Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:09, дипломная работа
аудит основных средст, дипломная работа
Введение
Глава 1. Общие положения об основных средствах, нормативная база
§1.1. Понятие основных средств, их классификация
§1.2. Общий порядок организации учета основных средств в организации
§1.3. Основные нормативные документы, регламентирующие учет основных средств
Глава 2. Порядок учета операций с основными средствами
§2.1. Оприходование основных средств и их бухгалтерская оценка при принятии к учету
§2.2. Учет НДС при оприходовании основных средств и особенности формирования их первоначальной стоимости в целях исчисления налога на прибыль
§2.3. Порядок включения в первоначальную стоимость основных средств процентов по займам и кредитам (бухгалтерский и налоговый подходы)
§2.4. Определение срока полезного использования основных средств при их постановке на учет (бухгалтерский и налоговый подходы)
§2.5. Учет расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию, демонтаж основных средств (бухгалтерский и налоговый подходы)
§2.6. Амортизация основных средств (бухгалтерский и налоговый подходы, особенности статистической отчетности)
§2.7. Учет выбытия основных средств (бухгалтерский и налоговый подходы)
§2.8. Учет переоценки основных средств (бухгалтерский и налоговый подходы)
§2.9. Вопросы учета основных средств, являющихся объектами аренды
§2.10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
Глава 3. Пример ведения учета по основным средствам
Заключение
износ
Д 02 “Амортизация основных средств” 120 000 руб.
К 01-2 “Основные средства
(субсчет выбытие)”
остаточная стоимость
Д 58“Финансовые вложения
”
К 91“Прочие доходы и
расходы ”
Согласованная оценка оказалась ниже остаточной стоимости поэтому разницу мы должны списать за счет прибыли оставшейся в распоряжении организации после налогообложения или за счет соответствующих фондов .
При выбытии основных средств специальная комиссия составляет акт на списание по форме № ОС-4 .(см. Приложение 9)
3. Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 91: по дебету счета - первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3).
При превышении выручки от реализации над расходами , разницу списывают на прибыль предприятия (Д 91, К 99). В противном случае, потери списываются на убытки предприятия (К 99, Д 91).
4. Продажа основных средств может осуществляться через посредническую организацию путем оформления договора комиссии.
Рассмотрим пример комиссионер по договору комиссии продал легковой автомобиль комитента по цене 60000руб в том числе НДС 10000руб. Сумма комиссионного вознаграждения определена в размере 3500 руб. или 7% цены продажи в том числе НДС 583 руб Первоначальная стоимость автомобиля составляет 65000 руб . Сумма износа 24000руб
В учете комитента
будут сделаны следующие
Д 01“Основные средства” суб. счет (выбытие) 65 000 руб.
К 01“Основные средства” суб. счет(собственные) 65 000 руб.
Д 91 “Прочие доходы и расходы ” Суб. счет (расходы) 17 750 руб.
К 01 “Основные средства” суб. счет (выбытие) 17 750 руб.
Д 02“Амортизация основных средств” 47 250 руб.
К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие) 47 250 руб.
Д 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 60 000 руб.
К 91 “Прочие доходы и расходы ” Суб. счет (доходы) 60 000 руб.
Д 91“Прочие доходы и расходы ” Суб. счет (расходы) 10 000 руб.
К 68 “расчеты по налогам и сборам ” 10 000 руб.
Д 91“Прочие доходы и расходы ” Суб. счет (расходы) 2 917 руб.
К 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ” 2 917 руб.
Д 19 “Налог на добавленную стоимость ” 583 руб.
К 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ” 583 руб.
Д 91 “Прочие доходы и расходы ” 6 083 руб .
К 99 “Прибыли и убытки ” 6 083 руб.
Для документального
отражения выбытия
5. Рассмотрим еще один из способов выбытия объекта основных средств (трактор) на предприятии АО «Квант». В июне 2002г. организация принимает решение о ликвидации принадлежащего ей объекта основных средств по причине его морального износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации .
Объект был приобретен в марте 2000г за 720 000руб.в том числе НДС 120 000 руб.Годовая норма амортизации в соответствии с требованиями Единых норм амортизационных отчислений – 12,5%. При ликвидации объекта приходуются материалы , рыночная стоимость которых установлена в размере 8 000 руб.
1 Ликвидация объекта
первоначальная стоимость
Д 01 01“Основные средства” суб. счет (выбытие) 600 000 руб.
К 01“Основные средства” 600 000 руб.
износ
Д 02“Амортизация основных средств” 585 000 руб.
К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие) 585 000 руб.
остаточная стоимость
Д 91“Прочие доходы и расходы ” 15 000 руб.
К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие) 15 000 руб.
2.Получены материалы при ликвидации
Д 10 “Материалы” 8 000 руб.
К 91 “Прочие доходы и расходы ” 8 000 руб.
3. Финансовый результат
Д 99“Прибыли и убытки ” 7 000 руб.
К 91“Прочие доходы и расходы ” 7 000 руб.
Полученные от ликвидации объекта основных средств материалы для целей бухгалтерского учета приходуются по рыночной стоимости и в дальнейшем уже ни чем не отличаются от других материалов приобретенных или изготовленных собственными силами .
Для документального
отражения выбытия
Износ основных средств
Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). Как было уже упомянуто в главе I, при начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.
Амортизацию в разрезе отдельных объектов организация имеет право начислять по одному из следующих методов :
Самым распространенным способом начисления амортизации считается линейный метод организация АО «Квант» использует именно этот метод .
Более подробное описание этого вопроса (см. в Главе 1).
Инвентаризация основных средств
Итоги проверки(инвентаризации ) заносят в инвентаризационные описи форма № ИНВ.-1 ручным способом или средствами вычислительной техники по каждому наименованию объекта с обязательным указанием его инвентарного номера.
Инвентаризация основных средств на предприятии производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации: переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства; перевод объектов из основных средств в МБП.
Приведу пример второй, как мне кажется, более характерной ситуации.
Пример: на предприятии в результате инвентаризации обнаружен объект, ошибочно числившийся в МБП. Стоимость 1 500 000 руб., износ по нормам — 12%, срок эксплуатации 10 месяцев, за этот срок начислен износ в размере 150 000.
1. Перевод в состав МБП
Д 12 “МБП” 1 500 000 руб.
К 01“Основные средства” 1 500 000 руб.
2. Начисления на сумму износа:
а) за время эксплуатации
Д 02“Амортизация основных средств” 150 000 руб.
К 13 150 000 руб.
б) в соответствии с учетной политикой
Д 20, 26 600 000 руб.
К 13 600 000 руб.
Переоценка основных средств
Переоценке основных средств на предприятии коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения. Право переоценки принадлежит самой организации , и осуществлять ее организация должна не чаще одного раза в год по состоянию на 1 января отчетного года
В настоящее время независимо от назначения основных средств результаты переоценки в части дооценки (уценки) направляются на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 83).
Переоценка проводится и в части суммы амортизации (износа также по одному из методов. На сумму прироста амортизации по результатам переоценки делается запись Д 83 , К 02 .
2. 3 Основные
недостатки учета основных
Недостатки организации учета основных средств в АО “Квант”
При определении недостатков учета основных средств в АО “Квант” я бы хотел сначала остановиться на общих моментах, а потом на некоторых практических недостатках.
Основным общим недостатком системы учета основных средств является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью.
Теперь перейду к основным недостаткам конкретного характера.
При зачислении в состав основных средств на предприятии процедура не соблюдается в должной форме: акт приемки (форма ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.
На предприятии не ведутся инвентарные карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.
Такая система по моему мнению не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств.
Недостатки, связанные
с действующим
Практика бухгалтерского учета
основных средств на предприятии
сталкивается со многими недостатками,
связанными с действующим
Несовершенство “Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”, выпущенных в 1990 году. Это несовершенство заключается в следующем: затрудненность, а порой — невозможность, поиска конкретного наименования приобретаемых основных средств в связи с тем, что перечень устарел (такие предметы, как пейджеры, телекоммуникационное оборудование и т.п. появились за последние годы и для нахождения соответствующих им позиций приходится обращаться за помощью к экспертам; слишком велики сроки амортизации компьютерной техники (10 лет), при этом неучтено, что персональные ЭВМ устаревают и заменяются на предприятии каждые 2-3 года, и это при том, что компьютерная техника составляет значительную часть основных средств многих современных предприятий.
Среди прочих нормативных актов выделяется Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций. Так как этот документ является стандартом в области учета основных средств, а датируется 1976 годом, то давно назрела необходимость его замены на более новый.
Также хочется отметить
общую громоздкость законодательства,
его устаревание и
3.1 Источники
информации и основные
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
форма ОС-3 — акт
приемки-сдачи
форма ОС-4 — акт на списание основных средств;
форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств:
форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств
форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;
форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования:
синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машино- граммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02;
Главная книга;
баланс (ф. № 1);
отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:
• контроль за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки: