Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое и практическое проведение аудиторской проверки кассовых операций.
Денежные средства являются подвижными и легко реализуемыми активами. Наибольшую активность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством кассовых операций.
На мой взгляд, тема весьма актуальна, так как важное значение в деятельности фирмы имеет именно правильно поставленный учет кассовых операций, своевременность денежных расчетов. А денежные расчеты в свою очередь являются связующим звеном во взаимоотношениях предприятия и его партнерами, клиентами и т.д., а также внутренней организации деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………2
I. Порядок ведения кассовых операций в РФ………………………………4
1.1 Документальное оформление движения денежных средств в кассе. Синтетический и аналитический учет кассовых операций………………..6
II. Аудит кассовых операций……………………………………………….15
2.1 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки. Этапы аудита кассовых операций……………………...15
2.2 Типичные ошибки и нарушения кассовой дисциплины. Перечень аудиторских процедур………………………………………………………19
III. Аудит кассовых операций ООО «Микроника»………………………..25
3.1 Планирование аудита кассовых операций ООО «Микроника»……...25
3.2 Информационная база для проверки кассовых операций…………….28
3.3 Организация проверки кассы организации…………………………….29
3.4 Проверка соблюдение лимита кассы…………………………………...30
3.5 Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств………………………………………………..31
3.6 Проверка расходования наличных денежных средств………………..32
3.7 Проверка соблюдения порядка применения ККМ в организации…...35
Заключение......................................................................................................35
Список литературы.........................................................................................
III Аудиторская проверка кассовых операций ООО «Микроника»
Полное фирменное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Микроника», место нахождения: Ленинградская область, г.Всеволожск, ул. Александровская , 85.
Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Основной целью деятельности общества является получение прибыли.
Основной вид деятельности – торговля электротехнической продукцией (кабельная продукция, низковольтная аппаратура, контрольно-измерительные приборы, силовое оборудование, светотехническая продукция).
3.1 Планирование аудита кассовых операций ООО «Микроника»
На этапе предварительного планирования аудитор должен оценить возможность проведения аудита. Оценкой такой возможности следует считать проверку адекватности учетных записей. Аудитор должен проверить степень соответствия бухгалтерских записей действующим нормативам. Необходимо оценить, насколько учетные записи соответствуют виду деятельности клиента, совершенным клиентом операциям.
На данной стадии аудитор должен определить, аудируема ли финансовая отчетность? На это влияют два основных момента: честность администрации и полноценность бухгалтерских записей. Если аудитор видит, что для проведения полноценной аудиторской проверки клиент должен, по сути, восстановить свой бухгалтерский учет, либо уже на стадии предварительного планирования обнаруживаются факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения, либо возникают сомнения в том, что клиент готов показать аудитору всю необходимую документацию, аудитору следует отказаться от заключения с клиентом договора на проведение аудиторской проверки, сообщив об этом клиенту.
Проведя такой этап предварительного планирования, аудитор и клиент должны достигнуть своего согласия и взаимопонимания путем заключения договора на проведение аудиторской проверки. Договор определяет согласованные интересы сторон – участников, их права и обязанности, ответственность между «Заказчиком» - экономическим субъектом (клиентом) и «Исполнителем» (аудитором).
Документом, определяющим взаимопонимание и соглашение между клиентом и аудитором о проведении аудита и оказании взаимосвязанных с ним услуг, является «Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита». Письмо – обязательство должно быть направлено аудитором после официального предложения клиента о проведении аудиторской проверки до заключения договора с целью правильного понимания условий предстоящего договора. Форма и содержание письма – обязательства определены стандартом аудиторской деятельности.
В общем плане аудитор определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки системы внутреннего контроля клиента, оценки рисков аудита. Составной частью общего плана аудита является планирование управления и контроля качества выполняемого аудита. В соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности подготовку и составление общего плана аудита можно представит следующим образом. Важнейшим моментом при подготовке общего плана аудита являются глубокое предварительное изучение особенностей системы бухгалтерского учета клиента, описание и оценка системы его внутреннего контроля. Тесты проверки состояния системы его внутреннего контроля и бухгалтерского учета денежных средств используются в практической работе аудитора. Содержание ответов и выводы аудитора произвольны, учитывая наиболее часто встречающиеся нарушения такого плана в организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. По данному документу можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля и учет денежных средств на предприятии на хорошем уровне, что положительно повлияет на дальнейшие действия и решения аудитора. При планировании аудита очень важно учитывать существенность и риск. Существенность и аудиторский риск являются фундаментом в проведении аудиторской проверки, поэтому более детально остановимся на этом моменте. Аудит - это процесс, цель которого дать обоснованную уверенность, предполагающую определенный уровень риска по поводу того, свободна ли финансовая отчетность от существенных погрешностей. Существенность аудита - это мера упущенной информации, или возможного искажения отчетных данных, которая может быть показана в подтвержденном аудитором отчете и, рассматриваться как несущественная. Этот уровень возможного искажения должен быть, допустим, до того предела, чтобы не вводить пользователя информации в заблуждение. В начале проверки для сбора необходимых доказательств достоверности отчета аудитор должен решить, какую ошибку можно считать существенной. [13]
Существенность - величина относительная, но не абсолютная. Конкретная величина погрешности может быть существенной для предприятия с малым оборотом, тогда как для крупной фирмы эта же ошибочная сумма может не играть существенной роли. Уровень существенности зависит от размера предприятия, величины чистой прибыли, стоимости текущих активов, текущих обязательств, величины капитала и устанавливается для каждого из этих факторов.
При нахождении значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности ООО «Микроника», подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.
Программа аудита - это совокупность аудиторских процедур, требующихся для сбора необходимого количества достаточных свидетельств для определения достоверности финансовой отчетности клиента. Программа определяет характер, сроки и объемы запланированных процедур аудита, требуемых для того, чтобы осуществить полный план аудита. Программа аудита строится из разделов, каждый из которых посвящен одному определенному виду хозяйственных операций. При составлении программы основное внимание следует уделить ограничению проверяемого объекта и его подразделению на объекты. Это необходимо в связи со сложностью проверяемого объекта. При этом становится возможным распределение подобъектов между проверяющими из состава группы и способствует подведению итогов проверки объекта, что осуществимо только путем обобщения выводов о состоянии его подобъектов. Программа должна содержать аудиторские задачи для каждого направления и достаточные детали, чтобы использоваться в качестве инструкций ассистентами, выполняющими аудит.
3.2 Информационная база для проверки кассовых операций
ООО «Микроника»
При проверке денежных средств организации аудитору необходимо изучить:
- список всех имеющихся расчетных счетов, а также кассовые документы;
- правильность оформления кассовой книги и журнала кассира операциониста (обратить внимание на полноту отражения фискальных отчетов и соответствие данных кассовой книги данным журнала кассира операциониста);
- правильность применения ККТ при наличных расчетах;
- соблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами при расчетах с юридическими лицами;
- оформить рабочие документы, подготовить отчет по проверке и замечания по разделу;
- наличие договора с кассиром о полной материальной ответственности;
- соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе, утвержденного банком. Составить перечень запрашиваемых документов.
Обязанности кассира в ООО «Кристалл» выполняет бухгалтер на основании приказа.
При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их компьютерных форм документов. Записи же в регистрах учета должны сверяться с кассовой книгой и первичными документами.
Для проверки правильности документального оформления кассовых операций используется определенный перечень вопросов, который может быть рабочим документом аудитора.
3.3 Организация проверки кассы. Инвентаризация кассы
ООО «Микроника»
На основном этапе производится проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аудитор может провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее осуществляют в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу из других источников, изменить остаток, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход средств. Согласно п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленная при инвентаризации недостача имущества, по которому не утверждены нормы естественной убыли, относится на счет виновных лиц (если таковые установлены). В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
На предприятии отработанная система внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе: налаженная система проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе, имеется приказ руководителя, устанавливающего периодичность проверок.
3.4 Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе и предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами ООО «Микроника»
При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации необходимо запросить расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в ее кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств.
Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. Организация для установления лимита остатка кассы сдает в обслуживающий его банк расчет и оформляет разрешение на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. Расчет утверждается генеральным директором, сдается в банк и руководитель банка подписывает решение о сумме лимита и расходовании выручки.
3.5 Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег ООО «Микроника»
Аудитор должен помнить следующие основные положения:
При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам. Поступление денег в кассу отражается приходными кассовыми ордерами
ООО «Микроника» правильно, своевременно и полностью оприходует все поступающие денежные средства в кассу организации.
3.6 Проверка расходования наличных денег из кассы
ООО «Микроника»
При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах.
Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, и особенно факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета и приводящих к занижению или завышению выручки от реализации. Неправомерным признается, например, расходный кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из следующих подписей: