Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие аудиторской деятельности;
Виды аудита;
Цели и задачи аудита;
Виды сопутствующих аудиту услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Аудиторские доказательства

   Согласно требованиям Федерального стандарта аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» (Приложение 6), в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

   Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудиторская документация

   Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» (Приложение 3) определяет, что важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть оформлены документы. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

   Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и" объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

   Рабочие документы  должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. При необходимости аудитор может составлять различные рабочие документы, необходимы для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

 

Аудиторское заключение

    В соответствии  с Федеральным аудиторским стандартом № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (Приложение 7) аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Под достоверностью  во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите» (Приложение 6).

 

 

      2.3  Субъекты обязательного аудита и ответственность

     за уклонение от проведения обязательного аудита.

 

     В соответствии со ст. 7 «Обязательный аудит» Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

     1. Организационно-правовая форма экономического субъекта.

Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа.

     2. Вид деятельности экономического субъекта.

По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

  ►  банки и другие кредитные учреждения;

►  страховые организации  и общества взаимного страхования;

►  товарные и фондовые биржи;

►  инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

►   внебюджетные фонды, источниками образования средств  которых являются предусмотренные  законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

►   благотворительные  и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

►  другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. 3. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

►  объема выручки  от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

>   суммы активов  баланса, превышающей на конец  отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

    Для определения  указанных финансовых показателей  установленный законодательством  Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год. Субъекты, попадающие под обязательный аудит, представлены на рис. 1.2.

    В соответствии  со ст. 21 Федерального Закона «Об  аудиторской деятельности» уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: штрафа с экономического субъекта в сумме от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

 



 

 

Рис. 1.2.   Экономические субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке

 

                   III. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

3.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

3.3 Аудиторские стандарты;

3.4 Порядок аттестации аудиторов;

3.5 Лицензирование аудиторов и аудиторских фирм;

 

 

      3.1  Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

 

    Система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. (Приложение 1).

    В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита:

    Первый уровень  — Закон «Об аудиторской деятельности»,  принятый Государственной Думой  6 июля 2001 г. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

    К документам  второго уровня относятся также  распоряжения Президента, постановления Правительства РФ; разъяснения Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, такие как:

—  Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 р. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

—  Постановление Правительства  РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской  деятельности»;

— Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления  отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление

аудиторской деятельности».

    Третий уровень  системы нормативного регулирования  аудиторской деятельности представлен  Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

    Все аспекты  аудиторской деятельности, права  и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.

    Эти стандарты  содержат основные правила проведения  аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

   Четвертый уровень  — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

    Пятый уровень  - документы, необходимы для   реализации стандартов. Эти документы  должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

    Базируются  внутрифирменные стандарты на  законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

    Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходимость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и администрации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части применения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

    Основные направления  разработки внутрифирменных стандартов  можно условно разделить на  следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, «стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к особенностям функционирования конкретной аудиторской фирме.

 

 

      3.2  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

 

    На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия Закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита.

    Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации