Гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Гигиена (от греч. hygieinós— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Гигиена детей и подростков, отрасль гигиены, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гигиенических навыков у младших школьников
Значение гигиенических навыков в развитии младших школьников

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Методика формирования гигиенических навыков у младших школьников
Глава 2. Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников
2.1. Обследование гигиенических навыков младших школьников.
2.2. Обработка результатов диагностики.
2.3. Рекомендации для родителей по формированию гигиенических навыков младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование гигиенических навыков у младших школьников.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

Формирование  гигиенических навыков у младших  школьников.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….     3

Глава 1. Теоретические основы формирования гигиенических навыков  у младших школьников

    1. Значение гигиенических навыков в развитии младших школьников

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

 

    1. Методика  формирования гигиенических навыков  у младших школьников

Глава 2. Изучение формирования гигиенических навыков у младших  школьников

2.1. Обследование гигиенических  навыков младших школьников.

2.2. Обработка результатов  диагностики.

2.3. Рекомендации для родителей  по формированию гигиенических  навыков младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Гигиена (от греч. hygieinós— здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Гигиена детей и подростков, отрасль гигиены, изучающая влияние  различных факторов внешней среды  на организм детей и разрабатывающая  гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы  с целью создания полноценных  гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное  развитие детей.

Основой полноценного развития ребенка младшего школьного возраста является приобщение его к основам  здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни  важное значение приобретает освоение младшими школьниками основ культуры и гигиены.

Гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети младшего школьного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, и индивидуальных особенностей, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. В их работах указывается на то, что дети должны понимать, что в соблюдении определённых правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

 Проблемами воспитания гигиенических навыков у школьников занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

В связи с этим особую актуальность приобретает образование, имеющее  своей целью обеспечить формирование у учащихся, как важнейших гигиенических навыков, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.

Цель исследования: изучение особенностей формирования гигиенических навыков младших школьников.

Предмет: педагогическая работа по формированию гигиенических навыков  младших школьников.

Объект: гигиенические навыки младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по формированию гигиенических навыков младших школьников.
  2. Подобрать диагностические методики  для обследования гигиенических навыков младших школьников.
  3. Провести обследование гигиенических навыков младших школьников  и выявить уровень их форсированности.
  4. Обработать результаты диагностики.
  5. Разработать рекомендации для родителей по формированию гигиенических навыков младших школьников в условиях семии.

 

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по формированию гигиенических навыков младших школьников.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа.
  4. Эксперимент.
  5. Тест.
  6. Анкетирование.
  7. Обработка результатов обследования,  выводы.

Методической основой  исследования являются умения педагогов  и психологов по данной проблеме:  Проблемами воспитания гигиенических навыков у школьников занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. 

Отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети младшего школьного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

База проведения исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования гигиенических навыков у младших  школьников.

    1. Значение гигиенических навыков в развитии младших школьников.

Культура поведения и  обучение неразрывно связано с гигиеническим  воспитанием. С раннего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно  есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми  приборами, салфеткой. Детям, которые  дежурят по школьной столовой, нужно  не только уметь правильно накрыть  стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с  мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание гигиенических  навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения  рекомендуется использовать целый  ряд педагогических приемов с  учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением  действий в процессе дидактических  игр, систематическое напоминание  детям о необходимости соблюдать  правила гигиены и постепенное  повышение требований к ним. Нужно  добиваться от младших школьников точного  и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами  человеческих отношений.

Культуру еды часто  относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она  имеет этический смысл, ведь поведение  за столом основывается на уважении к  сидящим рядом людям, и также  к тем, кто приготовил пищу.

Гигиенические знания целесообразны  и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с  природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые  игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания младших школьников с  интеллектуальными нарушениями  большое значение имеет и внешний  вид окружающих и взрослых. Нужно  постоянно помнить о том, что  дети в этом возрасте очень наблюдательны  и склонны к подражанию, поэтому  педагог должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и  навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для  систематической проверки у сверстников  состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и  детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно  в разных ситуациях. Главное, чтобы  детям было интересно, и чтобы  они могли видеть результаты своих  действий, (кто-то стал значительно  опрятнее и т.д.).

С самого начала поступления  в школу вида дети должны усвоить  определённые привычки:

нельзя класть локти на стол во время еды;

есть надо с закрытым ртом;

тщательно пережёвывая пищу.

Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки  для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с  режимом дня, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за уроки, приходить на занятия, посещать столовую), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду в школьном гардеробе). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми и ровесниками.

Составной частью гигиенических  навыков - является навык культуры деятельности и бережного отношения к вещам.

Под культурой деятельности младших школьников понимается:

наличие чистого, достаточно просторного классного помещения  с необходимым оборудованием;

наличие мест гигиены обеспечивающих проведение всех режимных элементов (умывание, питание, учебные занятия и игры).

наличие совместной деятельности, которая предполагает активное взаимодействие с ровесниками и взрослыми.

Для формирования навыков  культуры деятельности и бережного  отношение к вещам нужно также  выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, школьных принадлежностей, порядок уборки помещения.

Необходимо прививать  детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными  вещами, бережно относиться к общественному  имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к  предстоящей деятельности (играм, школьным занятиям, труду) т.е. учить ребенка  готовить рабочее место и все  необходимые школьные принадлежности и материалы, с которыми он будет  заниматься или играть; четко и  последовательно организовывать свою деятельность на уроке, планировать  время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении урока привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить тетради, книги, учебные материалы в таком  виде и в таком порядке, чтобы  обеспечивать их сохранность и удобство использования на следующем уроке; привести в порядок свое рабочее  место, помыть руки после занятий  с глиной или трудовых поручений.

Для эффективного формирования гигиенических навыков необходимо отобрать наиболее оптимальные методы их формирования. Среди многих классификаций  методов, в педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся  наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.

Дети, в этом возрасте склонны  к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для привития гигиенических навыков применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем школьном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).

При формировании навыков  ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех  или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно  сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол.

Среди приёмов, способствующих формированию гигиенических навыков  у детей младшего школьного возраста, на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. В своей  работе мы предлагаем игровые приёмы, дидактические игры, перечень художественных произведений, мультимедийных презентаций, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию  самостоятельности в самообслуживании.

В этой каждодневной деятельности совершаются гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и педагог постепенно предоставляет  им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к  методам позволяющим развивать  у детей осознанное отношение  к правилам,- убеждению, разъяснению  смысла правил. Только тогда, когда  педагог учитывает постоянно  возрастающий опыт детей, совершенствование  их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются  устойчивые привычки, не разрушающиеся  при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей  вырабатывается, лишь умение подчиняться  требованию взрослого.

Для закрепления правил и  их усвоения, целесообразно проводить  беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли  действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Поэтому бывает целесообразно  перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса. Гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

Информация о работе Гигиена