Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 11:09, контрольная работа
Логические основы научного исследования. Общая схема трансфера агрономической инноватики в земледелие.
Главное внимание в рамках методологии науки направлено на научное исследование как вид деятельности, в котором находит свое воплощение применение различных научных методов.
1 Структура современного научного агрономического исследования. Логические основы научного исследования. Общая схема трансфера агрономической инноватики в земледелие.
Главное внимание в рамках методологии науки направлено на научное исследование как вид деятельности, в котором находит свое воплощение применение различных научных методов.
Научное исследование – это процесс выроботки новых знаний, один из видов позновательной деятельности. Научное исследование содержит в своей структуре ряд элементов.
Объект исследования – фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта, и который существует вне и независимо от сознания познающего субъекта. Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается в том, что они существуют вне зависимости от того известно или неизвестно о них что-либо людям.
Предметом исследования является часть объекта, непосредственно задействованная в исследовании; это главные, наиболее существенные признаки объекта с точки зрения того или иного исследования. Специфика предмета научного исследования заключается в том, что вначале он задается в общих, неопределенных чертах, предвосхищается и прогнозируется в незначительной степени. Окончательно он «вырисовывается» в конце исследования. Приступая к нему, ученый не может представить его в чертежах и расчетах. Что нужно «вырвать» из объекта и синтезировать в продукте исследования – об этом исследователь имеет поверхностное, одностороннее, не исчерпывающее знание. Поэтому формой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема.
Постепенно преобразуясь в продукт исследования, предмет обогащается и развивается за счет неизвестных вначале признаков и условий его существования. Внешне это выражается в смене вопросов, дополнительно встающих перед исследователем, последовательно разрешаемых им и подчиненных общей цели исследования.
Можно сказать, что отдельные научные дисциплины заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов. Многообразие возможных «срезов» исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются научно-познавательные действия.
Особенности предмета исследования прямо сказываются на его цели. Последняя, заключая всебе образ предмета исследования, отличается свойственной предмету неопределенностью в начале процесса исследования. Она конкретизируется по мере приближения к конечному результату.
Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.
Выделяют также основные и дополнительные задачи исследования: Основные задачи отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т.п.
Научное исследование – логический процесс, т.е. развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и взаимосвязаны, взаимообусловлены друг другом, в то же время отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.
Сбор фактов, их первичная регистрация и описание, обобщение, систематизация – характерные признаки эмпирического познания.
Можно выделить два основных этапа: а) эмпирический б) теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Он состоит из 2-х стадий работы:
- первая стадия – это процесс получения фактов;
- вторая стадия включает
в себя первичную обработку
и оценку фактов в их
- осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
- классификацию фактов по различным основанием и выявление основных зависимостей между ними.
Теоретический этап связан с анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Обычно исследование состоит из трех основных этапов.
Первый этап включает в себя:
- выбор проблемы и темы;
-определение объекта и предмета, целей и задач;
- разработку рабочей гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
- выбор методов и разработку методики исследования;
- проверку рабочей гипотезы;
- непосредственно исследование;
- формулирование
- обоснование заключительных
выводов и практических
Третий этап включает литературное оформление результатов исследований и внедрение полученных результатов в практику.
2 Химизация земледелия и ее значение в интенсификации сельскохозяйственного производства.
Одним из факторов интенсификации сельскохозяйственного производства является химизация земледелия.
Химизация сельского хозяйства предполагает применение различных химических средств для улучшения свойств почв (в этом случае имеется в виду проведение химических мелиораций, которые относятся к мелиоративным мероприятиям), применение удобрений, пестицидов, известковых материалов для устранения кислой реакции почвенного раствора и др. В области химизации ускорение научно-технического прогресса проявляется в повышении плодородия почвы, в обеспечении растений питательными элементами, устранении отрицательных свойств почв, улучшении качества удобрений, методов их применения и хранения, обеспечении действенных мер защиты растений от вредителей, болезней, очистке полей от семян и вегетирующих органов сорных растений, соблюдении при этом охраны почв, окружающего ландшафта и среды от загрязнения, улучшении качества получаемой продукции.
На 2012 год Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы были внесены 3,0 млн. тонн минеральных удобрений. С 1 января по 7 сентября 2012 года сельхозтоваропроизводители приобрели 1923,7 тыс. тонн удобрений, что на 84,4 тыс. тонн больше, чем на соответствующую дату 2011 года. Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков 2011 г.) в Российской Федерации составляют 2052,0 тыс. тонн.
Химизация земледелия в свою очередь требует создания таких сортов сельскохозяйственных культур, которые в большей мере были бы отзывчивы на удобрения, а также соответствующих почвенных условий, чтобы применяемые удобрения более эффективно использовались.
3 Компьютерная
революция 1970–2000 годов и информатика
как основа обеспечения
Информационные технологии в агрономии охватывают широкий круг понятий – экспертные и геоинформационные системы, информационно-измерительные и вычислительные комплексы, глобальные системы позиционирования, дистанционные и бортовые датчики, а также исполнительные органы сельскохозяйственной техники, приспособленные для работы в автоматическом режиме под управлением компьютеров
Для обеспечения оптимальных условий роста и развития растений необходимо обладать информацией о состоянии поля на элементарных участках. Применяемые же сегодня машинные технологии возделывания с.-х. культур не дают возможности получить такую информацию.
Для ее получения с поля необходимо собрать два «урожая»: биологический и информационный. Информационный «урожай» лежит в основе технологии (системы) точного земледелия (СТЗ) – способа производства продукции растениеводства, который основывается на применении переменных норм внесения технологических материалов в соответствии с потребностями растений на каждом элементарном участке поля. Некоторые страны уже перешли к практическому внедрению СТЗ, которая включает в себя глобальную систему позиционирования (ГСП), географическую информационную систему (ГИС) и технологии переменных норм внесения (ПНВ) технологических материалов. ГСП основана на радионавигационной спутниковой системе, которая дает возможность определить местоположение машин в поле. При этом ошибка определения местоположения не превышает ±2м. Опыт применения СТЗ дает возможность значительной экономии средств. При этом на базе современных информационных систем, дистанционных и полевых методов измерений, знаний о неравномерности действия факторов земледелия по площади удается повысить урожайность на 20…30%. Целью работы является общий анализ сложившейся ситуации в отношении существующей в Украине системы земледелия и обоснование предложений по повышению эффективности земледелия на основе тенденции повышения роли информатизации при выполнении различных технологических процессов. Известные и применяемые в некоторых странах мероприятия по информатизации технологических процессов в земледелии, а именно система точного земледелия и ее аналоги, осуществимы только на основе развитых компьютерных технологий в системе глобального позиционирования и предполагает значительные капиталовложения, так как являются глубоко специализированными. Поэтому основой для построения альтернативного варианта приняты существующие и распространенные программно - аппаратные комплексы, широко применяемые в повседневной жизни. Дальнейшая работа в выбранном направлении заключается в отборе и адаптации таких технологий с целью более эффективного ведения хозяйства.
Информация о работе Структура современного научного агрономического исследования