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. Поэтому без промедления должны быть приняты меры по укреплению государственного влияния в сфере регулирования отношений в недропользовании.
Задачи государственной стратегии природопользования:
эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;
уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;
использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;
Информация о работе Принципы оценки ресурсов регионов России