Анализ особенностей инфляционных процессов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ особенностей инфляционных процессов в России и направления антиинфляционной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить сущность и причины инфляции.
2.Определить особенности инфляционных процессов в России.
3. Проанализировать динамику инфляционных процессов в РФ за 2009-2013 гг.
4. Рассмотреть основные направления антиинфляционной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ…......................................................................................................5
Сущность, виды и последствия инфляции…………………………………………………………….............………..5
Инфляция спроса и инфляция издержек, механизмы инфляционных процессов: инфляционная спираль………………………………………………...7
Виды антиинфляционной политики………..................................................21
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РФ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ……………………………………………………………………….....20
2.1. Анализ динамики инфляционных процессов в 2009-2013 гг………………………………………………………….…………………………….27
2.2. Основные направления антиинфляционной политики……………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..........42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на 5!.docx

— 805.28 Кб (Скачать файл)

Во втором периоде из-за наличия инфляционных ожиданий совокупное предложение продолжает сокращаться и из переходит в . Совокупный спрос увеличивается по причине того, что >, то есть все ещё имеет место влияние монетарного расширения. Кроме того совокупный спрос увеличивается вследствие роста инфляционных ожиданий, но эластичность совокупного спроса к инфляционным ожиданиям меньше, чем эластичность совокупного предложения к инфляционным ожиданиям. Таким образом во втором периоде произойдет снижение объемов выпуска и повышение темпа инфляции (стагфляция)[5].

В третьем периоде совокупное предложение снизится вследствие роста инфляционных ожиданий. Совокупный спрос снизится из-за уменьшения объемов выпуска во втором периоде, новое равновесие в . Долгосрочное равновесие в точке [5].

Таким образом, несмотря на увеличение денежной массы в первом периоде, вернуть экономику на уровень полной занятости в долгосрочном периоде не получится. Для установления долгосрочного равновесия на уровне (долгосрочного при полной занятости) необходимо ежегодное увеличение темпа роста предложения денег [5].    

В современной макроэкономической теории существует два подхода к объяснению поведения экономики в долгосрочном периоде с точки зрения изменения инфляционных ожиданий экономическими агентами:

В соответствии с представлениями сторонников теории адаптивных ожиданий, экономика всегда возвращается на долгосрочную кривую Филлипса, но в краткосрочном периоде она отклоняется от этой кривой вправо или влево.

Если фактический уровень безработицы ниже естественного уровня безработицы, то инфляционные ожидания увеличиваются. Если фактический уровень безработицы оказывается выше естественный уровень безработицы, то

инфляционные ожидания уменьшаются. И только в долгосрочном периоде после полной адаптации и корректировки ожиданий, когда фактический темп инфляции равен ожидаемому темпу инфляции экономика попадает на уровень полной занятости, что соответствует естественному уровню безработицы. Из анализа краткосрочной кривой Филлипса следует, что любые попытки правительства снизить уровень безработицы ниже естественного уровня ведут к ускорению инфляции. Так, если правительство принимает меры с целью снижения безработицы до уровня  , то уровень цен повысится и темп инфляции составит , инфляционные ожидания увеличатся от   до . (рис.1.11). Экономика в краткосрочном периоде переместится из точки А в точку В. Рост инфляционных ожиданий ведет к сдвигу вправо краткосрочной кривой Филлипса от до . Поскольку все экономические агенты адаптируются и корректируют свои ожидания, то инфляционные ожидания установятся на уровне , и экономика вернется к естественному уровню безработицы u* (переход из точки В в точку С). Если правительства вновь предпримет попытку сократить уровень безработицы ниже ее естественного уровня, то история повторится. Рост уровня инфляции до заставит людей скорректировать инфляционные ожидания, что приведет к сдвигу вправо краткосрочной кривой Филлипса (переход из точки С в точку D), а затем возращению экономики к своему естественному уровню (переход из точки D в точку E). Экономика движется своеобразным «зигзагом»[5].


Рис.1.11. Долгосрочная и краткосрочная кривая Филлипса.

      Сторонники  теории рациональных ожиданий полагают, что поскольку

инфляционные ожидания экономических агентов рациональны и формируются на основе всей имеющейся в их распоряжении информации, то отклонений от долгосрочной кривой Филлипса быть не может, и экономика перемещается вдоль этой кривой (из точки А в точку С, а затем в точкуE). Это объясняется тем, что экономические агенты предвидят все возможные изменения в будущем, поэтому фактический темп инфляции всегда равен ожидаемому темпу инфляции. Корректировки ожиданий не требуется. А это возможно только в том случае, если информация, находящаяся в распоряжении экономических агентов достоверная и полная и все действия правительства предсказуемы. Так, согласно теории рациональных ожиданий, если правительство начинает борьбу с безработицей, экономические агенты заранее предвидят ее последствия, увеличивают свои инфляционные ожидания до, и экономика переходит непосредственно из точки А в точку С, т.е. движется вверх вдоль долгосрочной кривой Филлипса, поэтому экономика всегда находится на потенциальном уровне выпуска, а безработица на своем естественном уровне [5].

Можно сделать вывод о том, что если субъектам присущи адаптивные ожидания, то в случае нарушения динамического равновесия импульсом спроса, либо импульсом предложения в экономике возникнут колебания объема выпуска и инфляции. При этом в первом периоде имеет место увеличение объемов выпуска и инфляции, а затем экономика переходит в фазу стагфляции (последствия инфляции спроса). При инфляции издержек стагфляция может иметь место даже в первом периоде, при этом новое долгосрочное равновесие устанавливается при более высокой инфляции и менее высоким объемом выпуска. Если субъекты действуют в соответствии с концепцией рациональных ожиданий, то совокупное предложение становится совершенно неэластичным к уровню цен (совокупное предложение вертикально). Последствиями инфляции спроса будет скачок темпа инфляции при неизменном объеме выпуска, а при отрицательном импульсе предложения будет иметь место стагфляция [5].

 

 

    1. Виды антиинфляционной политики

 

Антиинфляционной называется такая макроэкономическая политика, которая нацелена на стабилизацию общего уровня цен или сокращение темпов инфляции. Антиинфляционная политика может быть активной, направленной на устранение условий и причин, вызвавших инфляцию, и пассивной, направленной на адаптацию к последствиям инфляции [2].

Вне зависимости от того, какими причинами вызвана инфляция (монетарными или немонетарными), антиинфляционная политика должна включать в качестве необходимой меры сокращение темпа роста денежной массы. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать, резко – политика шоковой терапии или постепенно-политика градуирования.

Политика шоковой терапии (рис.1.12.) предусматривает резкое сокращение денежной массы, что может сопровождаться либерализацией цен, проведением денежных реформ конфискационного типа, «замораживаением вкладов», запретом роста заработной платы, в следствии резкое падение спроса, сокращение объемов выпуска и уровня дохода в экономике, сопровождается тяжелыми социально-экономическими последствиями[4].   

Рис 1.12. Шоковая терапия.

Преимуществом политики шоковой терапии является возможность резкого сокращения инфляционных ожиданий. После стабилизации инфляции экономика переходит в фазу роста.

Политика грудуирования (рис.1.13.) предполагает постепенное сокращение денежной массы, что сопровождается (сочетается) с государственной политикой поддержки важнейших отраслей промышленности, налоговым стимулированием, реализацией инфраструктурных проектов, создание благоприятных условия хозяйствования (инвестиционный климат) [5].

Рис. 1.13. Политика градуирования.

Преимущества данной политики: отсутствие резкого падения ВВП и тяжелых последствий. Минусы - феномен инерции инфляции (люди не меняют инфляционных ожиданий, не снижают их). Политику градуирования можно проводить, когда темп инфляции не превышает 20-30%[5].

До 30-х гг. нашего века инфляция однозначно считалась негативным явлением. Однако в 30-х гг. рыночная экономика испытала сильнейшее потрясение в виде Великой депрессии. Стало очевидным, что классический подход, признававший только саморегулирование рыночной экономики, уже устарел. Требовалось регулирование рыночной экономики посредством государственного вмешательства. При этом оно должно быть косвенным. Такой инструмент косвенного вмешательства государства в рыночную экономику и разработан в теории выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он и стал основоположником «реабилитирующей» инфляцию концепции. Ее начали рассматривать как такое негативное явление, которое, при умело направленной финансовой политике, способно все-таки дать позитивный импульс всей экономике. Этим Кейнс совершил своеобразный переворот в воззрениях экономистов, создав концепцию, согласно которой активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос в период депрессии, способна обеспечить рост производства и снизить массовую безработицу [13].

Дополнительная денежная эмиссия означает рост платежеспособного спроса населения. В свою очередь такой рост должен явиться стимулом для увеличения предложения товаров. Произойдет это потому, что в погоне за деньгами покупателей производители расширят объем производства и тем обеспечат товарное покрытие возросшего (в результате дополнительной денежной эмиссии) платежеспособного спроса. Приведенное теоретическое рассуждение трансформировалось в экономическую политику, получившую название «контролируемая инфляция».Однако реальность оказалась сильнее теории: превышение платежеспособного спроса над товарным предложением привело к обыкновенному росту цен. Производитель предпочел направиться по более легкому пути: вместо увеличения предложения он стал «выбирать» инфляционный избыток денежных знаков у покупателя простым повышением цены. Неудача попытки контролировать инфляцию была предопределена еще и тем, что многие секторы рыночной экономики были фактически монополизированы, а кейнсианский подход предполагал свободный конкурентный рынок[26].

С 60-х гг. пришла эпоха монетаризма — концепции, которая считает, что стабильность рыночной экономики решающим образом зависит от регулирования денежной массы, находящейся в обращении. Суть монетаристского подхода выражена в его знаменитом положении: «Деньги имеют значение!». Практика монетаризма состоит в проведении мер, прямо противоположных кейнсианским «рецептам»: ограничение государственных расходов и роста денежной массы. Если кейнсианский подход означал стимулирование спроса (в надежде тем самым вызвать «цепную реакцию» в виде роста предложения), то монетаризм, напротив, стимулирует предложение, следствием которого должен стать рост спроса. От «спроса» — к «предложению»: таков смысл перехода от кейнсианской трактовки инфляции к монетаристской [26].

Монетаристы предлагают следующие антиинфляционные меры:

— прямое стимулирование предпринимательства (снижением налогов на инвестируемую прибыль),

— сокращение государственных расходов,

— стимулирование прироста инвестируемых сбережений (размещения населением своих сбережений в банки или ценные бумаги)[26].

Монетаристская политика — жесткая политика, в отличие  от кейнсианства монетаризм на практике доказал свою эффективность [10].

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения [3].

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры [1].      

Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.[2]

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией    будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию [3].    

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.[3]

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции [11].

 

ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РФ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ

 

2.1. Анализ динамики  инфляционных процессов в 2009-2013 гг.

 

     Для анализа  динамики инфляционных процессов  в России в 2009-2013 гг, предоставим таблицу месячной и годовой инфляции России с 2009 –2013 гг,  выраженной в %, относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики [25].

Информация о работе Анализ особенностей инфляционных процессов в России