Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:33, реферат
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома - Земли.
Реферат на тему ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома - Земли.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта взаимодействий природных сообществ, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
Формирование экологической
культуры есть осознание человеком
своей принадлежности к окружающему
его миру, единства с ним, осознание
необходимости принять на себя ответственность
за осуществление
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку до взрослой (вырубить кедровый лес, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно, если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.
Работая в направлении экологического воспитания детей дошкольного возраста, я руководствуюсь требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста. Эта программа позволяет мне в полной мере расширить представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. У детей развивается экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности, а также формируется эстетическое и духовно–нравственное отношение к окружающей действительности.
С развитием новых гибких форм образования я пришла к необходимости использования и ряда дополнительных программ, таких как «Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста и «Наш дом - природа» по ред. Н.А. Рыжовой
Содержание основных и дополнительных программ, методических разработок и рекомендаций обеспечивает широкий спектр и высокий уровень компетентности детей в сфере экологического воспитания и познания, помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышает их информативный уровень и способствует практическому применению полученных знаний, умений, навыков в их самостоятельной деятельности.
Функционально значимо для полноценного экологического воспитания детей создание соответствующей эколого–развивающей среды в ДОУ и в группе в частности. Здесь всё имеет значение: свежий воздух, чистота помещений, их освещенность, озеленение, наличие уголков живой природы, планировка помещений, эстетика в их оформлении.
Природный мир – это природное содержание в дошкольном учреждении: в помещении, на участке детского сада, а также имеющиеся зелёные насаждения в окружающих парках, скверах и т.д . К созданию эколого–развивающей природной среды я активно привлекаю детей и их родителей, вызывая на совместные обсуждения и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой работы у детей формируются художественно-эстетические чувства, вкус, способности. Вместе с тем эстетически оформленная окружающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей, вызывает желание что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.
С целью наиболее
полного осуществления
В занятия по экологии
включаю теоретическую и самостоятельная работа с раздаточным материалом; дидактические игры и игровые упражнения: «Кто лишний», «Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т.д. индивидуальная работа; наблюдения на прогулке; экспериментирование.
Комплексно использую наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения, выполняя задания. Знакомлю детей с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, учу устанавливать причинно–следственные связи между действиями человека и состоянием природы.
Таким образом, систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует: очевидному становлению у дошкольников начал экологической культуры; формированию эмоционально– развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических проблемах родного города; уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и неживой природе; пониманию причинно–следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания; умению создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе; ответственному
и бережному отношению к формированию представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека; охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой; формированию представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения. |