Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:31, курсовая работа
Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.
I. Этапы формирования и элементы банковского аудита.
1.1 История развития аудита.
1.2 Аудиторская фирма роль и задачи.
1.3 Банковский аудит.
1.4 Аудит кредитной политики банка.
1.5 Аудит расчетных отношений.
1.6 Аудит бухгалтерского учета.
1.7 Аудит кассы и кассовых операций.
II. Нормативная база банковского аудита.
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ.
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита.
2.3 Права и обязанности аудиторской фирмы.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.
III. Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.
Территориальное учреждение Банка России в 2-недельный срок направляет указанные данные территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала (представительства) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.
Обо всех изменениях в представленных сведениях аудиторская фирма в2-недельный срок сообщает территориальному учреждению Банка России.
Официальная переписка аудиторской фирмы (филиала, представительства) осуществляется на фирменном бланке, который содержит информацию о полном и сокращенном наименовании фирмы (филиала, представительства) и почтовом адресе, номерах телефонов и факсимильной связи.
Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года, содержавшие информацию согласно приложению номер 6 к настоящему Приложению.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий.
По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Установление неквалифицированного проведения аудиторской проверки, поведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору)мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 ''Об аудиторской деятельности в Российской Федерации''.
В соответствии с пунктом 24 Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263, Банком России могут быть аннулированы лицензии в случаях:
* неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
* обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
* осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
* предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России;
* вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений;
* умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации.
Для рассмотрения ЦАЛАК Банка России вопроса об аннулировании лицензии у аудиторской фирмы (аудитора) территориальное учреждение БР по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) направляет в Департамент банковской и аудиторской деятельности Банка России ходатайство, содержащие исчерпывающую информацию о допущенных аудиторской фирмой (аудитором)нарушений, а также об аттестованных аудиторах, проводивших аудит.
При этом аудиторская фирма (аудитор)письменно уведомляются в трехдневный срок о направлении в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии.
Неоднократными считаются нарушения, допущенные два или более раз за период деятельности фирмы (аудитора). О неквалифицированном проведении аудиторской проверки может свидетельствовать установление фактов несоответствия заключения аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности и выводов о достоверности отчетности кредитной организации за тот же отчетный период, полученных в ходе инспекционных и других проверок Банка России, а также неполное выполнение требований законодательства РФ или нормативных актов Банка России к проведению аудиторской проверки и содержанию аудиторского заключения.
Решение об аннулировании лицензии принимается ЦАЛАК Банка России. О принятом решении сообщается аудиторской фирме (аудитору) в недельный срок.
Решение об аннулировании подлежит опубликованию в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»).
Аудиторская фирма (аудитор)вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
III. Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
Аудиторское дело в России продолжает активно развиваться, как того требует рыночная экономика, а соответственно растет круг вопросов, нуждающихся в детальном уточнении. И один из них - профессиональная этика аудиторов.
Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение общественной потребности в достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений по управлению инвестиционной и кредитной деятельностью, а также для контроля за правильной организацией банковского дела и соблюдением законодательных и нормативных положений.
Нормы поведения, которым должен соответствовать аудитор, закреплены законодательно. Они изложены в кодексе профессиональной этики, одобренном Президиумом Аудиторской палаты России 3 октября 1996 года. Добровольное соблюдение аудиторами (и аудиторскими фирмами) норм профессиональной этики является высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Люди нечестные, нарушающие этические нормы профессионального поведения, позорят профессию аудитора, наносят ей моральный и материальный ущерб. Их действия могут подрывать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Люди, принимающие решения, должны доверять заключению аудитора, высоко оценивать его профессиональное мастерство и моральные качества. Необходимо не только осуждать неэтичное поведение отдельных аудиторов и представителей аудиторских фирм, но и требовать их исключения из сообщества аудиторов, лишения лицензии на право проведения аудиторской деятельности.
Заслуживающий доверия аудитор - это прежде всего человек порядочный. Следовательно, главные ориентиры для него - это общечеловеческие моральные нормы и принципы. Каждый аудитор должен помнить, что на первый план ставятся интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности (достоверность которой свидетельствует аудитор), а не клиента, заказавшего аудиторские услуги.
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Не имеет морального оправдания аудитор, выдающий заключение без проверки или на основании поверхностной проверки и неполной информированности о делах клиента. К сожалению, такие нарушения профессиональной этики довольно часто бывают у наших аудиторов. Я думаю, что их нужно и можно изжить только общими и без компромиссными усилиями всех аудиторов и аудиторского общества.
В современной экономической ситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональной этики является налоговые отношения с государственной казной. Дело профессиональной чести аудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и государственных органов - неукоснительное соблюдение налогового законодательства во всех аспектах.
Но при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к своим коллегам и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности.
Отдельная статья Кодекса посвящена отношениям аудиторов с аудиторской фирмой. Прежде всего как требование профессиональной этики провозглашено положение: аудитор обязан стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму.
Сомнения в независимости аудиторской фирмы обоснованно возникают, если она участвует в финансово-промышленной или банковской группе и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям входящим в эту в финансово-промышленную или банковскую группу.
В Кодексе профессиональной этики аудиторов прямо записано, что аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан передать фирме всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию о выполненной работе.
Нет смысла пересказывать все нормы профессиональной этики. Они многочисленны и справедливы, способствуют утверждению авторитетных квалифицированных аудиторов в России, поднимают роль и значение аудиторской профессии. Я считаю что при подготовки молодых аудиторов необходимо учитывать важность их изучения еще на студенческой скамье.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.
В системе контроля за подержанием финансовой устойчивости коммерческих банков важную роль играют аудиторские проверки. Однако эти проверки не всегда проводятся достаточно компетентно, а главное - добросовестно. Об этом свидетельствует возрастающие число банкротств банков, незадолго до этого получивших положительные аудиторские заключения.
Принципиально важными для улучшения качества аудиторской деятельности являются указы Президента России, постановления Правительства РФ и указания Центрального банка РФ, вышедшие в конце 1993 года, в 1994 и 1995 гг.
Имеются в виду Указ Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года, который ввел в действие ''Временные правила аудиторской деятельности в РФ'', утверждение Правительством ряда нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в России в постановлении №482 от 6 мая 1994 года и большая работа, проведенная ЦБ РФ совместно с Финансовой Академией при Правительстве РФ по определению содержания квалификационных экзаменов по банковскому аудиту, организации этих экзаменов и подготовке к ним.
Обширная программа проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора банка, утвержденная решением ЦАЛАК ЦБ РФ 27 декабря 1994 года порядок проведения этих экзаменов создают необходимые предпосылки для теоретической подготовки высококомпетентных профессионалов по банковскому аудиту.
Тем не менее следует иметь в виду, что ЦБ систематически совершенствует порядок проведения банковских операций и их отражения в учете, приближая их к международным стандартам.
Государственная налоговая служба также вносит ряд уточнений и изменений в требования к определению налогооблагаемой базы и расчетам налогов.
Посещение семинаров должно быть обязательным для всех лиц, получивших квалификационные аттестаты по банковскому аудиту, что требует Специального решения ЦБ об их организации с последующей выдачей дополнительного сертификата на 1 год. В настоящие время в связи с большим дефицитом квалифицированных кадров по банковскому аудиту главное внимание следует уделять повышению квалификации лиц, уже имеющих практический стаж аудиторской деятельности, путем прохождения ими краткосрочных курсов.
Специфика профессии аудиторов требует сочетания фундаментальной теоретической подготовки с разносторонним и достаточно длительным опытом успешной работы в коммерческих банках. В этой связи вызывает сомнение запрет, наложенный ЦБ на использование в аудиторских фирмах руководящих работников коммерческих банков, прежде всего главных бухгалтеров и их заместителей, при проведении аудиторских проверок и особенно консультаций, в то время как при проведении общего аудита такого рода ограничения отсутствуют.
К сожалению, даже самая блестящая сдача квалификационного экзамена не гарантирует, что аудитор полностью использует свои знания при проведении проверок. Это зависит не только от его квалификации, но и в немалой степени - от добросовестности.
Для обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков большое значение имеет не только высокий уровень банковского аудита, но и качество аудиторских проверок учредителей и клиентов банка, инвестиционных фондов, фондовых бирж и страховых обществ. Все это и многое другое, должно способствовать улучшению банковского аудита, а, следовательно, усиления финансовой устойчивости российских коммерческих банков и стабильности банковской системы страны в целом.
Список литературы.
Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997г. номер 64. Финансовая газета №39 сентябрь 1997г.
Прокофьева. О. К. «О проведении банковского аудита кредитных организаций по результатам их деятельности за 1996г.». Журнал «Деньги и кредит». №3,1997. Стр.53-57.
Проблемы подготовки персонала для банковского аудита и консалтинга/ по материалам второй секции IV М.Б.К.-95. Журнал «Деньги и кредит». 10/95. Стр.71-76.
«Кодекс профессиональной этики аудиторов», журнал «Бухгалтерский учет» №3,1997г.