Содержание
- Введение ………………………………………………………….. 3
- Аудиторские стандарты. Сущность
и назначение……………… 4
- Аудиторский риск, сущность
и основные компоненты………… 9
- Задание …..…………………………………………………….……16
- Заключение ………………………………………………………....17
- Список используемой литературы
………………………………..18
Введение
В настоящее время аудит в Российской
Федерации занимает твердые позиции и
имеет общественное признание. В соответствии
с Федеральным Законом об аудиторской
деятельности № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., аудиторская
деятельность – это деятельность по проведению
аудита и оказанию сопутствующих аудиту
услуг, осуществляемая аудиторскими организациями
и индивидуальными аудиторами [1].
Аудитор – это физическое лицо,
получившее квалификационный аттестат
аудитора и являющееся членом одной из
саморегулируемых организаций аудита
[11].
В настоящее время для регулирования
аудиторской деятельности широко применяется
как международные, так и национальные
стандарты аудиторской деятельности.
Основное назначение стандартов аудиторской
деятельности заключается в установлении
норм аудита интерпретируемых всеми субъектами
финансово-хозяйственной деятельности
и прежде всего арбитражным судом.
Стандарты определяют общий
подход к проведению аудита и методологию
осуществления аудиторской деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов гарантирует
качество аудита и надежность его результатов.
С аудитом финансовой отчетности
непосредственно связаны и аудиторские
риски, которые мы подробно рассмотрим
в контрольной работе.
Цель контрольной работы, рассмотреть
аудиторские стандарты, их сущность и
назначение. Так же подробно опишем понятие
аудиторского риска, связанного с выражением
профессионального мнения аудитора
о степени достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности, а так же сущность
и его основные компоненты.
Аудиторские стандарты.
Сущность и назначение
Аудиторские стандарты предъявляют
единые требования к порядку осуществления
аудиторской деятельности и содержат
основные принципы и приемы, которым должен
следовать аудитор в своей профессиональной
деятельности. Применение стандартов
аудита позволяет аудиторским организациям
[2]:
- полнее соблюдать требования
стандартов аудиторской деятельности;
- сделать технологию и организацию
проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость
аудиторских работ по проверкам отдельных
участков, обеспечить дополнительный контроль за работой аудиторов, других специалистов;
- содействовать внедрению в
аудиторскую практику научных достижений и новых технологий,
укрепить общественный престиж профессии;
- обеспечить высокое качество
аудиторской работы и способствовать
снижению аудиторского риска;
- детализировать профессиональное
поведение аудитора в соответствии с этическими
нормами аудита.
Правила (стандарты) аудиторской
деятельности подразделяются на федеральные
правила (стандарты) и внутренние правила
(стандарты), т.е. внутрифирменные правила
(стандарты).
Внешние аудиторские стандарты
подразделяются на международные аудиторские
стандарты (МСА) и национальные стандарты
аудита (НСА).
В России НСА – Федеральные
стандарты аудиторской деятельности,
МСА являются основой для их разработки.
Международные аудиторские стандарты
выпускаются Международной федерацией
бухгалтеров начиная с 80-х годов 20 в. и
постоянно обновляются и дополняются
в связи с изменениями в мировой экономике.
Международная федерация бухгалтеров
является международным объединением
лиц бухгалтерской профессии и была создана
в 1977 году с целью координации на мировом
уровне деятельности профилактических
организаций в области учета финансовой
отчетности и аудита.
Членами международной федерации
бухгалтеров является более 164 профессиональных
организаций бухгалтеров из 125 стран, Россия
представлена в ней полноправным членом
Института профессиональных бухгалтеров
РФ.
Международные стандарты аудита
(МСА) подготовлены в целях унификации
подходов к аудиту в международном масштабе
и повышения уровня профессионализма
в тех странах, где уровень аудита ниже
общемирового. Разработкой МСА занимается
Совет по международным стандартам аудита
и гарантии достоверности МФБ. До 2002 г.
эти функции выполнял Международный комитет
по аудиторской практике, созданный в
1977 г., который действовал на правах постоянного
автономного комитета в рамках МФБ.
Национальными стандартами
РФ являются правила (стандарты) аудиторской
деятельности – нормативные документы,
регламентирующие единые требования к
осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих
ему услуг, а также к оценке качества аудита,
порядку подготовки аудиторов и оценке
их квалификации [5]. Они становятся основанием
в суде для доказательства качества проведения
аудита и определения степени ответственности
аудитора.
Федеральные стандарты аудиторской
деятельности с 2009 г. утверждаются Минфином
России. Они определяют требования к порядку
осуществления аудиторской деятельности,
а также регулируют иные вопросы, предусмотренные
Федеральным законом «Об аудиторской
деятельности», разрабатываются в соответствии
с международными стандартами аудита,
являются обязательными для аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов,
а также саморегулируемых организаций
аудиторов и их работников [1]. Новые федеральные
стандарты аудиторской деятельности,
утвержденные Минфином России.
Ранее правила (стандарты) утверждала
Комиссия по аудиторской деятельности
при Президенте РФ соответствующим протоколом.
В соответствии со ст. 9 первого Федерального
закона от 07.08.2001 № 119 ФЗ «Об аудиторской
деятельности» начиная с 2001 г. федеральные
правила (стандарты) утверждались Правительством
РФ.
В 2009 году комитет по международным
стандартам аудита пересмотрел МСО и привел
их в единую структуру:
- Кодекс этики:
Международный стандарт
контроля качества:
1) Задания, обеспечивающие
уверенность: Концептуальные принципы
проведения заданий, обеспечивающих
уверенность:
а) аудит (36 МСА),
б) обзорные проверки
(2 МС по обзорным проверкам),
в) прочие задания
(3 МС по прочим заданиям).
2) Сопутствующие
услуги (2 МС по сопутствующим
услугам).
Стандарты в России стали
разрабатываться с сер. 90х гг.20в. В основу
разработки правил (стандартов) положены
МСА с учетом российской специфики. По
состоянию на сегодняшний день действуют
3 группы федеральных стандартов аудиторской
деятельности (ФСАД):
- Правила (стандарты),
принятые в соответствии с Временными
правилами аудиторской деятельности и
одобренные Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ (1996-2000
гг.)
- Федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности,
принятые в соответствии с Законом
об аудиторской деятельности от 2001 г. и
утвержденные постановлением Правительства
РФ (2002-2008 гг.)
- Федеральные
стандарты аудиторской деятельности,
принятые в соответствии с Законом
«Об аудиторской деятельности» от 2008 г. и утвержденные приказом Минфина России (с 2010г.)
По состоянию на
2013г. в России действует 36 ФСАД.
ст. 7 ФЗ 307: Федеральные стандарты
аудиторской деятельности:
- определяют требования к порядку
осуществления аудиторской деятельности,
а также регулируют иные вопросы, предусмотренные
настоящим Федеральным законом;
- разрабатываются в соответствии
с международными стандартами аудита;
- являются обязательными для
аудиторских организаций, аудиторов, а
также саморегулируемых организаций аудиторов
и их работников.
В соответствии с законодательством
РФ внутрифирменные правила (стандарты)
аудиторской деятельности, действующие
в аудиторской организации и у индивидуального
аудитора, относятся к внутренним стандартам.
Под внутренними стандартами аудиторской
организации и индивидуальных аудиторов
понимаются документы, детализирующие
и регламентирующие единые требования
к осуществлению и оформлению аудита,
принятые и утвержденные аудиторской
организацией с целью обеспечения эффективности
практической работы и ее адекватности
требованиям правил (стандартов) аудиторской
деятельности.
Аудиторская организация должна
сформировать пакет внутренних стандартов,
отражающий ее собственный подход к проводимым
проверкам и составляемым заключениям,
исходя из общеустановленных принципов
организации и проведения аудита.
Внутренние стандарты аудита
включают стандарты СРО и стандарты аудиторских
организаций или индивидуальных аудиторов
(внутрифирменные стандарты). Стандарты
СРО устанавливают дополнительные требования
обязательные для применения всеми членами
саморегулирующих организаций:
- стандарты СРО определяют
дополнительные требования к аудиторским
процедурам установленным ФСАД;
- не могут противоречить
ФСАД;
- не должны создавать препятствия
осуществлению аудиторскими организациями
и индивидуальными аудиторами аудиторской
деятельности;
- являются обязательными
для аудиторских организаций
аудиторов, являющихся членами СРО.
Стандарты аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов (внутренние
стандарты) представляют собой документы,
детализирующие ФСАД. Стандарты аудиторских
организаций позволяют аудиторам на практике
определить четкий порядок своих действий
и позволяют снизить трудоемкость аудиторской
деятельности. Наличие внутрифирменных
стандартов служит показателем профессионализма
деятельности аудиторской организации.
Стандарты саморегулируемых организаций
аудиторов определяют дополнительные
требования к аудиторским процедурам
и не могут противоречить федеральным
стандартам аудиторской деятельности,
являются обязательными для аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов,
являющихся членами указанной саморегулируемой
организации аудиторов. Аудиторские организации
вправе самостоятельно выбирать приемы
и методы своей работы, кроме планирования,
документирования аудита, составления
рабочей документации, аудиторского заключения,
которые осуществляются в соответствии
с федеральными стандартами аудиторской
деятельности [9].
Стандарты имеют следующую
структуру:
1) общие принципы стандарта,
в этом разделе отражается: цель
и необходимость разработки данного
стандарта, объект стандартизации,
сфера применения стандарта, взаимосвязь
с другими стандартами;
2) основные понятия и
определения, используемые в стандарте
– раздел охватывает новые
термины и их краткую характеристику;
3) сущность стандарта
– формулируется проблема, требующая
описания, проводится ее анализ и приводятся
методы решения;
4) практические приложения
– раздел включает схемы, таблицы,
образцы документов и другие
приложения.
Стандарт должен содержать
следующие обязательные реквизиты: номер
стандарта, дата ввода в действие, цель
разработки, сфера применения стандарта,
анализ проблемы, возможные процедуры
решения проблемы.
Внутренние стандарты относятся
к коммерческой тайне организации, по
внешнему запросу не предоставляются.
Аудиторские организации в праве самостоятельно
выбирать приемы и методы своей работы,
кроме планирования, документирования
аудита, составления рабочей документации
аудиторского заключения, которое осуществляется
в соответствии с Федеральными стандартами
аудиторской деятельности (ФСАД) [8].
Аудиторский риск,
сущность и основные компоненты
Любая деятельность сопряжена
с определенной степенью риска, и аудиторская
не является исключением. Рассмотрим понятие
аудиторского риска, связанного с выражением
профессионального мнения аудитора о
степени достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
Аудиторский риск — это риск
выражения аудитором ошибочного аудиторского
мнения в случае, когда в бухгалтерской
(финансовой) отчетности содержатся существенные
искажения [4].
Требования к оценке аудиторского
риска и его компонентов определены Федеральным
правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских
рисков и внутренний контроль, осуществляемый
аудируемым лицом», утвержденным постановлением
Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 [4]. В настоящее
время этот стандарт отменен. В новом Федеральном
правиле (стандарте) № 8 «Понимание деятельности
аудируемого лица, среды, в которой она
осуществляется, и оценка рисков существенного
искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности», утвержденном постановлением
Правительства РФ от 19.11.2008 № 863 [3], указано,
что аудитор должен планировать и выполнять
аудиторские процедуры в целях сокращения
аудиторского риска. Однако в новом Федеральном
правиле (стандарте) № 8 понятие аудиторского
риска отсутствует, кроме того, аудитору
необходимо проводить оценку риска существенного
искажения информации в бухгалтерской
(финансовой) отчетности, которая является
следствием ошибок и недобросовестных
действий. Этот факт, а также положения
теории аудита обосновывают необходимость
рассмотрения аудиторского риска. Аудитору
следует использовать свое профессиональное
суждение, чтобы оценить аудиторский риск,
а также разработать аудиторские процедуры,
необходимые для его снижения до приемлемо
низкого уровня. Какое значение считается
приемлемо низким, должно быть раскрыто
во внутренних правилах (стандартах) аудиторской
деятельности.