Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:38, контрольная работа
Автоматизация бухгалтерского учета и других управленческих функций предприятия, с одной стороны, и автоматизация аудита, с другой, в корне меняют проведение аудита на конкретном экономическом объекте. Стали различать аудит вне компьютерной среды, т.е. на объекте с традиционной технологией ручного ведения учета, и аудит в компьютерной среде — на объекте, где бухгалтерский учет выполняется с использованием компьютеров. Сам аудит может также проводиться без использования компьютеров и с их помощью.
Правовые базы данных и справочники обеспечивают информационно-консультационное обслуживание аудиторов в процессе проведения проверок, что позволяет им с достаточной уверенностью сделать вывод о соответствии бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Российской Федерации. На сегодняшний день существует множество правовых баз данных общего назначения, обладающих различной степенью полноты и актуальности. Наиболее популярными из них являются «КонсультантПлюс» фирмы «Консультант»; правовые системы «Гарант» и «Гарант-Практик» фирмы «Гарант-Сервис»; «1С Гарант»; «1С Кодекс»; «1С Эталон. Полное законодательство России»; «Дело и право»; «Юрисконсульт»; «Референт» и многие другие. Многие из клиентов аудиторских фирм используют в своей практической деятельности те же самые справочно-правовые базы. Это значительно упрощает проведение аудита, так как всегда имеется возможность обратиться к справочно-правовой базе клиента, особенно, если она интегрирована с программой бухгалтерского учета и обеспечивает контекстное обращение к соответствующей нормативной базе непосредственно из бухгалтерской программы. В этом случае аудитор получает необходимое правовое обоснование порядка отражения того или иного факта хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, разъяснения по расчету интересующего показателя отчетности и т.д.
Бухгалтерские программы и их отдельные модули. С бухгалтерскими программами аудиторские фирмы имеют дело как при проведении проверок, так и при оказании услуг. Аудиторская фирма обязана дать оценку компьютерной системе учета у клиента, в том числе оценить используемую им программу, правильность применения ее и т.д. При этом аудитору часто приходится работать непосредственно в среде этой программы на проверяемом объекте. С другой стороны, аудиторские фирмы используют программы бухгалтерского учета для его восстановления и ведения в рамках оказываемых клиенту услуг по договору. Бухгалтерские программы позволяют выполнить комплекс работ, связанных с аудиторскими проверками или восстановлением учета в предельно сжатые сроки, провести аудит и восстановить учет за прошлые годы, некоторые из программ позволяют моделировать разные варианты отражения хозяйственных ситуаций и получения финансовых результатов. Рынок программ бухгалтерского учета достаточно широк.
Программы электронного документооборота позволяют накапливать, хранить, осуществлять быстрый поиск и доступ к документам в электронных архивах, выполнять их объединение, а также обеспечивают групповую работу при создании документа. На российском рынке программных продуктов получили распространение системы «1С Электронный документооборот», DOCS Open, «Дело 96», «Эскадо». Имеются примеры положительного применения таких систем в управлении аудиторской фирмы. Например, система DOCS Open, разработанная компанией PC DOCS Inc., используется аудиторской фирмой «Эрнст энд Янг». Часто аудиторским фирмам в ходе проверки приходится сталкиваться с такими системами и у клиентов. Тогда они дают оценку правильности ее применения. Кроме того, если система электронного документооборота функционирует у клиента, то это упрощает и ускоряет проведение аудита на объекте из-за быстрого доступа и получения нужных документов.
Специализированные
Программы финансового анализа и их отдельные модули. Для реализации процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов наряду с табличными процессорами аудиторскими фирмами используются специальные программы финансового анализа. Эти программы появились на российском рынке почти одновременно со становлением аудита, их достаточно много. Ориентированы они на анализ финансового положения предприятия, выработку стратегических и тактических решений управления предприятием. Аудиторские фирмы применяют в своей работе программы каждого из этих классов. Программы анализа позволяют выполнить проверку финансовой, налоговой и другой отчетности благодаря заложенному в них механизму сверки взаимосвязанных показателей. Они обеспечивают непосредственно финансовый анализ по различным методикам и рассчитывают большое число экономических показателей, позволяют составлять и анализировать бизнес-планы. Некоторые программы приводят финансовую отчетность к международным стандартам GAAP и IAS. Популярностью среди аудиторов пользуются программные продукты фирм «Инэк» (ИНЭК-АФСП, ИНЭК-АДП, 1САФС, ИНЭК-Инвестор и др.), «Росэкс-пертизы» (ФинЭксперт, Стат Эксперт, Три Кита), «Pro-Invest Consulting» (Audit Expert, Project Expert). В последнее время средства финансового анализа интегрированы в системы бухгалтерского учета и управления предприятием, например в разработки фирм «Галактика», «Инфософт», «Интеллект-Сервис», «Инфор-матик», «Ланке», «R-Style Software Lab» и др.
Программы автоматизации управленческих функций используются для автоматизации управленческих процедур самих аудиторских фирм. Среди таких программ выделяется программа «Формула времени», разработанная фирмой «Русаудит». Данная программа позволяет: в области финансов — рассчитать себестоимость выполненных работ на основе почасовой оплаты, вести учет выполненных работ и формировать счета за выполненные работы, производить расчет и анализ дебиторской задолженности; в области документооборота — формировать справочники и тексты договоров, акты о выполненных работах; в области управления персоналом — вести учет временных затрат сотрудников по видам работ в разрезе клиентов и прочих работ; в информационно-аналитической области — вести подробные справочники клиентов, структурных подразделений компании и их сотрудников; видов работ и часовых ставок; в области статистического анализа — выполнять выборку данных по произвольным критериям, получать статистические формы отчетности.
Следует заметить, что в зарубежной практике в аудиторской деятельности используются системы поддержки принятия решений при оказании услуг по бизнес-диагностике, приватизации, исследовании рынков, оценке бизнеса и т.д., а также экспертные системы при мониторинге клиентов, планировании аудита, осуществлении выборок, подготовке финансовой отчетности и т.д.
Специальные информационные системы аудита. В настоящее время некоторыми аудиторскими фирмами разрабатываются специальные информационные системы, ориентированные на внутреннюю регламентацию аудиторской деятельности с применением внутрифирменных стандартов. Рассмотрим их возможности на примере системы «Ассистент Аудитора», разработанной фирмой «Сервис-Аудит».
Система «Ассистент Аудитора» фирмы «Сервис-Аудит» представляет собой профессиональную информационно-справочную систему, интегрируемую в информационно-поисковую систему (ИПС) «Кодекс». Она предназначена для аудиторских фирм, частнопрактикующих аудиторов, а также фирм и предприятий, стремящихся повысить эффективность работы служб внутреннего аудита и финансово-экономических служб. За счет интеграции в ИПС «Кодекс», «Ассистент Аудитора» позволяет проводить поиск необходимых материалов всеми возможными методами, которые в ней реализованы (тематический поиск, контекстный поиск, поиск по наименованию, виду и типу документа и т.д.).
Система «Ассистент аудитора» позволяет систематизировать выполнение аудиторских процедур, начиная с предварительного изучения клиента и заканчивая оформлением аудиторского заключения, сформировать ряд рабочих документов, необходимых для документирования аудита, что позволяет осуществлять эффективный контроль качества аудиторских проверок, а также обеспечить аудитора (бухгалтера, экономиста) справочным материалом по широкому спектру вопросов бухгалтерского учета, налогообложения и финансового анализа.
Система состоит из четырех условно независимых тематических разделов.
Раздел «Планы и программы аудита» содержит бланки документов, которые следует формировать до того, как подписан договор на проведение аудита, образцы договоров на различные виды аудиторских услуг, бланки и образцы документов, формируемых на этапе планирования аудиторской проверки и составления программы аудита, а также методические материалы, которые могут использоваться для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы. Анкеты-вопросники, входящие в этот раздел, могут применяться не только аудиторскими фирмами. С их помощью службы внутреннего аудита или финансово-экономические службы предприятия могут провести тестирование системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета
Раздел «Рабочие документы аудитора* содержит анкеты-вопросники по различным участкам бухгалтерского учета. Они призваны помочь при выполнении аудиторских процедур и тестировании отдельных участков бухгалтерского учета на предприятии. В этот раздел также включены методические материалы, призванные помочь в подготовке и оформлении заключения по итогам аудиторской проверки.
Раздел «Консультант аудиторам содержит справочные таблицы по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа деятельности предприятий, а также оформленные в виде таблиц нормативы, ставки, индексы, используемые для расчетов показателей отдельных хозяйственных операций, сумм налогов.
Раздел «Основные нормативные документы» носит справочный характер и включает основные законодательные и нормативные ведомственные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядок ведения бухгалтерского учета.
Базы данных системы «Ассистент Аудитора» представляют собой набор аудиторских процедур, оформленных в виде анкет-вопросников, бланков, рабочих карт, методик, справочных таблиц. Большая часть документов, включенных в базы данных, является оригинальными авторскими разработками, созданными специалистами с большим практическим опытом аудита. Информационные ресурсы ИС «Ассистент Аудитора» постоянно пополняются, обновляются, актуализируются в соответствии с изменениями в законодательной и нормативной базе по аудиту и бухгалтерскому учету.
Известны и другие подходы и разработки в этой области. Одна из них включает два блока: систему компьютеризации внешнего аудита и систему компьютеризации внутреннего аудита.
Компьютерная система для внешнего аудита должна отличаться универсальностью. Она привносится на объект аудита извне, а потому должна учитывать общие стандарты и обладать способностью настройки на операционные среды компьютеров клиентов. Как всякая система обработки она включает функциональную и обеспечивающую части. Функциональная часть системы представлена следующими комплексами задач: «Администрация», «Персонал», «Отчетность», «Консультации».
Комплекс «Администрация» предназначен для реализации функции оценки эффективности действий руководства в выборе стратегии финансово-хозяйственной деятельности и текущих решений в отчетном периоде. Здесь решаются задачи аудита заемных средств, финансовой прочности, гибкости стратегии развития, финансовой устойчивости, платежеспособности, комплексного аудиторского анализа.
Комплекс «Персонал» служит оценке существующих на предприятии систем учета финансово-хозяйственных операций, а также выявлению преднамеренных или случайных ошибок учетного персонала. Выделяются две группы задач. Первая группа задач предназначена для проверки бухгалтерской документации, имеющей отношение к отдельным статьям баланса. Вторая группа выполняет анализ финансовых операций по участкам: аудит учета основных средств, аудит учета валютных средств и расчетных операций, аудит источников средств предприятия, аудит учета затрат на производство, аудит учета труда и заработной платы. Комплекс «Персонал» базируется на технологии контрольно-советующих систем.
Комплекс «Отчетность» обеспечивает проверку финансовой и другой отчетности, контроль согласованности показателей отчетной документации, контроль правильности расчетов.
Комплекс «Консультирование» предназначен для выработки и обоснования действий администрации в последующий период. Состав задач этого комплекса определяется составом задач комплекса «Администрация», но при этом вырабатываются консультационные советы по улучшению состояния дел в последующий период по каждой задаче.
Компьютерная система
Комплекс «Документация» предназначен для проверки правильности отображения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерских документах и отчетности. Задачи этого комплекса аналогичны задачам комплексов «Персонал» и «Отчетность» системы внешнего аудита.
Комплекс «Консультирование» позволяет на основании отчетности предприятия определить направления его развития и оказывает помощь в принятии управленческих решений. Он включает задачи комплексного диагностирования: финансового состояния, рентабельности, финансово-имущественного состояния.
Создаваться система внутреннего аудита может на базе локальных файлов, баз данных, баз знаний. Последние системы относятся к разряду интеллектуальных, они реализуются на базе экспертных систем. Экспертная система для внутреннего аудита включает стандартные блоки (базу знаний, блок приобретения знаний, блок логических выводов, блок объяснений), а также нестандартные блоки (блок локального диагноза и блок общего диагноза). Последние блоки содержат знания экспертов по аудиту в виде правил, позволяющих определять диагноз и получать рецепт «лечения» предприятия, т.е. перечень мероприятий, действий, процедур для выхода из сложной экономической ситуации.
Отечественный рынок специальных информационных систем аудита только начинает развиваться. Зарубежный рынок представлен аудиторскими программами двух типов: специальными программными средствами компьютерного аудита и специальными программными средствами поддержки аудиторских процедур. Первый тип программ предназначен для проведения аудита непосредственно компьютерной системы клиента путем ее тестирования с использованием различных методов. Результатом является заключение о фактической работоспособности процедур контроля в системе, что позволяет оценить риск неэффективности контроля и определить возможность использования базы данных клиента при проведении аудиторской проверки. Второй тип программ обеспечивает работу с большими массивами проверяемых данных при выполнении аудиторских процедур (например, проверку и анализ записей, сопоставление данных различных файлов, разметку и распечатку выборок, генерацию отчетов и т.д.). Такие системы являются эффективным инструментом решения многих задач аудита, но на практике они часто используются совместно с другими программными средствами для аудиторской проверки.