Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:12, реферат
Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
1. Сущность аудита. Цели, задачи и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности по международным стандартам………...3
1.1.Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………3
1.2.Цели, задачи и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности по международным стандартам…………………………………5
2.Перспективы развития аудита в России……………………………………….7
2.1. Становление аудита в России…………………………………………….7
2.2.Выводы по развитию аудита в России…………………………………...9
3.Профессиональная компетентность и профессиональная этика аудитора в соответствии с МСА……………………………………………………………..10
3.1.Профессиональная компетентность………………...…………………..10
3.2.Профессиональная этика………………………………………...………11
4. Документирование аудита...………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………3
1.2.Цели, задачи и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности по международным стандартам…………………………………5
2.Перспективы развития
аудита в России………………………………………
2.1. Становление аудита в России…………………………………………….7
2.2.Выводы по развитию аудита в России…………………………………...9
3.Профессиональная компетентность и профессиональная этика аудитора в соответствии с МСА……………………………………………………………..10
3.1.Профессиональная компетентность………………...…………………
3.2.Профессиональная этика………………………………………...………11
4. Документирование аудита...………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
1. Сущность аудита.
Цели, задачи и основные принципы,
связанные с аудитом
1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности.
Сущность аудита и аудиторской
деятельности определена как Международным
стандартом аудита МСА 200, так и российским
Федеральным правилом (стандартом) аудиторской
деятельности № 1 «Цель и основные принципы
аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Существует множество определений аудита
— одни из них закреплены в официальных
нормативных документах, как международных,
так и национальных, другие определения
даются специалистами в области аудита.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
от 07.08.01 № 119-ФЗ так определяет понятие
аудиторской деятельности: «Аудиторская
деятельность, аудит — предпринимательская
деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей».
На макроэкономическом уровне
аудит является элементом рыночной инфраструктуры,
необходимость функционирования которого
определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется
для принятия решений заинтересованными
в ней пользователями, в том числе руководством,
участниками и собственниками имущества
экономического субъекта, реальными и
потенциальными инвесторами, работниками
и заказчиками, органами власти и общественностью
в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть
подвержена искажениям в силу ряда факторов,
в частности применения оценочных значений
и возможности неоднозначной интерпретации
фактов хозяйственной жизни; помимо этого,
достоверность бухгалтерской отчетности
не обеспечивается автоматически ввиду
возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской
отчетности, как правило, не может быть
самостоятельно оценена большинством
заинтересованных пользователей из-за
затрудненности доступа к учетной и прочей
информации, а также многочисленности
и сложности хозяйственных операций, отражаемых
в бухгалтерской отчетности экономических
субъектов.
Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность в качестве
работника аудиторской организации или
в качестве лица, привлекаемого аудиторской
организацией к работе на основании гражданско-правового
договора, либо в качестве индивидуального
предпринимателя, осуществляющего свою
деятельность без образования юридического
лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность, а также оказывать
сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный
аудитор не вправе осуществлять иные виды
предпринимательской деятельности. Аудиторская
организация — это коммерческая организация,
осуществляющая аудиторские проверки
и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
1.2. Цели, задачи и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности по международным стандартам.
Цели и принципы аудита изложены в стандарте 200 «Цель и основные принципы деятельности финансовой отчетности». В соответствии с этим стандартом под целью аудита понимается формирование мнения аудитора о том, что финансовая отчетность экономического субъекта подготовлена по всем существенным аспектам, предъявляемым к этой отчетности.
В стандарте приводятся формулировки, которые должен использовать аудитор. Например, «Отчетность дает правильную и справедливую картину» или «Отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах». В тоже время, согласно стандарту, пользователь финансовой отчетности не может считать, что данное мнение гарантирует жизнеспособность эк субъекта и эффективность ведения дел руководством.
В России цель аудита изложена в законе «Об аудиторской деятельности» и Федеральном правиле (стандарте) №1 «Цель и основные принципы деятельности финансовой отчетности»: «Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бух учета РФ. Также как и в международном стандарте в Федеральном правиле (стандарте) №1 имеется ссылка: «Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности непрерывности деятельности в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел его руководством.
Принципы аудита изложены в стандарте 200 «Цель и основные принципы деятельности финансовой отчетности». Согласно им при осуществлении своих обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими принципами:
- независимость
- честность
- объективность
- профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность
- конфиденциальность
- профессиональная поведение
- следование техническим стандартам
Российский стандарт №1 также выдвигает требование руководящими этими принципами, но в отличии от международных стандартов в их перечень не включен принцип следования техническим стандартам
В международном стандарте принцип «Следование техническим стандартам» означает, что аудитор в своей деятельности должен руководствоваться различными техническими и нормативными документами, регламентирующими аудит на международном и национальном уровне.
2. Перспективы развития аудита в России.
2.1. Становление аудита в России.
За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.
По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.
Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.
Профессионалы давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.
На эту главную трудность развития аудиторской отрасли в России как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.
Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена их разработка. Однако основные вопросы, связанные с ПСАД имеют несколько иной характер. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в России встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.
Однако принятие Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем отрасли. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции российского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.
В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.
2.2. Выводы по развитию аудита в России.
Делая вывод хотелось бы подчеркнуть, что аудит в России, как особая отрасль услуг, все-таки состоялся. Самое убедительное свидетельство тому – около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, что аудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос на их услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.
3. Профессиональная компетентность и профессиональная этика аудитора в соответствии с МСА.
3.1. Профессиональная
Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер (аудитор) предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий.
Профессиональная компетентность:
Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
а) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;
б) в процессе предоставления услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен руководствоваться программой обеспечения контроля качества, отвечающей соответствующим требованиям ИПБ России, национальным и международным требованиям;
в) профессиональным бухгалтерам и аудиторам необходимо ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, утвержденными ИПБ России и Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.
3.2. Профессиональная этика
Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Стремительное увеличение в последние годы числа аттестованных аудиторов способствовало появлению среди них людей малоквалифицированных не понимающих значения аудиторской профессии, что в конечном счете приводит к снижению общественного авторитета аудиторов, наносит профессии моральный ущерб.
Аудитор основывает свою деятельность на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерской отчетности. Организация выбирает и приглашает квалифицированного, объективного аудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц, интересующихся бухгалтерской информацией. Ряд обязательных требований и ограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных актах. Они составляют правовые основы аудиторской профессии.