Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа
Целью написания работы является приобретение и закрепление теоретических и практических знаний по основам аудита и детальное изучение методики аудита денежных средств.
При написании курсовой работы теоретическую и методическую базу составили законодательные и нормативные документы, учебная и методическая литература, работы ведущих ученых и специалистов-практиков по исследуемой тематике, а также материалы профессиональных периодических изданий.
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы аудита денежных средств 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита денежных средств 5
1.2. Современные аспекты аудита 11
2. Аудит денежных средств 15
2.1. Аудит кассовых операций 15
2.2. Аудит безналичных денежных расчетов 19
Заключение 28
Список литературы 29
Содержание
В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.
Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.
Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
Исходя из актуальности темы, при написании данной курсовой работы были поставлены такие задачи:
Целью написания работы является приобретение и закрепление теоретических и практических знаний по основам аудита и детальное изучение методики аудита денежных средств.
При написании курсовой работы теоретическую и методическую базу составили законодательные и нормативные документы, учебная и методическая литература, работы ведущих ученых и специалистов-практиков по исследуемой тематике, а также материалы профессиональных периодических изданий.
1. Теоретические и правовые основы аудита денежных средств
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы: [12, с.85]
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
а) Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
б) «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2006 года №154н;
в) «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 «О бланках строгой отчетности»
11. Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У «О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
12. Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин».
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются: [13, с.54]
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
ЦБ РФ Указанием от 20.06.2007 года № 1843-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами» установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах: между юридическими лицами – 100 тысяч рублей.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: [15, с.86]
- регистрировать контрольно-кассовые машины;
- использовать исправные контрольно-кассовые машины;
- выдавать покупателю отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);
- обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
За неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей (ст. 14.5 КоАП).
Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст. 8), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 № 164-ФЗ);
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ;
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 190;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов, учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология, сложившаяся практика этой деятельности за рубежом. При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств РФ по этим вопросам. Сложилось мнение, что аудит это сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. Однако, что касается целей и задач аудита, то закон об аудите определяет его цели, оценку достоверности ведения бухгалтерского учета и соответствие современных финансово-хозяйственных операций законодательству РФ. Аудит не подменяет государственные контролирующие органы структуры ведомственного контроля. Он остается предпринимательской деятельностью по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственных субъектов на договорной и платной основе.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования [9, с.25]. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.