Аудит амортизации – условие правильности формирования себестоимости производимой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью аудита операций с основными средствами и нематериальными активами является выражение мнения относительно реальности оценки, законности операций и достоверности их отражения в учете и отчетности.
В процессе аудита решается комплекс задач, связанных с выполнением следующих контрольных действий:
контроль за наличием и сохранностью основных средств и нематериальных активов, поддержанием их в исправном состоянии;
реальность оценки объектов основных средств и нематериальных активов, законность переоценки основных средств и отражения ее результатов в учете и отчетности;

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Аудиторы - индивидуальные предприниматели формируют тарифы на аудиторские услуги на основании плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени либо исходя из документально подтвержденных расходов, плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени.[36, с.155]

Затраты рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем, и нормативам, определяемым в установленном порядке. Величина тарифов должна быть подтверждена соответствующими расчетами (с расшифровкой статей затрат). Данные расчеты должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером аудиторской организации (аудитором - индивидуальным предпринимателем), которые несут ответственность за достоверность обоснования тарифов, и храниться на бумажных носителях не менее трех лет.

При оказании аудиторских услуг субъекту хозяйствования могут быть предоставлены скидки с утвержденного тарифа исходя из условий договора.

 

 

1.3 Обзор нормативных документов  по теме исследования

 

 

Первый уровень представлен следующими документами: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. №3321-XII с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 г. №302-3, который устанавливает основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.03 2007 года № 116 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь, порядка применения ими экономических санкций», в котором предусмотрено, что деятельность государственных органов должна обеспечивать: концентрацию деятельности контролирующего аппарата на приоритетных направлениях развития предприятий соответствующей отрасли; рациональное и эффективное использование рабочего времени работников органов ведомственного контроля; равномерное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности при соблюдении установленной периодичности; высокое качество проводимых мероприятий; четко определена процедура внеплановых проверок; уточнен перечень органов, уполномоченных на назначение внеплановых проверок; определен перечень оснований, по которым могут быть назначены внеплановые проверки.

О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций: Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 15 марта 2006г.

Ко второму уровню отнесем:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2001г. № 248 «Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» в редакции постановления 15.04.2002г. №473, которым утверждены «Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» с целью упорядочения проверок юридических лиц проводимых органами государственного управления. Согл. от 18.10.1994 г. №3321-XII с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 г. №302- На основе этого постановления в ОАО «Барановичский молочный комбинат» заведена книга учета проверок (ревизий), которая пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписями директора и главного бухгалтера, закреплена за материально-ответственным лицом.

Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Минфина РБ от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (в ред. от 28.07.2005 № 136/96/102/31);

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее - Инструкция № 118);

Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее - Инструкция № 127);

Временный республиканский классификатор основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» №85 от 26.05.2008 года, которая устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.2003 г. № 89, с изменениями и дополнениями от 11.12.2008 № 187. Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для организаций единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 05 марта 2006 г. № 18 «Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь», с учетом изменений и дополнений, утвержденных Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 28 мая 2007 г., № 341, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь за № 8 / 16597 от 06.06.2007 г., в которой установлен порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 года № 180 в которой предусмотрены: общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; порядок проведения инвентаризации внеоборотных активов; порядок проведения инвентаризации оборотных активов; порядок проведения инвентаризации обязательств; порядок проведения инвентаризации отдельных видов активов и обязательств; составление сличительной ведомости по результатам инвентаризации; порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.

 

К третьему уровню относятся документы вышестоящих организаций.

К четвертому уровню относятся:

Рабочие инструкции и указания, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется: учетная политика, рабочий план счетов, должностные инструкции работников бухгалтерии, график документооборота.

Таким образом, аудит амортизации основных средств и нематериальных активов в ОАО «Барановичский молочный комбинат» проводился в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь.

 

 

 

Глава 2. Аудит затрат на ремонт и амортизации

 

 

2.1. Аудит затрат на  ремонт основных средств

 

 

Проверка затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств начинается с изучения наличия и выполнения задач относительно текущего и капитального ремонта. Необходимо установить правильность размежевания работ и отнесение их к текущему и капитальному ремонту. Это связано с особенностями их организации и технологии, а соответственно и контроля расходов. Изучая затраты на текущий и капитальный ремонт, необходимо выяснить, является ли смета - финансовые расчеты и техническая документация, кем она утверждена, каким способом проводился ремонт. Аудитор должен изучить по документам (за нарядами, актами приемки работ), правильно ли применялись расценки, как осуществлялось списание в пределах норм. В случае ремонта по подрядным методом следует проверить состояние расчетов с подрядчиками и установить, правильно ли выписанные ими расчеты на выполненные работы, есть ли акты приемки-передачи работ и что указанные в актах недоработки, дефекты, установлены ли сроки их устранения, каким образом ведется учет ремонта. 

Исследование операций с точки зрения правильности отражения расходов на капитальный ремонт оборудования и транспортных средств имеют большое значение для предупреждения приписок объема ремонта. 

Изучение операций, связанных с капитальными вложениями, проводится на основании утвержденных титульных списков, смет, технической документации и заключенных договоров с предприятиями. Аудиторы выясняют законность и обоснованность затрат на капитальные вложения, соответствуют ли они действующей утвержденной технической документации и источникам финансирования. (Во время изучения операций по капитальных вложений важно распределить их на капитальные вложения, выполняемые подрядным методом, и капитальные вложения, выполняемые хозяйственным способом Необходимо проверить правильность заключения договоров с подрядными организациями, правильность определения объема выполненных работ по промежуточных актов и качество этих работ устанавливают случаи занижения себестоимости за счет различных недоработок и снижение качества работ, изучают состояние бухгалтерского учета капитальных вложений и правильность представления отчетности по ним). Аудиторы обращают внимание на возможные версии нарушений, в частности на:

- Случаи сокрытия недостачи  основных средств вследствие  неудовлетворительного состояния  аналитического учета и некачественного  проведения ежегодной инвентаризации; 

- Использование должностными лицами  основных средств в своих целях  под видом временного использования, когда нет надлежащего внутреннего контроля на предприятии, а также возможное дальнейшее их списание; 

- Замену новых частей основных  средств устаревшими, которые были  в работе, и списанных, но не  уничтоженным; 

- Списание основных средств  по актам, которые не оформлены в соответствии с действующими нормативными актами; 

- Отражение в бухгалтерском  учете узлов, деталей после ликвидации  основных средств; 

- Уничтожение основных средств, подлежащих ликвидации; 

- Увеличение первоначальной стоимости частей основных средств за счет отнесения на себестоимость затрат, которые касаются других хозяйственных операций; 

-занижение первоначальной стоимости  основных средств или отдельных  их частей; 

- Использование основных средств  не по назначению; 

- Завышение затрат на ликвидацию основных средств; 

- Несоответствие начисления амортизации  в размерах и периодах наличия  и движения основных средств; 

- Отсутствие проведения инвентаризации  капитальных затрат арендованных  основных средств; 

- Во время инвентаризации не уделяется должного внимания изучению наличия документов на основные средства и их соответствие паспорта. 

Во время изучения акта о ликвидации основных средств обращается внимание на компетентность комиссии, которая принимала участие в составлении акта о ликвидации основных средств, указывается конкретная причина их выбытия, сколько раз выполнялись ремонты, реальная стоимость основных средств, срок эксплуатации, наличие инвентарного номера, правильность начисление износа на такие средства, есть ли в наличии документы на их, в подотчет материально ответственным лицам запасных частей от, заполнения технических паспортов или сдаются непригодны металлические предметы к "вторсырья" или оформлено это предание соответствующими документами. 

В процессе проверки правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с ремонтом основных средств и ремонтными работами, необходимо сравнить данные аналитического и синтетического учета затрат на ремонтные работы с данными ежегодной отчетности формы № 3. Достоверность данных отчета формы № 3 определяется через их сопоставление по такой схеме. 

Данные о наличии и движении основных средств сопоставляются с данными итогов карточек учета движения основных средств по классификационным группам, которые, в свою очередь, вверено с показателями учетных регистров.

Показатели остатков основных средств на начало года сопоставляются с данными отчета формы № 1 за предыдущий год на конец года. Сопоставляются данные об остатках основных средств на начало года и остаток на конец года по счету формы № 1-с графами ежегодной формы отчетности № 3.

При проведении аудита затрат на ремонт и амортизации основных средств в ОАО «Барановичский молочный комбинат» нарушений не обнаружено.

 

 

 

2.2.Аудит правильности  начисления амортизации основных средств и нематериальных активов

 

 

На данном этапе аудитором осуществлялась:

проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств и нематериальных активов;

проверка правильности отнесения объектов к той или иной группе основных средств и нематериальных активов;

проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;

проверка своевременности и правильности их отражения в учете.

При проверке полноты включения основных средств в ведомость наличия основных средств аудитор составил таблицу 2.1:

Таблица 2.1 - Проверка полноты включения основных средств в ведомость наличия основных средств в ОАО «Барановичский молочный комбинат»

Стоимость основных средств для начисления амортизации согласно ведомости, млн. руб.

Стоимость основных средств по Главной книге за минусом средств, по которым амортизация не начислялась, млн. руб.

Отклонения  +(-)

267501

267501

-


Примечания:

  1. Источник: собственная разработка

 

Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений проводилось на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных законодательством. Для этого использовались положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.

Был получен перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:

с истекшими нормативными сроками эксплуатации;

Информация о работе Аудит амортизации – условие правильности формирования себестоимости производимой продукции