Принципы эволюции органического мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство изумления. Во-первых, это необычайная сложность строения организмов; во-вторых-очевидная целенаправленность, или приспособительный характер, многих признаков; а также огромное разнообразие жизненных форм.
Вопросы, порождаемые этими явлениями, совершенно очевидны. Каким образом возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в органическом мире занимает человек и кто его предки?

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Структурные уровни организации живой материи..............................................5
1.1.Сущность живого, его основные признаки...................................................5
1.2.Клетка как элементарный структурный компонент живой материи..........6
1.3.Принципы биологической эволюции............................................................8
2. Современная научная картина мира.....................................................................11
2.1.Понятие научной революции. Место научных революций в
формировании научной картины мира...........................................................11
2.2.Понятие научной картины мира. Исторические типы научной
картины мира....................................................................................................12
2.3.Принцип глобального эволюционизма........................................................15
2.4.Синергетика....................................................................................................16
3. Геронтология и эволюционная биология.............................................................19
4. Групповой естественный отбор на жажду познания..........................................26
Заключение.................................................................................................................28
Список использованных источников.......................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

принципы эволюции органического мира.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

         Итак: специальной программы старения нет - есть программа развития и функционирования, которая, в силу своей не абсолютной надежности, предопределяет возможность постепенного накопления с возрастом различных дефектов, что и приводит к изнашиванию, одряхлению организма. Чтобы наступила старость, этого, несомненно, вполне достаточно. 

26

4. Групповой естественный отбор на жажду познания 

            К одной из особенностей человека следует отнести любопытство и жажду знаний, что обрекало многих людей на жертвы и лишения. Вспоминая про-делки бесчисленных поколений школьников и студентов, увиливавших от занятий, можно счесть стремление к знанию противоестественным, тем более что овладение знаниями зачастую не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и, соответственно, оставить большее число детей. Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочисленно: те, кто шел дальше общепринятого или думал о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, всегда действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию. Но зато на генотип, устремленный к усвоению и пониманию, работал отбор групповой, иногда необычайной мощности.

               Стоит сопоставить судьбу стада полулюдей, целиком лишенных духа познания, с судьбой такой группы, в которой хоть изредка появлялись его носители. Они почти всегда погибали бесцельно или бесследно, но нет-нет, да оставляли современникам какую-либо из тысячи находок - будь то насадка камня на палку или умение плыть на бревне, - и это хоть немного повышало шансы группы на выживание и успешное размножение. Групповой отбор не был столь интенсивным и сильным, чтобы сделать жажду знаний всеобщей и неукротимой (как, например, половое чувство), но он все же шел. Шутка "научная работа есть удовлетворение личной любознательности за государственный счет" - хороша, но не точна: любопытство удовлетворяется чтением, даже бездумным. Но именно жажда познания нового и истинного заставила работать в науке сотни тысяч людей еще до того, как этот труд стал хорошо оплачиваться и почитаться. Жажда знания обуревала множество людей всегда, даже если она уводила в жречество, монашество, знахарство, шаманство, алхимию, талмудизм, кабалистику,

27

сектантство, в изучение Библии, Корана, конфуцианства.

            Итак, эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к старикам, охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые неизбежно развивались под действием естественного отбора - по мере превра-щения человека в животное социальное из-за цефализации и удлинения срока беспомощности детей. Закон естественного отбора, самый могущественный из законов живой природы, самый безжалостный и аморальный среди них, постоянно обрекавший на гибель подавляющее большинство рождавшихся существ, закон уничтожения слабых, больных, - этот закон в определенных условиях, именно тех, в которых слагалось человечество, породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы.

            Почему же мы считаем порядочность, этичность, готовность к подвигу противоестественными? Почему мы, оценивая свои и чужие поступки шкалой этичности, не отдаем себе отчета в том, что эта шкала является самой естественной? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28

Заключение 

            В развитии биологии выделяют три основных этапа. Первый – систематики (Карл Линней), второй - эволюционный (Чарльз Дарвин), третий - микробиологии (Грегор Мендель).

            Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

           Жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

          Структурный или системный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно многообразен и имеет сложную структуру.

         Живая клетка является фундаментальной частицей структуры живого вещества. Она является простейшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе способностью переносить генетическую информацию.

       Общепризнано, что структуры, управляющие жизнедеятельностью клетки, расположены в ядре в длинных цепях молекул нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), исходной единицей которых является ген.

       Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии. С точки зрения теории эволюции все многообразие живой природы является результатом действия трех взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора.

           Комплекс представлений о макро- и микроэволюциях, сложившийся к середине ХХ в., стали называть синтетической теорией эволюции.

       Генетика - это биологическая наука о наследственности и изменчивости

     29

организмов  и методах управления ими. Она  является научной основой для  разработки методов селекции, то есть создания новых пород животных, видов растений и т.д.

       Крупнейшие открытия современной генетики связаны с установлением способности генов к перестройке – мутирование.

       Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию.

       Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

       Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи (молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и биогеоценотическом). В настоящее время основная работа ведется на молекулярно-генетическом уровне, благодаря чему создана синтетическая теория эволюции (синтез генетики и дарвинизма). Удалось развести процессы микро эволюции (на популяционном уровне) и макро эволюции (на надвидовых уровнях), установила в качестве элементарной единицы популяцию и т. д.

       Одним из результатов внедрения принципа универсального эволюционизма было возникновение синергетики. В классической науке господствовало убеждение, что материи свойственна тенденции к понижению степени ее упорядоченности, стремление к равновесию, что в энергетическом смысле означает хаотичность. Такой взгляд на природу был сформулирован в рамках равновесной

     30

термодинамики (то есть, науки о превращении  различных видов энергии друг в друга). Первое начало термодинамики - закон превращения и сохранения энергии в принципе не запрещает перехода энергии от менее нагретых тел к более нагретым, единственное условие, что бы общее количество энергии не изменялось. Второе начало термодинамики приняло следующий вид: при самопроизвольных процессах в системах имеющих постоянную энергию энтропия всегда возрастает. В системе с постоянной энергией, то есть изолированной от внешней среды упорядоченность всегда со временем становится меньше, максимальная энтропия означает, полное равновесие и полный хаос.

       Синергетика ставит перед собой задачу выявление некого универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация как в живой, так в неживой природе. Под самоорганизацией в данном случае понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложного к более сложным и упорядоченным формам организации.

           Синергетика возникла на базе физических дисциплин - термодинамики,

радиофизики и пр. Но в настоящее время ее идеи уже имеют междисциплинарный  характер, они подводят базу под глобальный эволюционный синтез, осуществляющийся в науке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

31

Список  использованных источников 

1. Гете  И. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: 1957. 

2. Игнатова  В.А. Основы современного естествознания. - Тюмень, 1997. 

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997. 

4. Горелов  А.А. Концепции современного естествознания. - М.: 1997. 

5. Горбачев  В.В. Современное естествознание  на пороге XXI века//Физика и механика  на пороге XXI века. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. 

6. Бочкарев  А.И. Концепции современного естествознания. - Тольятти, 1998. 

7. Чуковский  К.И. Живой как жизнь. –М., 1963. 

8. Азимов  А. Вселенная. - М.: Мир, 1969. 

9. Владимиров  Ю.С. Пространство-время: явные  и скрытые параметры. - М.: Наука, 1989. 

10. Ахиезер  А.И., Рекало М.П. Современна физическая  картина Мира. - М.: Знание, 1980. 

11. Гамов  Дж. Моя мировая линия. - М.: Наука, 1964. 

12. Зельдович  Я.Б., Новиков И.Д. Строение и  эволюция Вселенной. - М. Наука, 1975. 

13. Исаков  Б.И. Лептонная концепция мироздания - синтез науки и религии? - Наука и религия, 1992. 

14. Карери  Дж. Порядок-беспорядок в структуре  материи. - М.: Мир, 1980.

Информация о работе Принципы эволюции органического мира