Происхождение человека
составляло предмет догадок
с глубокой древности и привело
к возникновению у различных
народов разнообразных мифов, приписывающих
создание первых людей богам, которые
воспользовались для того камнями,
землей, морской слизью, теми или
иными животными и т. д. Древние
греческие мыслители расходились
в мнениях относительно П. человека: одни
склонны были думать, что человек вечен,
другие — что он произошел сам собой, путем
произвольного зарождения из морского
ила и т. п., третьи — что он создан был
богами из неодушевленной материи. С распространением
христианства среди культурного человечества
утвердилось представление, что человек
был создан из земли, оформленной и одухотворенной
Богом, и что все люди размножились от
одной пары, жившей первоначально где-то
на далеком Востоке. В средние века полагали,
что этот земной рай еще существует, и
даже Колумб, открывая Америку, думал,
что некоторые признаки указывают на его
близость. Первое затруднение для господствующей
теории явилось в том, насколько она может
быть распространена на всех человекоподобных
существ; древний мир и средневековое
общество верили в существование дивьих
людей (см.), уродливых или звероподобных,
и вот явился первый вопрос — люди ли они,
могли ли они произойти от одной и той
же первоначальной пары или их надо отнести
к зверям. Открытие Америки хотя и показало
существование там существ, в общем сходных
с прочими людьми, но так как этот новый
мир не был ранее известен и в него не могли
проникнуть люди Старого Света, то их нельзя
было считать за потомков общей первоначальной
пары, другими словами, это не были настоящие
люди. Так и утверждал известный алхимик
и философ Парацельс, и его мнение разделялось
и многими другими, так что потребовалась
даже булла папы для объявления, что американские
индейцы, "как настоящие люди", способны
быть крещены и достигать спасения в будущей
жизни. Тем не менее, трудность объяснить
происхождение заморских народов от тех
же прародичей, что и население Старого
Света, привела к появлению теории о так
называемых "преадамитах", принимавшей,
что не все человечество произошло от
Адама и Евы и что были человеческие существа,
созданные ранее их, от которых и произошли
заморские народы. Хотя эта теория была
признана еретической, однако она нашла
себе многих последователей в продолжение
XVII века. В XVIII веке ознакомление со многими
заморскими племенами людей, с одной стороны,
и открытие антропоморфных форм обезьян
(шимпанзе и орангутана) — с другой, при
неясности и преувеличенности имевшихся
известий, внесли значительное колебание
в умы мыслителей, не знавших, считать
ли некоторых дикарей за особенно человекоподобных
обезьян или, наоборот, видеть в антропоморфных
обезьянах особенно диких людей. Многими
мыслителями того времени, как, например,
лордом Монбоддо, Гердером, Руссо, Кантом
и др., высказывалось предположение, не
мог ли человек в виде грубого дикаря развиться
из большой человекоподобной обезьяны.