Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель: изучение способности к символизации животных в зоопсихологии.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты способности животных к символизации;
- Рассмотреть происхождение языка: новые факты и теории;
- Охарактеризовать природу, культуру, язык;
- Исследовать экспериментальное изучение способности символизации животных;
- Раскрыть рассудочную деятельность;
- Описать когнитивные (познавательные) процессы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ……………………………………………………………….5
1.1. Происхождение языка: новые факты и теории……………………………..5
1.2. Природа, культура, язык…………………………………………………..…8
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ СИМВОЛИЗАЦИИ ЖИВОТНЫХ……………………………………………...11
2.1. Рассудочная деятельность животных……………………………………...11
2.2. Когнитивные (познавательные) процессы………………………………...12
2.3. Исследование способности к достижению приманки, находящейся в поле зрения животного. Использование орудий…………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Например, некоторые самцы пользовались палками, чтобы открывать контейнер с бананами. Оказалось, что в самых разных сферах своей жизнедеятельности обезьяны прибегают к сложным действиям, включающим составление плана и предвидение их результата. Систематические наблюдения в природе позволяют убедиться, что разумные действия в новых ситуациях - не случайность, а проявление общей стратегии поведения. В целом такие наблюдения подтверждают, что проявления мышления антропоидов в экспериментах и при жизни в неволе объективно отражают реальные характеристики их поведения[30, С. 232]. Первоначально предполагалось, что любое применение постороннего предмета для расширения собственных манипуляторных способностей животного можно расценивать как проявление разума. Между тем, наряду с рассмотренными примерами индивидуального изобретения способов применения орудий в экстренных, внезапно сложившихся ситуациях, известно, что некоторые популяции шимпанзе регулярно используют орудия и в стандартных ситуациях повседневной жизни. Так, многие из них «выуживают» термитов прутиками и травинками, а пальмовые орехи относят на твердые основания («наковальни») и разбивают с помощью камней («молотков»). Описаны случаи, когда обезьяны, увидев подходящий камень, подбирали его и таскали с собой, пока не добирались до плодоносящих пальм. В двух последних примерах орудийная деятельность шимпанзе имеет уже совсем другую природу, нежели действия Майка. Применению прутиков для «ужения» термитов и камней для разбивания орехов, которые составляют их обычный корм, обезьяны постепенно учатся с детства, подражая старшим.
Анализ
орудийной деятельности антропоидов
убедительно доказывает наличие у антропоидов
способности к целенаправленному употреблению
орудий в соответствии с неким «мысленным
планом». Все описанные выше эксперименты,
проведенные В. Келером, Р. Йерксом, Н. Ладыгиной-Котс,
Г. Рогинским, А. Фирсовым и др. также предполагали
использование тех или иных орудий. Таким
образом, орудийную деятельность приматов
можно считать убедительным доказательством
проявления рассудочной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате данного исследования курсовой работы, можно сказать следующее, что способность животных к обобщению и абстрагированию, которая у наиболее высокоорганизованных млекопитающих и птиц достигает уровня формирования довербального понятия, позволяет овладевать символами и оперировать ими вместо обозначаемых реальных предметов и понятий. Эта способность выявляется как в традиционных лабораторных экспериментах («счет» у шимпанзе и ворон), так и в ситуации общения человека с антропоидами, дельфинами, а также попугаем с помощью языков-посредников. При определенных методиках воспитания и обучения, усвоенные обезьянами знаки действительно используются как символы в широком спектре ситуаций - не только для выражения просьбы о предмете, но для его наименования, для воздействия на других обезьян и человека, для передачи только им известной информации в отсутствие обозначаемого предмета, для составления синтаксически правильных предложений.
Открытие этого уровня когнитивных способностей животных подтверждает гипотезу Л.А. Орбели о наличии переходного этапа между первой и второй сигнальными системами и позволяет уточнить грань между психикой человека и животных. Оно свидетельствует, что и эта высшая когнитивная функция человека имеет биологические предпосылки. Тем не менее, даже у наиболее высокоорганизованных животных - шимпанзе - уровень овладения простейшим вариантом языка человека не превышает способностей 2-2,5-летнего ребенка.
В последней четверти ХХ-го века произошла настоящая революция в научном направлении, связанном с изучением языкового поведения и интеллектуальных возможностей животных.
Способность животных к обобщению и абстрагированию, которая у наиболее высоко организованных млекопитающих и птиц достигает уровня формирования довербального понятия, позволяет овладевать символами и оперировать ими вместо обозначаемых реальных предметов и понятий. Эта способность выявляется как в традиционных лабораторных экспериментах («счет» у шимпанзе и ворон), так и в ситуации общения человека с антропоидами, дельфинами, а также попугаем с помощью языков-посредников. При определенных методиках воспитания и обучения, усвоенные обезьянами знаки действительно используются как символы в широком спектре ситуаций - не только для выражения просьбы о предмете, но для его наименования, для воздействия на других обезьян и человека, для передачи только им известной информации в отсутствие обозначаемого предмета, для составления синтаксически правильных предложений.
Высокоорганизованным
животным доступны такие свойства языка
человека как семантичность, продуктивность,
перемещаемость и культурная преемственность.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадридзе Я.К., Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции. - М.: Геос, 2010. - 117с.
2. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 212с.
3. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 159с.
4. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: Поведение. Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - 670с.
5. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных: Собр. соч. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 53с.
6. Дембовский Я. Психология обезьян. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 589с.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И. Рассудочная деятельность животных. - М.: МГУ, 2011. - 320с.
8. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320с.
9. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М.: Комакадемия, 2009. - 215с.
10. Крушинский Л.В., Биологические основы рассудочной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 270с.
11. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 270с.
12. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 208с.
13. Ладыгина-Коте Н.Н. Элементарное мышление животных // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 13-24.
14. Мазохин-Поршняков Г.А. Как оценить интеллект животных? // Природа. - 2010. - № 4. - С. 18-25.
15. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. - М.: Мир, 2010. - 520с.
16. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 688с.
17. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 801с.
18. Павлов И.П. Павловские среды. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 263с.
19. Пажетнов B.C. Бурый медведь. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 298с.
20. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: животные и человек в зеркале эксперимента. - М.: Наука, 2010. - 279с.
21. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). - М.: Изд-во МГУ, 203. - 250с.
22. Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян. // В мире науки. - 2011. - № 2, 3. - С. 68-75.
23. Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 54с.
24. Теоретические проблемы языкознания. Сборник статей к 140-летию кафедры общего языкознания. - СПб: Изд-во СПБГУ, 2004. - 50с.
25. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека: Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 119с.
26. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза. Руководство по физиологии. Физиология поведения: Нейробиол. Закономерности. - СПб.: Наука, 2010. - 711с.
27. Фирсов Л.А. По следам Маугли. Язык в океане языков. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2010. - 59с.
28. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК Психология, 2003. - 464с.
29. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 162с.
30. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учеб. пособ. - М.: РПО, 2009. - 376с.
Информация о работе Экспериментальное изучение способности символизации животных