Автокредитование, перспектива развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в выявлении современных проблем автокредитования в Екатеринбурге и Свердловской области, а также оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность кредита и банковского кредита в частности;
раскрыть понятие банковского кредита и методы его формирования;
охарактеризовать все виды автокредита коммерческих банков;
изучить особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками;
выявить проблемы автокредитования и определить пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Банк.операц.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

На современный рынок автокредитования как США, так и Европы сильное влияние оказал ипотечный кризис. Угроза массовых невозвратов в 2008-2009 гг. нависла над рынком автокредитования. Просрочки по ним достигли максимума за три года. Пресыщение рынка вынудило банки расширяться за счет subprime-заемщиков, которые перестали платить по кредитам.

Автокредиты категории subprime, в отличие от ипотечных, не были привязаны к ставке ФРС - процент по ним практически всегда фиксированный. Их главная особенность - длительный срок, в течение которого автомобиль обесценивается настолько, что сумма кредита превышает стоимость машины. В результате заемщику очень скоро становится выгоднее вернуть залог в виде купленной машины, чем продолжать платить. Дальнейшее развитие автокредитования связывают с приходом иностранных банков (точнее, российских банков с иностранным капиталом), которые должны давать кредиты не просто на покупку иностранных автомобилей, а автомобилей определенных марок.

Например, объявлено о регистрации в России собственного банка "Тойота Банк" с уставным капиталом в 340 млн. рублей, ориентированного на обслуживание собственного завода в Ленинградской области и кредитование покупателей. Объявили об открытии своих банков-агентов BMW и DaimlerChrysler. Правда, как утверждают специалисты, даже их присутствие не сделает у нас ставки кредитования столь же низкими, что и за рубежом.

В июле 2010 г. Банк России объявил о приходе на рынок автокредитования нового игрока - «Фольксваген банк РУС», который стал дочерним банком автомобильного концерна Volkswagen. Поэтому конкурентная борьба за заемщика ведется несколькими путями. Во-первых, банки снижают ставки по кредитам. Одним из первых снизил ставку по автокредиту Сбербанк. На новый автомобиль она установлена (в любой валюте - рубли, евро, доллар) в размере от 9% годовых (ранее - от 11,5), а на подержанный - от 9,5% (ранее - от 12). Здесь важно не только снижение, но и уравнивание валют, которое Сбербанк начал проводить годом раньше. Во-вторых, банки начали делать упор на специализированные центры автокредитования, на связь с автосалонами, на сотрудничество со страховыми фирмами, что позволило сделать кредит более доступным, а покупку - более удобной. Совершенно объективно происходит либерализация рынка, условия кредитования улучшаются для потребителя: срок увеличился до 7 лет, а у некоторых банков - даже до 10, ставки упали до 9- 13%, первоначальный взнос перестал быть обязательным требованием, а ряд банков с этого года включают в сумму займа и стоимость страховки. В итоге автокредит стал доступен любому совершеннолетнему россиянину, проработавшему на последнем месте не менее полугода и способному хоть как-то подтвердить доход минимум в 20 тыс. рублей. В декабре 2010 г. японский автогигант Toyota объявил о том, что откроет в России собственный банк, который под низкий процент станет кредитовать покупателей автомобилей Toyota и Lexus, а также дилеров этих марок. Известно, что Toyota Bank предложит российским клиентам более привлекательные условия кредитования по сравнению с условиями универсальных розничных банков. Понять логику проникновения специализированных банков на рынок автокредитования позволяет его устройство за рубежом. На Западе автокредитованием занимаются так называемые «финансовые компании» (finance companies). Их сектор в наибольшей степени развит в США, где совокупные активы финансовых компаний превышает $1 трлн. Они занимают промежуточное положение между специализированными компаниями, кредитующими домохозяйства, и коммерческими банками. Активы сектора финансовых компаний вдвое превышают активы кредитных союзов, однако впятеро уступают активам коммерческих банков. В мире действует свыше 3000 известных финансовых компаний, около 1000 из которых базируется в США. Они варьируются от мелких специализированных компаний краткосрочного кредитования малого бизнеса до крупных кэптивных дочерних компаний автогигантов. Среди компаний автопроизводителей лидируют «дочки» «Большой тройки» - DaimlerChrysler Financial Services, Ford Motor Credit Company и Ally Financial (до 2010 г. ее знали как General Motors Acceptance Corporation). «Дочки» автопроизводителей приносят до четверти совокупного дохода промышленных групп.

С точки зрения масштабов бизнеса, сектор финансовых компаний автоконцернов сопоставим со всей российской банковской системой. Как правило, финансовые компании не концентрируются только на автокредитовании: свыше 90% компаний имеют в своем арсенале несколько разных финансовых продуктов. В России западная модель финансовой компании не нашла применения. В силу специфики лицензирования и для гибкости бизнеса нерезидентам здесь удобнее открывать дочерний банк и ряд компаний, оказывающих смежные услуги.

Западные автогруппы уже имеют опыт организации подобных банков. К примеру, в Германии действует DaimlerChrysler Bank и BMW Bank.

Чем занимаются «дочки» автопроизводителей? Их деятельность строится на трех китах - автокредитовании дилеров и розничных покупателей, лизинге, а также страховании продаваемых машин. Из них в России автобанки полномасштабно развернули пока что автокредитование, которое больше напоминает финансовый лизинг. Модель бизнеса иностранных автобанков в России проста. От 60% до 90% активов приходится на автокредиты населению, в меньшей степени автобанки работают с корпоративными клиентами. Ставки по ним находятся на уровне ниже рынка, что позволяет им успешно конкурировать с розничными многофилиальными гигантами, такими как Сбербанк, «ВТБ 24», «Росбанк» и «Юникредит Банк». Бизнес иностранцев является низкомаржинальным: рентабельность капитала иностранных автобанков варьируется от 7% до 10% (что вдвое ниже «нормального» российского уровня). Собственно, заработки на кредитах не являются приоритетом, их главная задача - стимулировать продажи автопроизводителя. Просроченные кредиты у автобанков также находятся на невысоком уровне. Источников фондирования у них всего два: собственный капитал и средства, привлеченные от материнской структуры. В случае «БМВ Банка» и «Мерседес-Бенц Банка» от 65% до 95% заемных средств сформировано за счет депозитов иностранных владельцев. У «Тойота Банка» почти все обязательства сформированы за счет иностранных кредитов и депозитов.

Расширение присутствия иностранных автобанков ударит, прежде всего, не столько по крупным российским банкам (Сбербанку и другим), сколько по иностранным дочерним розничным банкам. Они составят прямую конкуренцию с официальными партнерами автопроизводителей, например, «Русфинанс Банком» и «Райффайзенбанком». Несмотря на активность автобанков, вряд ли можно говорить о том, что они получат в свои руки контроль над рынком. У автобанков есть как стратегические, так и рыночные ограничения. Во-первых, у них нет широкой сети продаж, благодаря которой универсальные банки лидируют во всех розничных нишах. Во-вторых, автодилеры захотят сохранять «статус-кво», поддерживая отношения одновременно с несколькими банками и препятствуя усилению рыночного влияния отдельных игроков. В-третьих, нужно понимать, что деятельность автобанков - это, прежде всего, вспомогательный бизнес, призванный поддержать продажи производителя. Рынок кредитов на приобретение поддержанных автомобилей всегда останется за местными банками. Германо-американский автоконцерн DaimlerChrysler и баварская BMW объявили о намерении создать в России свои финансовые подразделения, которые будут специализироваться на рынке услуг автокредитования. По мнению экспертов, данное событие станет серьезным испытанием на прочность для отечественных банков, работающих в сфере автокредитования.

Финансовые подразделения западных автоконцернов могут предложить российскому потребителю более выгодные условия автокредитования, предлагая кредиты «напрямую», и соответственно имея возможность снижения ставок кредитования по сравнению с российскими банками. Открытие в России собственных банков ведущими западными автоконцернами, очевидно, будет способствовать увеличению конкуренции в сегменте автокредитования, а также формированию более привлекательных клиентских предложений. В данном контексте примечательна мысль, высказываемая некоторыми экспертами рынка относительно того, что российские банки и в будущем сохранят за собой значительную долю рынка автокредитования за счет работы с отечественными производителями автомобилей.

Помимо намерений западных автоконцернов относительно открытия в России собственных финансовых представительств, необходимо отметить, что уже сегодня ведущие европейские производители внедряют на российском рынке автокредитования программы поддержки собственной продукции. В частности, концерном Ford введены ставки 4,9% годовых на покупку в кредит своих автомобилей, для автомобилей Audi действует ставка 5% годовых, субсидируемая самим производителем. В России в два раза вырос объем выдачи льготных автокредитов, субсидируемых государством. С начала 2010 года в России было выдано 144 тыс. кредитов. Этот показатель вдвое превышает объем кредитов, выданных в прошлом году (71,4 тыс.), и практически соответствует прогнозам министерства на текущий год (150 тыс.). Располагая дополнительными средствами банки фирм-производителей в ближайшее время способны создать серьезную конкуренцию финансовым структурам более универсального плана. Несомненно, предлагая небольшую переплату и выгодные процентные ставки, банки фирм производителей существенно повысят количество своих клиентов. Универсальные банки будут вынуждены искать новые более перспективные ниши деятельности, например, рынок кредитования автомобилей, бывших в употреблении. Это позволит им сохранить нужный объем продаж и высокий уровень извлекаемой прибыли. Для справки, в России более 7 миллионов автомобилей каждый год меняют владельцев. Также банки универсального профиля должны увеличивать линейку своих кредитных программ, для того чтобы удовлетворить потребности каждого клиента. Ожидается, что распространятся такие программы: кредит с обязательным приобретением полиса КАСКО на один год, кредит без полиса КАСКО, мотокредит, автокредит с отсроченным первым платежом, кредит на спецтехнику и водный транспорт, а также кредит на приобретение автомобиля у физического лица. Для приближения к западной модели кредитования и для облегчения требований к потенциальному клиенту финансовые учреждения разработают общую систему взаимодействия и обмена информацией. Будет создано бюро кредитных историй, благодаря которому банк сможет определить платежеспособность конкретного заемщика. Будущие нововведения ощутимо упростят процедуру кредитования. Помимо всего прочего, для упорядочивания ситуации на рынке автомобильного кредитования будет разработан ряд законопроектов. Некоторые акты будут введены уже в скорое время. Одними из основных проблем на российском рынке автокредитования, увеличивающих банковские риски, выступают мошенничество и чрезмерное увлечение некоторых игроков экспресс-кредитованием. Факт мошенничества остается распространенным на российском рынке автокредитов, в настоящее время в среднем 10% заявок на автокредит отклоняются банками по причине мошенничества. В ближайшей и средней временных перспективах следует ожидать сохранения тенденции роста российского рынка автокредитования, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитов пока далеки от насыщения. Также одними из основных тенденций развития рынка автокредитования в ближайшем будущем станут проявляющиеся уже сегодня тенденции снижения требований к заемщикам, увеличения срока кредитования, появления новых кредитных продуктов. При этом ценовой аспект конкуренции между банками на рынке автокредитования будет отходить на второй план в связи со схожестью ценовых условий кредитования. Таким образом, на современный рынок автокредитования как США, так и Европы сильное влияние оказал ипотечный кризис. В России дальнейшее развитие автокредитования связывают с приходом иностранных банков, которые должны давать кредиты не просто на покупку иностранных автомобилей, а автомобилей определенных марок. Новым направление стало открытие автобанков, таких как "Тойота Банк", BMW, DaimlerChrysler, Volkswagen. В этих условия российские банки снижают ставки по кредитам. В настоящее время банки начали делать упор на специализированные центры автокредитования, на связь с автосалонами, на сотрудничество со страховыми фирмами, что позволило сделать кредит более доступным, а покупку - более удобной.

 

Заключение

 

Если сравнивать то, что происходило на рынке автомобильных кредитов всего пару лет назад, то можно с уверенностью сказать, что идет уверенный количественный и качественный рост. Свидетельствами этому являются: рост числа кредитных покупателей и объемов кредитования, значительное распространение предложений кредитования при продаже автомобилей, увеличение числа банков, предлагающих кредиты частным лицам, усложнение и усовершенствования кредитных продуктов.

Как отмечают специалисты, по мере развития автокредитования условия банков по данному продукту все больше становятся стандартными. Различия между кредитными программами банков постепенно становятся меньше. Большинство банков дают кредиты как в рублях, так и в долларах или евро. Минимальная сумма кредитования, как правило, составляет 60-100 тыс. руб., либо 2-3 тыс. долларов или евро. В то время, как максимальная сумма составляет в среднем около 50 тыс. долларов или евро, либо 1 500 тыс. рублей. Размер первоначального взноса, чаще всего, составляет 10-20% от начальной стоимости автомобиля. На сегодняшний день ставки по кредитам составляют 9-12% годовых в валюте и 12-20% годовых в рублях, кредиты выдаются в среднем на срок от 1-ого года до 5-ти лет. Стандартным обеспечением по автокредиту зачастую является сам автомобиль, который должен быть полностью застрахован (страховка составляет 7-10% от его начальной стоимости).

Еще одним привлекательным моментом для заемщиков, на сегодняшний день, может стать отсутствие в условиях автокредитования моратория на досрочное его погашение. Сейчас банки постепенно снижают срок моратория (с 6-ти месяцев до 3-х) или совсем отказываются от него.

Постоянный рост объемов потребительского кредитования заставляет задаться вопросом о защите прав заемщика. Большая часть физических лиц - заемщиков не способна точно оценить стоимость кредита. Ведь, как правило, расходы включают не только проценты, но и разнообразные комиссии: за выдачу кредита, рассмотрение заявки, открытие счета и т.д. А кредитный договор - это обычно документ на 10-15 страницах с несколькими приложениями. Человек без специального образования просто не в состоянии вникнуть во все юридические тонкости и даже просто внимательно почесть текст. В этой ситуации, например, некоторые банки включают в текст условия, которые предоставляют им возможность в одностороннем порядке изменять договор. Например, резко увеличивать размер всевозможных штрафов за просрочки уже после выдачи кредита. При этом клиенты - заемщики могут быть даже не информированы надлежащим образом.

Кредитование физических лиц относится к традиционным видам банковских услуг и вне зависимости от своей социальной стороны, выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция (накопление, собирание) временно свободных денежных средств. Несмотря на значительно количество заявок на получение кредита, многие из предложений являются нереализованными по причине не оперативности, либо излишней жесткости банка к потенциальному заемщику или к виду обеспечения.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года//Закон 2000).

2. Гражданский кодекс  РФ (часть1 с 1января 1995 года, часть2 с 1 марта 1996 года).

3. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

4. Федеральный закон «О  банках и банковской деятельности  от 02.12.2012 N395-1. Данная редакция подготовлена  с учетом изменений, внесенных  Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ.

5. Положение о порядке  начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и  размещением денежных средств  банками (в ред. Положения, утв. ЦБ  РФ 24.12.1998 N 64-П, Указания ЦБ РФ от 26.11.2007 N 1931-У в настоящее положение  внесены изменения, вступившие в  силу с 01.01.2008 года).

6. Положение «О порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери  по ссудам, по ссудной и приравненной  к ней задолженности» Утверждено  банком России 26.03.2004 года № 254-П (редакция  от 10.08.2012). Зарегистрировано в Минюсте  России 26.04.2004 №5774.

7. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расходов по займам  и кредитам» (ПБУ 15/2008). Утверждено  приказом Минфина России от 06.10.2008 года № 107 N.

8. Положение ЦБР от 31 августа 1998 года №54-п «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями  денежных средств и их возврата (погашения). В редакции положения, утвержденным ЦБ РФ от 27.07.2001 года  № 144-п.

9. Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях, расположенных на  территории Российской Федерации"

10. План счетов бухгалтерского  учета (Приказ Минфина РФ № 94н  от 31.10.2000).

11. Большой бухгалтерский  словарь. -- М.: Институт новой экономики. Под редакцией А.Н. Азрилияна. 1999.

12. Банковское дело: Учебник  Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой . -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Финансы  и статистика,2003. -- 592 е., 2003

13. www.consultant.ru

14. www.avtodold.ru

15. www.uralpolit.ru

16. www.bazazakonov.ru

17. www.rikkonsalt.ru

18. www.buhgalteria.ru

19. www.garant.ru

20. www.bankist.ru

 

 

 

 


Информация о работе Автокредитование, перспектива развития