Аудит расчетных операций банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 00:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности аудита формирования уставного капитала банка, а также аудита предоставленных межбанковских кредитов.
В итоговой части контрольной работы будет дано аудиторское заключение по расчетным операциям банка.
При написании контрольной работы использовались учебники Белоглазовой Г.Н., Мамоновой И.Д. , Подольского В.И. и других авторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Аудит формирования уставного капитала банка.
2. Аудит предоставленных межбанковских кредитов.
3. Аудит расчетных операций банков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная аудит банков.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

принятие решения о выпуске – протокол собрания акционеров банка;

подготовку проспекта эмиссии, содержащего всю необходимую информацию о выпуске;

регистрацию проспекта в учреждениях Центрального банка;

публикацию проспекта;

публикацию в печати сообщения о предстоящем распространении ценных бумаг;

организацию распределения ценных бумаг;

регистрацию итогов выпуска;

публикацию итогов выпуска.

Основной формой оплаты акций является денежная – в рублях и валюте. Вместе с тем создаваемое акционерное общество может принять взнос в натуральной форме – материальными активами (здания, хозяйственный инвентарь, строительные материалы, малоценный инвентарь), нематериальными активами, ценными бумагами третьих лиц, имеющими рыночную котировку.

При полной оплате акций владельцу выдается сертификат акции – ценная бумага, которая является свидетельством владения поименованного в нем лица определенным числом акций.

При учреждении акционерного банка все акции должны быть распределены среди учредителей банка. Не допускается в этот период наличие акций, предполагаемых к размещению путем открытой подписки.

При формировании уставного капитала путем выпуска акций установлен особый порядок аккумуляции средств, поступающих в оплату акций. Он заключается в следующем:

денежные средства в национальной валюте (рубли) накапливаются на отдельном специально открытом для этих целей счете коммерческому банку в Центральном банке РФ;

денежные средства в иностранной валюте учитываются на накопительных счетах, открытых в иностранном или уполномоченном банке.

Это определяет особый порядок отражения в бухгалтерском учете акционерного банка операций, связанных с формированием его уставного фонда.

Отражение операций, связанных с формированием уставного фонда, можно разделить на 2 этапа:

1 – отражение операций в балансе банка в период проведения подписки на акции (которая начинается после регистрации проспекта эмиссии);

2 – отражение операций в балансе банка после завершения подписной кампании и регистрации отчета об итогах выпуска.

Хозяйствующие субъекты для ведения своей деятельности должны иметь Устав, который утверждается общим собранием учредителей и зарегистрирован законодательным образом. В Уставе хозяйствующего субъекта закрепляются его функции, капитал, структура, порядок образования и полномочия органов управления, порядок реорганизации или ликвидации, а также формируются основные принципы бухгалтерского учета и контроля.

Основной задачей аудитора при проверке хозяйствующего субъекта, прежде всего, является проверка наличия свидетельства о государственной регистрации, изучение состава учредителей и источники и взносов в Уставный капитал. При этом аудитор должен знать, что источниками взносов учредителей могут быть только их собственные средства. Поэтому законодательно запрещено направлять в уставные фонды бюджетные источники, кредиты, средства политических организаций и специализированных общественных фондов.

На основе проверки учредительных документов аудитор должен убедиться в том, что хозяйственные операции, совершаемые объектом проверки осуществляются в пределах разрешенного учредительными документами. Это дает возможность в последующем установить, предусмотрено ли в уставе право создавать в ближнем и дальнем зарубежье филиалы, представительство; заниматься внешнеэкономической деятельностью, вести спекулятивные операции с ценными бумагами, игорный бизнес и другие высокорискованные финансовые операции. Необходимо помнить, что в ряде случаев при разработке уставов отдельные предприниматели заинтересованы создавать свой бизнес таким образом, чтобы максимально миниминизировать или уклониться об уплате налогов.

Аудит формирования уставного капитала преследует цель, прежде всего, проверку уставный капитал, который формируется за счет вкладов учредителей (собственников) в виде денежных средств, имущества, нематериальных активов в размерах, определяемых учредительными документами.

Проверку фактической полноты и своевременность внесения учредителями своей доли (паев) аудитору следует проверить на основании приходных кассовых ордеров, выписок банка с расчетного и валютного счетов с приложенными к ним оправдательными документами. Внесенные в кассу или на расчетный счет валютных средств принимаются на учет в сумах по курсу Центрального банка, действовавшему на дату взноса. Если проверка идет на совместных предприятиях очень важно определить полноту взноса в уставный фонд каждого иностранного учредителя.

В каждом документе, касающегося вклада обязательно должна быть ссылка на формирование уставного капитала.

Нематериальные активы, внесенные учредителями должны быть проверены с точки зрения технической стороны регистрации сравнительно нового вида средств. К ним, как обычно, относятся имущественные права на изобретения, на пользование земельными участками и природными ресурсами, лицензии на определенные виды деятельности и т.д. При этом надо иметь ввиду, что нематериальные активы оцениваются по договорным ценам, устанавливаемым при необходимости с учетом экспертов.

В ходе проверки формирования уставного капитала аудитор должен обратить внимание на момент фактического поступления взносов, а именно:

по денежным средствам моментом фактического поступления взносов – это дата зачисления денег на расчетный (валютный) счет или внесение в кассу;

по основным средствам, материальным и нематериальным активам – это дата составления акта приема-передачи основных средств, материальных и нематериальных активов или других документов, подтверждающих поступление указанных объектов.

Аудитору очень важно проверить соблюдение принципа стабильности величины уставного капитала, её соответствия размеру, определенному учредительными документами. Дело в том, что по действующему законодательству, во-первых, уставный капитал должен быть сформирован в течении года, со дня регистрации хозяйствующего субъекта, и, во-вторых, величина уставного капитала под влиянием текущих операций, связанных с движением основных средств, начислением по ним износа, не изменяется.

Непременным условием качественно проведенной проверки является осуществление с участием аудитора инвентаризации имущества и нематериальных активов, внесенных в качестве вступительного взноса.

Завершая свою работу, аудитор обобщает выявленные недостатки, отклонения в учете уставного капитала по сравнению с законодательными актами и вносит предложения по их устранению [1].

Возможные ошибки при ведении бухгалтерского учета расчетов с учредителями и формирования уставного капитала могут быть следующие:

внесение учредителями не в полном размере или вообще невнесение своей доли, предусмотренных в учредительных документах;

стоимости материальных ценностей, нематериальных активов, внесенных в счет уставного капитала необоснованно увеличена;

изменения в реестр акционеров внесены несвоевременно;

документальное оформление выбытия и приема новых учредителей произведены с нарушением срока;

дивиденды по привилегированным и другим акциям выплачиваются несвоевременно или не выплачиваются вообще;

некорректное оформление крупных сделок совершенных в акционерном обществе, которые не соответствуют Закону об акционерных обществах;

факты внесения учредителями соответствующих долей в Уставный капитал документально оформлены неправильно;

неправильное оформление возврата учредителям причитающейся им доли из уставного капитала;

исправления записей в документах без необходимых на то оснований;

отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством учредительных документов;

допуска фальсификации документов и операций;

несвоевременное отражение хозяйственных операций. 


2. Аудит предоставленных межбанковских кредитов

 

Межбанковские операции могут осуществляться путем привлечения и размещения денежных средств банков в форме кредитов и депозитов.

Межбанковский кредит — это предоставление кредитных ресурсов банком-кредитором банку-заемщику в форме обязательств по кредитам, векселям, депозитам, финансовому лизингу, активным остаткам по корреспондентским счетам, исполненным гарантиям, выданным за другие банки.

Межбанковский кредит привлекается в целях поддержания текущей ликвидности банка или обеспечения рентабельного вложения средств. Он носит, как правило, краткосрочный характер и отличается оперативностью предоставления средств. Межбанковские кредиты предоставляются в рамках корреспондентских отношений банков, а также между филиалами банков на правах юридического лица.

Межбанковские операции включают в себя также привлечение и размещение средств в Национальном банке

Размещение и привлечение межбанковских кредитов (депозитов) может осуществляться на срочной основе.

Аудит межбанковских кредитов заключается в подтверждении соответствия данных аналитического и синтетического учета, проверке юридического оформления документов, правильности и своевременности отражения операций в бухгалтерском учете, соответствия произведенных операций законодательству и нормативно-правовым актам Национального банка.

Источниками получения аудиторских доказательств являются следующие основные документы:
• договора на установление корреспондентских отношений между банками и дополнительные соглашения к ним;
• генеральные соглашения о сотрудничестве банков на межбанковском рынке;
• договора залога, гарантии, поручительства и т.д.;
• балансы и другие документы банков-контрагентов;
• выписки из лицевых счетов;
• документы дня;
- расшифровки к годовому отчету;
• финансовая отчетность;
• протоколы заседаний Совета, Правления, кредитного комитета банка.

Межбанковские кредиты предоставляются на договорной основе как в рублях, так и в иностранной валюте [5].

Межбанковский кредит может быть предоставлен в рамках заключенного генерального соглашения (договора) на установление корреспондентских отношений путем размещения свободных остатков средств на корреспондентских счетах в форме однодневного расчетного кредита (овернайта).

При предоставлении межбанковских кредитов (депозитов) на определенный срок заключается кредитный (депозитный) договор.

В ходе аудита проверяются правильность оформления договоров межбанковского кредита, их соответствие требованиям законодательства.

Аудитор осуществляет проверку получения и начисления процентов по размещенным и полученным межбанковским кредитам, правильности и полноты их отражения в бухгалтерском учете. Обеспечение исполнения обязательств по своевременному возврату кредита оформляется, как правило, договором залога или иными формами обеспечения обязательств. Как правило, обеспечением по межбанковским кредитам выступают имущество кредитополучателя, средства на корреспондентском счете и в кассе, на которые может быть обращено взыскание, ценные бумаги, а также другие активы банка, допускается перезалог имущества субъектов хозяйствования, принятого в залог банком в качестве обеспечения возврата выданных им кредитов. Формами обеспечения исполнения обязательств по возврату межбанковского кредита могут быть гарантии и поручительства других банков, субъектов хозяйствования, если они обеспечиваются высоколиквидным залогом гаранта-поручителя. Аудитор осуществляет проверку качества достаточности и ликвидности принятых банком обязательств обеспечения возвратности межбанковских кредитов, правильности оформления договоров залога, гарантии, поручительств.

В ходе аудита проверяется наличие следующих документов, необходимых для получения межбанковского кредита:

• устава банка-кредитополучателя;
• лицензии на совершение банковских операций;
• карточки с образцами подписей руководителей банка;
• баланса банка-кредитополучателя;
• расшифровки по полученным и предоставленным межбанковским кредитам;
• другой информации, необходимой для контроля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью кредитополучателя, целевым использованием кредита в случае его целевого характера.

Аудитором оценивается проводимая банком работа по анализу финансового состояния банка-кредитополучателя и получению сведений о рейтингах банков-контрагентов.

Условия кредитных сделок по межбанковским кредитам зависят прежде всего от надежности банка, длительности и форм сотрудничества с ним. От банка, которому впервые предоставляется межбанковский кредит, должны быть потребованы детальные расшифровки балансовых данных, их подтверждение аудиторской компанией; более надежные гарантии обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

С согласия обеих сторон и при наличии генерального соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковского кредита допускается предоставление кредита без оформления договора залога. При этом подлежит проверке наличие в генеральном соглашении пункта, регламентирующего условия оформления таких сделок, и разрешения возникающих разногласий, а также наличие информации о финансовом состоянии банка-кредитополучателя, выполнении им экономических нормативов, своевременности возврата ранее предоставленных кредитов. Необеспеченная задолженность банка-контрагента по межбанковским кредитам (депозитам), как правило, ограничивается путем установления лимита межбанковского кредитования.

Информация о работе Аудит расчетных операций банков