Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:36, курсовая работа
Ландшафтоведение – раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы – ландшафты как части географической оболочки Земли. Слово «ландшафт» (нем. Landschaft) немецкого происхождения, означает вид местности, ограниченный ее участок. Закрепившись как термин в географии в конце XIX начале XX в, он приобрел определенный научный смысл и дал название одному из ее направлений ландшафтоведению. Объектом изучения ландшафтоведения является географическая оболочка; предметом ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Ландшафт …………………………………………………………….5
1.1 Культурный ландшафт……………………………………………………8
1.2 Требования для культурного ландшафта……………………………..10
Глава 2 Типология Культурных ландшафтов…………………………….12
Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии……………………………………………………………………….18
3.1 Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта……………………………………………………………………...18
3.2 Культурный ландшафт – природно-культурное наследие…………..21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список Литературы……………
2. Естественно сформировавшиеся ландшафты. В ландшафтах такого типа природные процессы в результате длительных, целенаправленных воздействий претерпевают определённые изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примером могут служить многие сельские и исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой мир как часть природы. Различают три субкатегории ландшафтов:
Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии.
Культурный ландшафт за последние десятилетия стал предметом повышенного интереса, особенно в России. Привлекает значительное внимание и само понятие «культурный ландшафт». Оно никогда не принадлежало всецело какой-либо одной области знания или деятельности, но культурный ландшафт как таковой исследуется, осмысливается и представляется в основном географией (понимаемой широко). Один из ведущих лейтмотивов всей географии – именно ландшафт. Статья представляет обзор основных концепций культурного ландшафта в российской географии, краткий и безоценочный. Рассматриваются научно-секулярные интерпретации ландшафта, хотя сакральный аспект - важный атрибут ландшафта. Я ограничился лишь теми областями отечественной географии, где актуальны понятие и сюжет ландшафта, хотя есть области к ним близкие, но обходящиеся без понятия ландшафта.
Культурный ландшафт - феномен и предмет (как научный, так и культурный), который заведомо дан как семейство концепций, и ни одна из них на универсальность и монополизм не может претендовать.
Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта
В этой парадигме – почти сложившейся и самой распространенной в изучении культурного ландшафта - он понимается и исследуется как природный ландшафт, измененный человеческой деятельностью и дополненный ее артефактами. Культурный ландшафт здесь совершенно не отличен от антропогенного ландшафта. Представление о природном ландшафте – базовое, исходное и очень развернутое, а вот человеческая деятельность трактуется обычно нерасчлененно и неполно, лишь как внешний источник телесных, физико-химио-биологических воздействий на природный ландшафт; он мыслится исходным во всех отношениях – логически, исторически, методологически, хотя и не является таковым ни в каком из отношений. Иначе говоря, культурный ландшафт - это такой природный ландшафт, на который воздействовал еще один природный фактор – деятельность человека.
На такой основе активно ведется изучение антропогенной трансформации природного ландшафта, как спонтанной, так и сугубо целенаправленной. Культурный ландшафт понимается здесь только как антропогенно трансформированный природный ландшафт, причем нынешнее состояние ландшафта в максимально возможной степени должно объясняться именно изменением природных угодий как таковых – утрата или восстановление лесов, заболачивание или осушение, замена растительности (это сельское хозяйство) и т.д. и т.п.
Изменение ландшафта под воздействием человеческой деятельности трактуется как динамика природных состояний; человеческая деятельность практически не выводит ландшафт из этого ряда. Важная проблема - сама мера трансформации и диагностика антропогенного ландшафта по мере трансформации, ведь разные компоненты ландшафта меняются в разной мере: человек мало изменил рельеф Невской дельты или долины средней Москвы-реки, но растительность сменена почти целиком [6]. В примечательной книге Г.А. Исаченко [1] весь наблюдаемый ландшафт Северо-Запада России именно так досконально описан и объяснен, но вот Петербурга в этой картине просто нет (белое пятно на карте), поскольку его культурный ландшафт подобному объяснению явно не поддается.
Направление складывается исключительно как продолжение (экспансия) природного ландшафтоведения, целиком пребывает в его кадровых, методологических и институциональных рамках; оно игнорирует то, что уже известно о закономерностях собственно культурных компонентов ландшафта и их динамики.
Культурный ландшафт – элементы культуры на природной основе
Следующей группой подходов является представление, согласно которому культурный ландшафт сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные, или культурные элементы в этом подходе «тактично» дополняют природную основу, и что не менее важно, в целом следуют закономерности природных элементов. Традиционный сельский ландшафт именно таков.
В центре описанного в предыдущем разделе подхода было понимание культурного ландшафта как продолжения природного ландшафта; здесь культурный ландшафт - наложение отдельных высоко-статусных элементов культуры на сплошную природную основу. Например, рассматривается собственно культурная география ландшафта. Тот подход сплошно охватывал территорию – этот избирательно; там исходным был природный компонент – здесь культурный. В этом подходе исследуются, в частности, исторические и городские ландшафты. Ряд интересных работ целой группы ученых - В.Н.Калуцков, Т.М.Красовская и др. также рассматривает культурный ландшафт как такого рода наложение сети культурных объектов на сплошную природную основу [2, 4]. В понятии культурного ландшафта здесь акцентируется смысл, вносимый культурными элементами в природный ландшафт, в частности, сакрализация природных элементов. Наложением культурно-реликтовых элементов (в частности, говоры) на природную основу являются и попытки «районирования» культурного ландшафта России. Это суммативистский подход, когда к природному ландшафту добавляется еще один компонент, территориально не сплошной, но зато самый важный. Культурная география, новое направление, – также работает с представлением о культурном ландшафте или близкими содержаниями; близок культурный регионализм и исследования геокультурного пространства [5, 7].
Следующий подход можно считать разновидностью только что описанного, но в силу специфики задач и развитости он характеризуется отдельно и более подробно.
Культурный ландшафт – природно-культурное наследие
В Культурном ландшафте принципиально изолированных мест в ландшафте нет. В этом и состоит важнейшая специфика ландшафта. Совершенно объективно все более важные и признанные на всех уровнях, включая международный [8], задачи сохранения природного и культурного наследия потребовали работы с ландшафтом, в том числе и особенно с культурным. В нашей стране эти работы наиболее активно идут в Институте природного и культурного наследия [3]. Здесь я выделю главные особенности связки «ландшафт – проблема наследия»:
Информация о работе Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии