Происхождение и эволюция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

В вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему». В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека - Пуруши.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Человек как предмет естественнонаучного познания . . . . . . . . . . . . . . .4
3.Сходства и отличия человека и животного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4.Антропология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
5.Эволюция культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
6.Теория Ч. Дарвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция культуры

  Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

   Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

   Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

    Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

    О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

   Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

    Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

 

Теория Ч. Дарвина

   Суть теории Дарвина в том, что все формы жизни, включая и бактерии и разумные формы, возникли в результате действия слепых механических явлений природы. Для объяснения этого явления Дарвин разработал два основных принципа. Сперва, как он считал, что гены организма изменяются случайным образом. В дальнейшем, если эти случайные генные изменения выражаются в благоприятных для особи свойствах, то организм выживает и передает их своему потомству. Если эти изменения неблагоприятны, природа уничтожает особь и с ней - новые качества особи. Дарвин был уверен, что именно этот бесконечный и случайный процесс отбора и объясняет эволюцию жизни. Таким образом, ему легко было назвать человека эволюционным потомком низших приматов, слегка усложненным в биологическом смысле, но, тем не менее, в основе своей - таким же животным. Человек, по его мнению, являлся не более чем суммой всех биологических случайностей за последние миллионы лет.

   Дарвинская теория макроэволюции намеревалась доказать следующее:

1. В определенный момент  вещество стало живой материей

2. Биологическая эволюция  привела в результате мутаций  к появлению новых видов

3. Эволюционный процесс  был успешным и прогрессивным

4. Животные - высшая форма  жизни, а человек - высшая форма  животной жизни

   Иными словами, дарвинизм - это теория исключительно физического существования.

   В 1871 году, 12 лет спустя, Дарвин опубликовал второй труд - «Происхождение человека». К этому времени он осознал, что не все в его теории гладко. Ему, убежденному материалисту, пришлось искать объяснение нематериальным аспектам человеческого бытия. Чтобы заполнить этот пробел, Дарвин разработал психологические теории. Стараясь быть последовательным, он выдвинул теорию, согласно которой, психологические функции - это лишь проявление свойств мозгового вещества. Будучи приверженцем эмпиризма, Дарвин не признавал существование неосязаемого «разума» или «сущности», а уж тем более, вечной «души». Все эти понятия он считал ненаучными, философскими и религиозными. Со временем он отверг и двойственность человеческой природы.

Инстинкты и естественный отбор

   В своей теории инстинктов Дарвин утверждает, что «естественный отбор» должен считаться главной составляющей развития живых организмов, поскольку он сохраняет существенные инкрементальные изменения. Это важное звено в цепи эволюции. Поэтому Дарвин утверждал, что инстинкты ведут к разуму. Однако даже такой эволюционист, как Джеймс Энджелл из Чикагского университета, отверг этот аргумент, утверждая, что «в случае со многими инстинктами это предположение - нелепо». Нелепо это утверждение потому, что вся ценность инстинкта зависит от «должного выполнения последовательности шагов, каждый из которых по отдельности бесполезен. Объяснение, связанное с естественным отбором, оказывается адекватным лишь в том случае, если вся последовательность сложных действий появилась одновременно. Предположить, что такое возможно, равносильно вере в чудеса».

Мозг и восприятие

   Человеческий мозг обладает Разумом или самосознанием. Оно представляет собой сознательную непрерывную индивидуальность и выполняет функции, которые позволяют говорить об отличии разума от мозга. Дарвин утверждает, что разум - это всего лишь распознавание мозговых импульсов или ощущений, исходящих от пяти чувств. То есть, разум - это биологическая машина, управляемая ранее существовавшими законами. Таким образом, идея о «разуме» или «самосознании» становится иллюзией, метафорой, религиозным мифом.

   Человеческий разум и опыт опровергают это утверждение. Если бы теория Дарвина была верна, человек был бы беспомощной жертвой соперничающих в нем ощущений. Но это не так: в человеке активно присутствует неделимая личность. Обладая самосознанием, мы решаем, какие из импульсов необходимо игнорировать. Мы разделяем их на следующие когнитивные категории: пространство, время и приоритет. Мы делим их на те, которые требуют размышлений и\или на те, которые требуют действий. Ощущения не приходят поодиночке, но заполняют разум одновременно и целым потоком. Человеческое «я» принимает решения. Оно может остановить поток мыслей и дать импульс новой мысли, не связанной с предыдущими. Деятельность мозга контролируется человеческим «я».

Люди и животные

   Дарвин отчаянно пытался найти связь между разумом животных и людей. Его пугали любые существенные различия между ними. Эти попытки заставляли его принимать довольно экстремальные точки зрения. К примеру, Дарвин утверждал, что животные, как и люди, умеют пользоваться инструментами. Так, шимпанзе раскалывают орехи при помощи камней, а слоны отмахиваются от мух ветками. Но только человеческий разум может создавать инструменты, конструировать механизмы, абстрактно мыслить, разводить огонь, и т.д. Животные огня боятся, а для человека огонь - рабочий инструмент.

Проблемы языка

   Язык - признак интеллекта. Поскольку 98% ДНК человека и шимпанзе совпадают, последние считаются ближайшими родственниками людей. Однако способность человека говорить - основное доказательство радикального отличия между людьми и шимпанзе.

 

Человеческая душа

   С точки зрения антропологического дуализма, в человеческом теле кроется истинная личность (душа). У этой личности есть несколько названий. Мне ближе термин «душа», поскольку слово «психология» означает «наука о душе». Существует несколько доказательств существования души.

«Душа», это человеческое «я», способно посредством мыслей влиять на химические процессы в мозгу. В  ходе реакции на мысль о чем-то страшном нейротрансмиттеры мозга  посылают в надпочечники химический сигнал бедствия или защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Человек – существо биологическое и социальное, что  и   определяет

его особое положение  в  природе  и  качественно  отличает  от  всех  других

организмов, Благодаря тому, что человек  является  биологическим  существом, его  эволюционное  развитие  подчиняется   всем   основным   закономерностям наследственности.  Реализация  наследственной  информации  в условиях  определенной  внешней  среды   формирует   биологическую   природу человека  - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки  для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа  – социальную. В процессе очеловечивания  происходит  уменьшение  плодовитости, удлинение  периода  детства,  замедление  полового  созревания,  возрастание

длительности жизни одного поколения.

   Социальная информация передается с помощью слова  при  обучении  и

определяет духовный облик  индивидуума. Она создается при  доминирующей  роли социально-экономических   факторов   –   общественной    формации,    уровня производственных сил, производственных отношений, национальных  особенностей и т.п.

   Человек  как  социальное  существо  эволюционирует  быстрее,  чем  как

существо   биологическое,   поэтому,   несмотря   на   огромные   достижения

цивилизации,  между  человеком,  жившим  тысячелетия  назад,  и   человеком, живущим  сейчас,  нет  существенных  биологических  различий.   Способности, талант,   эмоциональность,   добродетели,   пороки   человека   зависят   от наследственного  предрасположения  и  действий  социальной  среды.   Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а  полная реализация  его  биологической  организации   возможна   лишь   в   условиях социальной среды.

      Хотя  мутационный процесс продолжается,  биологическая эволюция

человека  будет  и  далее  замедляться  благодаря  ослаблению  естественного

отбора, прекращению его  видообразующей  функции.  Однако  в  пределах  вида возможны колебания:  в   длине  тела  (доспехи  средневековых  рыцарей  малы большинству   современных   европейцев),   изменении    темпов    онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность  человеческого общества  в целом  возрастает,  так  как  по  мере  развития   цивилизации,   устранения национальных и расовых барьеров  обеспечивается  обмен  генами  между  ранее изолированными популяциями,  увеличивается  гетерозиготность  и  уменьшается возможность  проявления  рецессивных  генов. 

  Средствами,   контролирующими эволюцию  человека,  являются  предохранение   от   воздействия   мутагенных факторов, разработка  методов  лечения  наследственных  болезней,  раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание  оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения  культурного  уровня  всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.
  3. Гуляев С. А. , Жуковский В.И. , Комов А.И. Концепции современного естествознания. Екатеринбург, 2000 г.
  4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Различные издания.
  5. Вернадский В.И . Биосфера .Различные издания.
  6. Кендрью Дж. Нить жизни.  М., 1968.
  7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.М.,2002.

 


Информация о работе Происхождение и эволюция человека