Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 07:50, статья
Любая аудиторская проверка начинается с определения организационно-правовой формы аудируемого лица. Организационно-правовая форма определяется по учредительным документам и/или уставу организации. Затем аудитор определяет круг законов, регулирующих деятельность аудируемого лица.
Изучая учредительные документы, аудитор одновременно решает несколько задач:
1) собирает данные, необходимые для заполнения рабочей документации и составления аудиторского заключения;
2) проверяет соответствие учредительных
АУДИТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Любая аудиторская проверка начинается с определения организационно-правовой формы аудируемого лица. Организационно-правовая форма определяется по учредительным документам и/или уставу организации. Затем аудитор определяет круг законов, регулирующих деятельность аудируемого лица.
Изучая учредительные документы, аудитор одновременно решает несколько задач:
1) собирает данные,
необходимые для заполнения
2) проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства;
3) определяет величину
уставного капитала, отраженную
в учредительных документах, для
последующей сверки с данными
бухгалтерского учета и
4) определяет состав учредителей и вытекающие последствия;
5) собирает данные,
которые могут использоваться
при проверке иных
• организационно-правовая форма;
• наименование;
• место нахождения.
Оценка аудитором соблюдения аудируемым лицом требований законодательства, регулирующего его деятельность, является крайне сложным вопросом. Основным стандартом аудиторской деятельности, регулирующим данный аспект, является правило (стандарт) аудиторской деятельности «Учет требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в ходе аудита». Общее требование стандарта заключается в следующем: аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства аудируемым лицом, но должен получить достаточные надлежащие доказательства соблюдения тех нормативных актов, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Следует отметить, что вопрос о соотношении соблюдения нормы законодательства и правильности бухгалтерского учета является крайне сложным. Например, некоммерческая организация распределила полученную от предпринимательской деятельности прибыль между учредителями, что запрещено действующим гражданским законодательством. В бухгалтерском учете записи по распределению прибыли отражены в соответствии с требованиями плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. Возникает сложная ситуация: незаконное основание совершения сделки и правильная бухгалтерская запись. Решать этот и аналогичные вопросы следует следующим образом: если несоблюдение законодательства несет высокую вероятность оспаривания величины актива, пассива или крупных финансовых выплат аудируемым лицом и/или потенциальную угрозу банкротства, вопрос соблюдения данной нормы законодательства должен рассматриваться аудитором в ходе аудиторской проверки. Если несоблюдение требования законодательства потенциально не влечет таких последствий, специальное рассмотрение данного вопроса в ходе аудита не требуется.
Например, Закон об
акционерных обществах