Человек и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома - Земли.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.docx

— 19.49 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему ЧЕЛОВЕК И  ПРИРОДА

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и  проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома - Земли. 

 

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов  природы, учёта взаимодействий природных  сообществ, осознание того, что человек  не властелин природы, а её часть. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень  экологического сознания, экологической  культуры. 

 

Формирование экологической  культуры есть осознание человеком  своей принадлежности к окружающему  его миру, единства с ним, осознание  необходимости принять на себя ответственность  за осуществление самоподдерживающего  развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая  культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных императивов. В то же время  экологическая культура есть результат  воспитания, который выражается в  умение индивида достигать гармоничных  отношений с окружающим миром  и самим собой. В детстве это  умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной  сферы и практических навыков  экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. 

 

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно  использовать природные ресурсы  нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку до взрослой (вырубить кедровый лес, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно, если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью.  

 

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе. 

 

Работая в направлении  экологического воспитания детей дошкольного  возраста, я руководствуюсь требованиями «Программы воспитания и обучения в  детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста. Эта программа позволяет мне в полной мере расширить представления детей о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. У детей развивается экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности, а также формируется эстетическое и духовно–нравственное отношение к окружающей действительности.  

 

С развитием новых  гибких форм образования я пришла к необходимости использования  и ряда дополнительных программ, таких  как «Безопасность» под редакцией  Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста и «Наш дом - природа» по ред. Н.А. Рыжовой  

 

Содержание основных и дополнительных программ, методических разработок и рекомендаций обеспечивает широкий спектр и высокий уровень  компетентности детей в сфере  экологического воспитания и познания, помогает наиболее полному личностному  развитию воспитанников, повышает их информативный  уровень и способствует практическому  применению полученных знаний, умений, навыков в их самостоятельной  деятельности. 

 

Функционально значимо  для полноценного экологического воспитания детей создание соответствующей  эколого–развивающей среды в ДОУ и в группе в частности. Здесь всё имеет значение: свежий воздух, чистота помещений, их освещенность, озеленение, наличие уголков живой природы, планировка помещений, эстетика в их оформлении.  

 

Природный мир –  это природное содержание в дошкольном учреждении: в помещении, на участке  детского сада, а также имеющиеся  зелёные насаждения в окружающих парках, скверах и т.д . К созданию эколого–развивающей природной среды я активно привлекаю детей и их родителей, вызывая на совместные обсуждения и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой работы у детей формируются художественно-эстетические чувства, вкус, способности. Вместе с тем эстетически оформленная окружающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей, вызывает желание что-то изменить, дополнить, сделать своими руками. 

 

С целью наиболее полного осуществления заданного  направления развития детей мною разработаны методические рекомендации по различным направлениям экологического воспитания детей дошкольного возраста. Данные рекомендации включают в себя работу по следующим блокам: я и природа; вода; воздух; песок, глина, камни; солнце; почва; растения; животные; лес и его обитатели; человек и природа. 

 

В занятия по экологии включаю теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка  интереса и положительного отношения  к объектам природы использую  различные методы:

самостоятельная работа с раздаточным материалом;

дидактические игры и игровые упражнения: «Кто лишний», «Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т.д.

индивидуальная  работа;

наблюдения на прогулке;

экспериментирование.  

 

Комплексно использую  наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения, выполняя задания. Знакомлю детей с объектами  природы, их разнообразием, взаимодействием  друг с другом, учу устанавливать  причинно–следственные связи между действиями человека и состоянием природы. 

 

Таким образом, систематическая  и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует:

очевидному становлению  у дошкольников начал экологической  культуры;

формированию эмоционально–доброжелательного отношения к живым существам  в процессе общения с ними;

развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических  проблемах родного города;

уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и  неживой природе;

пониманию причинно–следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;

умению создавать  и поддерживать необходимые условия  для роста растений и жизни  животных в неволе;

ответственному  и бережному отношению к домашним животным, к растительному богатству нашего края;

формированию представлений  о том, что человек – часть  природных объектов, а их сохранность  – прямая обязанность человека;

охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой;

формированию представлений  о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.



Информация о работе Человек и природа