Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.

Содержание

Введение 3
1.1 История возникновения 4
1.2 Аудит в настоящее время 4
1.3 Анализ аудита в России 15
Вывод 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России.docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1.1 История возникновения 4

1.2 Аудит в настоящее время 4

1.3 Анализ аудита в России 15

Вывод 20

Список использованной литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся  рынок профессиональных услуг. На сегодняшний  день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.

Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.

Основной тенденцией изменений  аудиторской деятельности в нашей стране был и остается курс на законодательное и методологическое сближение этих двух относительно самостоятельных сегментов, что отражено, в частности, в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на среднесрочную перспективу. При этом под сближением понимается внедрение в практику работы российских специалистов и коммерческих фирм правил деятельности, выработанных и апробированных мировым аудиторским сообществом, а не попытки крупных иностранных аудиторских фирм "подмять под себя" весь рынок аудита России. Такие попытки не имеют ничего общего с цивилизованным рынком. По своей сути они бесперспективны, так как становление реального цивилизованного рынка в каждой конкретно взятой стране невозможно без активного использования национального творческого и интеллектуального потенциала. А в России он велик.

Представляется необходимым остановиться на некоторых основных проблемах  современного отечественного аудита и перспективах его развития в свете планируемых изменений законодательства Российской Федерации.

 

1.1 История возникновения

 

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы, должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин "аудитор" (от лат. – слушать). Законодательной родиной аудита считается Великобритания, а в России звание аудитора ввел Петр I, но в действительности это должность совмещала в себя обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря.   Самая первая аудиторская фирма – АО "Инаудит" – была образована в 1987 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР в связи с появлением совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.

  Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и прибыльности своих вложений, а следовательно, в получении объективной информации о финансовом положении совместных предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие аудита в нашей стране. Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее – лишь в конце 1993 г., когда указом президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" были утверждены "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации".

 

1.2 Аудит в настоящее  время

 

Рынок аудиторских услуг  очень специфичен и в настоящее  время российские власти всерьез  задумались над качеством услуг, предоставляемых аудиторскими компаниями в России. Сегодня этот вопрос очень  актуален, поскольку рынок аудиторских  услуг в России на текущий момент очень неоднороден, и каждый из его  сегментов развивается по-своему. Во многом поэтому никто не дает ему точных количественных оценок. Доподлинно известно лишь, что лицензии на осуществление аудиторской деятельности имеют 7 тыс. юридических и около 30 тыс. физических лиц, но также очевидно, что число реальных игроков намного меньше. По оценке партнера компании Ernst & Young А. Ивлева, объем рынка аудиторских услуг в России колеблется в пределах $300-500 млн. в год, а при учете рынка сопутствующих услуг (налогового, юридического консультирования и др.) эту цифру, вероятно, можно удвоить. По разным оценкам, от 50 до 70% в стоимостном выражении занимают на рынке компании "большой четверки" (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche), еще около четверти приходится на двадцатку крупнейших российских аудиторских фирм, большая часть из которых являются членами различных международных сетей. Оставшуюся долю делят между собой многочисленные средние и мелкие компании, чьих клиентов не слишком интересует качество полученного аудиторского заключения.

Наибольшими темпами (на 30-40% в год) растет сегмент международного аудита. Его заказчики - крупные платежеспособные фирмы, уже являющиеся публичными компаниями на рынке с положительной деловой  репутацией. Они, безусловно, заинтересованы в получении квалифицированного заключения, составленного по международным  нормам и подписанного желательно именитыми  составителями. В основном это российские "голубые фишки", компании, которые  готовятся выйти или выходят  на рынки внутренних и внешних  заимствований. "В этом сегменте спрос даже опережает предложение, так как в России пока немного  фирм, способных обслуживать таких  клиентов на должном уровне. Это "большая  четверка", которая лидирует в  этом сегменте, и еще несколько  российских компаний - членов международных  сетей. По мнению экспертов, рынок международного аудита продолжит расти высокими темпами как минимум в ближайшие  два-три года. Такие услуги потребуются  скоро подавляющему большинству  российских компаний, а ресурсов только представителей "большой четверки" уже не хватает".

Скромнее выглядит на этом фоне рынок российского аудита - темпы его роста не намного превышают темпы роста российской экономики. Эту часть рынка можно разделить на два больших, принципиально различных по функциям сегмента. Первый - рынок аудиторских услуг для среднего звена - компаний, нуждающихся в качественном заключении, но еще не доросших до международных стандартов. Этот рынок меняется в основном структурно: на нем все большую долю занимают не просто аудиторские, а консалтинговые услуги. Рентабельность традиционных аудиторских услуг в России, исключая международные, сейчас достаточно низкая, поэтому большинство фирм повышают выручку с помощью оказания консультационных услуг. Уже сейчас более половины деятельности "большой четверки" в России составляют консультационные услуги, цены на которые растут в два-три раза быстрее цен на классический аудит.

Вторая часть этого  сегмента рынка (его еще часто  называют серым) - оказание услуг заказчикам, для которых аудиторское заключение - либо ненужная, но обязательная "отписка", либо способ получения относительно дешевой консультации по вопросам оптимизации  налогообложения. Например, если объем  выручки организации от реализации продукции или услуг за год  превышает МРОТ в 500 тыс. раз или  сумма активов на конец отчетного  года превышает МРОТ в 200 тыс. раз, то по закону она обязана проводить  ежегодную аудиторскую проверку финансовой отчетности. Очевидно, что  аудит для таких организаций - это лишь формальность, необходимая  для сдачи годовой отчетности в налоговые органы.

Сейчас российские власти создают предпосылки для того, чтобы уже устоявшаяся структура  аудиторского рынка изменилась. Речь идет о поправках в закон "Об аудиторской деятельности", согласно которым, большая часть функций  по регулированию рынка аудита будет  передана от Минфина саморегулируемым организациям (СРО). Если до сих пор  именно сотрудники специального отдела Минфина обязаны были вести реестр аудиторских организаций и частных  аудиторов, выдавать и при необходимости  лишать их лицензий, ежегодно проводить текущие и выездные проверки качества работы своих подопечных, то в случае принятия поправок все эти обязанности лягут на плечи СРО. Подобное решение не удивляет участников рынка, по их мнению, оно вполне вписывается в общую политику государства: передачу ответственности за чистоту рынка общественным организациям. Стоит отметить, что такое решение и правда небеспочвенно. Минфин, несмотря на череду громких скандалов с лишением лицензий, выполнить задачу радикального повышения качества аудиторских услуг так и не смог. В специализированном отделе до реформирования министерства работали всего четыре штатных контролера, которые должны были обеспечить проверку качества работы 7 тыс. аудиторских организаций. "Понятно, - констатирует президент Аудиторской палаты России Б. Соколов, - что государственные контролеры не могли осуществить системный контроль за работой всех этих аудиторских организаций"[2]. В настоящее время этот отдел в Минфине находится в стадии расформирования.

В законопроекте же предлагается все вышеперечисленные функции  передать СРО, которых на данный момент в Минфине зарегистрировано семь. Правда, одна из них - Ассоциация бухгалтеров  и аудиторов "Содружество" документов на продление регистрации в этом году не подала - своих аудиторов  она собирается объединить с Аудиторской  палатой России. По слухам, еще целый  ряд объединений подумывает о  слиянии, поскольку "проходной балл", назначенный Минфином, - не менее 1500 аудиторских фирм - членов организации  или 3000 частных аудиторов. Теоретически СРО обязаны исключать особо  нерадивых членов за несоблюдение стандартов качества работы, правда, до сих пор  такие случаи единичны. Однако беда в том, что в России пока не так  много аудиторских фирм и частных  практикантов.

Вообще в случае прохождения  законопроекта СРО придется серьезно поработать, хотя бы для того, чтобы организовать достойную систему контроля качества аудиторских услуг. Существующая сейчас, по признанию самих участников рынка, в большинстве своем разительно отличается от западных аналогов. К примеру, по словам Б. Соколова, Аудиторской палате России при получении статуса и функций саморегулируемого профессионального аудиторского объединения придется увеличить штатную численность как минимум вдвое [2]. "Необходимо значительно увеличить отдел контроля качества аудиторской деятельности, сформировать отдел реестра аудиторов и аудиторских организаций, отдел по работе с аудиторами и т. д.", - поясняет он. Сейчас основной официальный доход СРО - членские взносы, которые сильно варьируются от одной организации к другой и зависят от объемов деятельности фирмы-участника. Однако по нашему законодательству СРО разрешено также заниматься коммерческой деятельностью, но исключительно направленной на достижение целей организации. Это в основном издание методической литературы, проведение "круглых столов" и семинаров, организация подготовки к аттестации и т. д. Кроме того, СРО зарабатывают на проведении контроля своих членов, который по закону осуществляется раз в три года.

Обязательность членства в СРО может привести к росту  вступительных взносов и стоимости  годового членства. Крупные компании считают это справедливым шагом, поскольку на Западе аудиторы - элитная  каста с очень высоким уровнем  оплаты труда, поэтому пропуск в  этот круг стоит недешево. В России пока ситуация иная - стать аудитором  стоит недорого, но и рентабельность деятельности во многом благодаря стараниям "серых" компаний. Принятие поправок почти наверняка приведет к сокращению числа СРО, повышению стоимости  членства, и как следствие из аудиторского сообщества уйдет целый ряд небольших  фирм, оказывающих дешевые аудиторские  услуги. Существует мнение, что передача СРО контрольных функций - отнюдь не лучший способ в борьбе с "серыми" аудиторами, а гораздо эффективнее  было бы законодательно установить нормативы  трудоемкости, чтобы исключить возможность  занижения цен. Ведь практически  по всем видам организаций и проверкам  у профессиональных участников рынка  уже накоплена такая информация, а стоимость самих услуг хорошо известна. Такой опыт имел успех  во Франции. Такие предложения уже  не раз обсуждались и в России, но пока что не прошли. И все же большинство экспертов уверены, что рынок дешевых аудиторских услуг доживает свои последние годы. Его игрокам придется либо переквалифицироваться в консалтинг, либо уходить с рынка вообще. Правда, что делать ФГУПам и ГУПам, у которых не будет возможности платить за подорожавшие аудиторские услуги, пока не ясно. Крупные аудиторы утешают - большинство из них государство все равно собирается акционировать.

Есть и другие прогнозы экспертов - особого роста цен  на рынке, исключая международный аудит, не будет, так как довольно велика конкуренция, особенно между "большой  четверкой" и крупными российскими  компаниями. Такую точку зрения разделяют  многие средние и крупные аудиторские  фирмы. Представители небольших  компаний нервничают больше, но ровно  настолько, чтобы рассуждать о переквалификации, то есть превращении из формальных аудиторов в реальных налоговых  консультантов. В целом же все  понимают: чтобы не только найти  средства, разработать и внедрить систему контроля качества аудиторских  услуг, но и опробовать ее на своих  членах, СРО понадобится никак  не меньше двух-трех лет упорной  работы. Пока же многие эксперты говорят  о том, что российские СРО к  той ответственной задаче, которую  собирается возложить на них Минфин, еще не готовы.

Та система контроля аудиторского рынка, которую сейчас пытаются выстроить  в России, больше всего напоминает старую американскую модель. Именно в  США традиционно функции по разработке аудиторских стандартов, ведению  реестра аудиторских организаций  и частных аудиторов, проведению контроля качества и т.д. выполняли  саморегулируемые организации. Однако сейчас в Америке все больше приходят к необходимости государственного регулирования аудиторского рынка, в том числе функции контролера исполняет созданная комиссия по надзору за аудитом публичных компаний (PCAOB), которая следит за аудиторами, работающими с фирмами, котирующими ценные бумаги на американском фондовом рынке.

Таким образом, новое законодательство может кардинально изменить ситуацию на рынке аудиторских услуга, а  ужесточение контроля существенно  повлияет на повышение качества аудиторских  услуг. От закона ожидают скорее положительного эффекта, но в настоящее время  инструментарий закона еще сырой.

Крупные игроки единодушны в своем одобрении стратегических целей реформы. В идеале цивилизованный аудиторский бизнес должен получить конкурентные преимущества. "Ужесточение  профессионального регулирования  и надзора углубит кризис неоправданных  ожиданий быстрой и легкой прибыли  от аудиторского бизнеса. Мировой опыт аудита показывает, что переход прав и обязанностей по регулированию  рынка к СРО - это естественный процесс, в котором должно участвовать  и государство. Аудиторы получат  возможность более активно и  полно участвовать в определении  правил, по которым им предстоит  жить.

Если в действиях СРО  возобладает популистская логика, то задача повышения качества услуг  может быть отодвинута на второй план. Также крайне важным является формирование СРО реальных приоритетов своей  деятельности и построение эффективного механизма отношений СРО и  регулятора – Министерства финансов.

Информация о работе Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России