Бухгалтерская отчетность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:30, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать концепции бухгалтерского учета по международным и российским стандартам, а также провести их сравнительный анализ.
При написании работы были использованы российские источники, посвященные проблеме перехода России на МСФО, в частности, статьи в специализированных периодических изданиях. Особое внимание было уделено нормативной базе бухгалтерского учёта в России (включая Положения по бухгалтерскому учёту), а также русскому официальному изданию Международных стандартов финансовой отчётности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….2
1.ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ СТАНДАРТОВ………………..……………4
2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА………………………………………….…………….7
3.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ………………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

БУ.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….2

1.ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ СТАНДАРТОВ………………..……………4

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА………………………………………….…………….7

3.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ………………………………………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет, прежде всего, о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.

Рассмотрение вопросов формирования и использования бухгалтерской (финансовой) отчетности является весьма значимым при подготовке специалистов в области управления и в первую очередь в области бухгалтерского учета.

Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют практически во всех странах. Например, в США действуют Положения о концепциях финансового учета, в Великобритании - Положения о принципах. В России принципы составления бухгалтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, кроме этого ряд принципов провозглашен в некоторых законодательных и нормативных актах.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета - необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В результате выполнения этой Программы в настоящее время в России уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности, в частности и в области формулировки принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее, до сих пор данные, составленные по российским правилам, и данные, подготовленные в соответствии с МСФО, существенно различаются. Так, ряд основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета, и в первую очередь принципы ее построения, понимаются по-разному. Рассмотрим концепции составления бухгалтерской отчетности по российским правилам и в соответствии с международными стандартами.

Цель данной работы - исследовать концепции бухгалтерского учета по международным и российским стандартам, а также провести их сравнительный анализ.

При написании работы были использованы российские источники, посвященные проблеме перехода России на МСФО, в частности, статьи в специализированных периодических изданиях. Особое внимание было уделено нормативной базе бухгалтерского учёта в России (включая Положения по бухгалтерскому учёту), а также русскому официальному изданию Международных стандартов финансовой отчётности.

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ СТАНДАРТОВ

 

Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятиях во многом зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Одним из важнейших факторов повышения квалификации бухгалтерского корпуса РФ является практическое использование им российских и международных стандартов. Под стандартом понимают нормативно - технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека. Совокупность стандартов является сгустком научной мысли и практического опыта целого ряда поколений работников той или иной отрасли. Они включают в себя определения, термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщенные методики.

Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечить следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации:

Полезность - это отражение реальных экономических параметров и характеристик.

Проверяемость - это возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.

Независимость - это отсутствие действий в пользу одной группы за счет других.

Измеряемость - это возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.

Следование стандартам позволяет работникам даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно - практическом уровне и одновременно повышать уровень своего профессионального мастерства.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные.

Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные - целого ряда стран. Следует иметь ввиду, что национальные стандарты очень часто более точно и более полно охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельных государств. Поэтому использование полного набора международных стандартов в настоящее время практически не наблюдается ни в одной стране мира. Вместе с тем развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи национальных и международных стандартов1.

Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из нескольких этапов и занимает примерно три года. Каждый стандарт содержит:

  • задачи и концепции;
  • круг охватываемых проблем;
  • терминологию;
  • критерии применения данного стандарта;
  • базы оценки и методы учета;
  • способ раскрытия информации и пояснения.
  • Процесс внедрения стандартов длительный и трудный. Это связано, в том числе и с отсутствием у Совета юридически директивных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.
  • Внедрение стандартов может проводиться по - разному:
  • включением стандарта целиком или отдельных его положений в национальное законодательство;
  • применением его по рекомендациям и под наблюдением национальных бухгалтерских ассоциаций;
  • добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ  ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА

 

В связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы

- методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России, типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем Приказ Минфина. № 2н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций»2.

Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель, доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры - профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства. Какова иерархия нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет?

I уровень:

Конституция Российской Федерации.

II уровень:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

III уровень:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» . № 129-ФЗ.

IV уровень:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 34н;

План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации. № 94н Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря. № 60н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 167;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 2н;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 43н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 44н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 26н;

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 56н;

Положение по бухгалтерскому учету» Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 57н;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации. № 27н;

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации. № 27н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 5н.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 11н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации. № 92н;

Положение по бухгалтерскому учету» Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации . № 91н;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность в РФ