Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство изумления. Во-первых, это необычайная сложность строения организмов; во-вторых-очевидная целенаправленность, или приспособительный характер, многих признаков; а также огромное разнообразие жизненных форм.
Вопросы, порождаемые этими явлениями, совершенно очевидны. Каким образом возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в органическом мире занимает человек и кто его предки?
Введение.......................................................................................................................3
1. Структурные уровни организации живой материи..............................................5
1.1.Сущность живого, его основные признаки...................................................5
1.2.Клетка как элементарный структурный компонент живой материи..........6
1.3.Принципы биологической эволюции............................................................8
2. Современная научная картина мира.....................................................................11
2.1.Понятие научной революции. Место научных революций в
формировании научной картины мира...........................................................11
2.2.Понятие научной картины мира. Исторические типы научной
картины мира....................................................................................................12
2.3.Принцип глобального эволюционизма........................................................15
2.4.Синергетика....................................................................................................16
3. Геронтология и эволюционная биология.............................................................19
4. Групповой естественный отбор на жажду познания..........................................26
Заключение.................................................................................................................28
Список использованных источников.......................................................................31
Итак: специальной программы старения
нет - есть программа развития и функционирования,
которая, в силу своей не абсолютной надежности,
предопределяет возможность постепенного
накопления с возрастом различных дефектов,
что и приводит к изнашиванию, одряхлению
организма. Чтобы наступила старость,
этого, несомненно, вполне достаточно.
26
4. Групповой
естественный отбор на жажду познания
К одной из особенностей человека следует отнести любопытство и жажду знаний, что обрекало многих людей на жертвы и лишения. Вспоминая про-делки бесчисленных поколений школьников и студентов, увиливавших от занятий, можно счесть стремление к знанию противоестественным, тем более что овладение знаниями зачастую не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и, соответственно, оставить большее число детей. Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочисленно: те, кто шел дальше общепринятого или думал о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, всегда действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию. Но зато на генотип, устремленный к усвоению и пониманию, работал отбор групповой, иногда необычайной мощности.
Стоит сопоставить судьбу стада полулюдей, целиком лишенных духа познания, с судьбой такой группы, в которой хоть изредка появлялись его носители. Они почти всегда погибали бесцельно или бесследно, но нет-нет, да оставляли современникам какую-либо из тысячи находок - будь то насадка камня на палку или умение плыть на бревне, - и это хоть немного повышало шансы группы на выживание и успешное размножение. Групповой отбор не был столь интенсивным и сильным, чтобы сделать жажду знаний всеобщей и неукротимой (как, например, половое чувство), но он все же шел. Шутка "научная работа есть удовлетворение личной любознательности за государственный счет" - хороша, но не точна: любопытство удовлетворяется чтением, даже бездумным. Но именно жажда познания нового и истинного заставила работать в науке сотни тысяч людей еще до того, как этот труд стал хорошо оплачиваться и почитаться. Жажда знания обуревала множество людей всегда, даже если она уводила в жречество, монашество, знахарство, шаманство, алхимию, талмудизм, кабалистику,
27
сектантство, в изучение Библии, Корана, конфуцианства.
Итак, эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к старикам, охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые неизбежно развивались под действием естественного отбора - по мере превра-щения человека в животное социальное из-за цефализации и удлинения срока беспомощности детей. Закон естественного отбора, самый могущественный из законов живой природы, самый безжалостный и аморальный среди них, постоянно обрекавший на гибель подавляющее большинство рождавшихся существ, закон уничтожения слабых, больных, - этот закон в определенных условиях, именно тех, в которых слагалось человечество, породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы.
Почему же мы считаем порядочность, этичность,
готовность к подвигу противоестественными?
Почему мы, оценивая свои и чужие поступки
шкалой этичности, не отдаем себе отчета
в том, что эта шкала является самой естественной?
28
Заключение
В развитии биологии выделяют три основных этапа. Первый – систематики (Карл Линней), второй - эволюционный (Чарльз Дарвин), третий - микробиологии (Грегор Мендель).
Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.
Жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.
Структурный или системный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно многообразен и имеет сложную структуру.
Живая клетка является фундаментальной частицей структуры живого вещества. Она является простейшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе способностью переносить генетическую информацию.
Общепризнано, что структуры, управляющие жизнедеятельностью клетки, расположены в ядре в длинных цепях молекул нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), исходной единицей которых является ген.
Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии. С точки зрения теории эволюции все многообразие живой природы является результатом действия трех взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора.
Комплекс представлений о макро- и микроэволюциях, сложившийся к середине ХХ в., стали называть синтетической теорией эволюции.
Генетика - это биологическая наука о наследственности и изменчивости
29
организмов и методах управления ими. Она является научной основой для разработки методов селекции, то есть создания новых пород животных, видов растений и т.д.
Крупнейшие открытия современной генетики связаны с установлением способности генов к перестройке – мутирование.
Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию.
Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи (молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и биогеоценотическом). В настоящее время основная работа ведется на молекулярно-генетическом уровне, благодаря чему создана синтетическая теория эволюции (синтез генетики и дарвинизма). Удалось развести процессы микро эволюции (на популяционном уровне) и макро эволюции (на надвидовых уровнях), установила в качестве элементарной единицы популяцию и т. д.
Одним из результатов внедрения принципа универсального эволюционизма было возникновение синергетики. В классической науке господствовало убеждение, что материи свойственна тенденции к понижению степени ее упорядоченности, стремление к равновесию, что в энергетическом смысле означает хаотичность. Такой взгляд на природу был сформулирован в рамках равновесной
30
термодинамики (то есть, науки о превращении различных видов энергии друг в друга). Первое начало термодинамики - закон превращения и сохранения энергии в принципе не запрещает перехода энергии от менее нагретых тел к более нагретым, единственное условие, что бы общее количество энергии не изменялось. Второе начало термодинамики приняло следующий вид: при самопроизвольных процессах в системах имеющих постоянную энергию энтропия всегда возрастает. В системе с постоянной энергией, то есть изолированной от внешней среды упорядоченность всегда со временем становится меньше, максимальная энтропия означает, полное равновесие и полный хаос.
Синергетика ставит перед собой задачу выявление некого универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация как в живой, так в неживой природе. Под самоорганизацией в данном случае понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложного к более сложным и упорядоченным формам организации.
Синергетика возникла на базе физических дисциплин - термодинамики,
радиофизики
и пр. Но в настоящее время ее
идеи уже имеют междисциплинарный
характер, они подводят базу под глобальный
эволюционный синтез, осуществляющийся
в науке.
31
Список
использованных источников
1. Гете
И. Избранные сочинения по
2. Игнатова
В.А. Основы современного
3. Дубнищева
Т.Я. Концепции современного естествознания.
- Новосибирск, 1997.
4. Горелов
А.А. Концепции современного
5. Горбачев
В.В. Современное
6. Бочкарев
А.И. Концепции современного
7. Чуковский
К.И. Живой как жизнь. –М., 1963.
8. Азимов
А. Вселенная. - М.: Мир, 1969.
9. Владимиров
Ю.С. Пространство-время:
10. Ахиезер
А.И., Рекало М.П. Современна
11. Гамов
Дж. Моя мировая линия. - М.: Наука,
1964.
12. Зельдович
Я.Б., Новиков И.Д. Строение и
эволюция Вселенной. - М. Наука, 1975.
13. Исаков
Б.И. Лептонная концепция мироздания
- синтез науки и религии? - Наука и религия,
1992.
14. Карери
Дж. Порядок-беспорядок в