Бухгалтерская отчетность – основа финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации всё большую силу набирает Рыночная экономика и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Содержание

Теоретическая часть
Введение
Основные положения бухгалтерской отчетности
Состав бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней основные требования
Процедура составления бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы
Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

Бух. учет теория.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Факультет экономики  и менеджмента

 

Кафедра

 

 

Курсовая работа

на тему: «Бухгалтерская отчетность – основа финансового анализа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                          

 

Проверил                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

Содержание

Теоретическая часть

  1. Введение
  2. Основные положения бухгалтерской отчетности
  3. Состав бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней основные требования
  4. Процедура составления бухгалтерской отчетности
  5. Заключение
  6. Список литературы

Практическая часть

 

Введение

В Российской Федерации всё  большую силу набирает Рыночная экономика  и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов  хозяйствования. Все это значительно  увеличивает роль анализа их финансового  состояния: наличия, размещения и использования  денежных средств.

Результаты такого анализа  нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам, т.е. являются предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Для проведения такой оценки предприятиям необходимо обладать полной и достоверной информацией о деятельности предприятий. Самым значимым источником такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность – основное средство коммуникации, обеспечивающее достоверное предоставление информации о финансовом состоянии предприятия.

 

 

Основные положения  бухгалтерской отчетности

Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации  обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно этому закону, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в полном и достоверном представлении широкому кругу пользователей информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Формы отчетности составляются за отчетный период или на отчетную дату.

Отчетный  период — это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Всю бухгалтерскую отчетность организации можно классифицировать по следующим признакам.

По периодичности  представления:

  • годовая;
  • промежуточная (квартальная и месячная).

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., — которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Помимо годовой организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или учредительными документами организации. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством.

Бухгалтерская отчетность бывает следующих видов:

По виду информации:

  • бухгалтерская;
  • статистическая;
  • налоговая.

По адресату:

  • отчетность, представляемая внешним пользователям бухгалтерской информации;
  • отчетность, представляемая внутренним пользователям бухгалтерской информации.

Пользователь — это  физическое или юридическое лицо, имеющее экономические или иные интересы в отношении хозяйствующих субъектов. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» пользователи делятся на внутренних и внешних. К внутренним пользователям относятся руководство организации и собственники. Внешними пользователями являются поставщики, покупатели, потенциальные инвесторы, правительство и правительственные структуры, общественные организации и общество в целом.

По степени  обобщения отчетных данных

  • первичные отчеты, составляемые организациями
  • сводные (консолидированные), составляемые вышестоящими или материнскими организациями на основе первичных отчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав бухгалтерской  отчетности и предъявляемые к  ней основные требования

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации №34Н квартальная отчетность включает:

  • форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В соответствии с Федеральным  законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность предприятия» (ПБУ 4/99) годовая отчетность организации, за исключением отчетности бюджетных учреждений, включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1) характеризует финансовое положение организации на отчетную дату. Составляется в НЕТТО оценке, т.е. за минусом  регулирующим величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, а также приводятся результаты предыдущего года за аналогичный период в  сопоставимой форме.
  • Отчет об изменении капитала (форма № 3) раскрывает дополнительные данные о наличии и изменении капитале (уставной, резервный, добавочный и другой).
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4) содержит сведения о денежных средствах (поступления, направления, использование) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
  • Приложение к балансу (форма № 5) – расшифровка отдельных статей баланса, поясняющих наличие и движение заемных средств, дебиторских и кредиторских задолженностей, имущества, затрат и т. д.
  • Пояснительная записка раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации и обеспечивающие пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.,
  • Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Малые предприятия могут  представлять отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности.

 

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:

Требование

Описание

Достоверность и полнота

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и  изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается  бухгалтерская отчетность, образованная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Нейтральность

При образовании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей, чтобы достичь предопределенных результатов или последствий.

Существенность

Показатели об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах, составляющих капитала должны приводиться  обособленно в случае их существенности. Показатель существенен, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения, принимаемые на основе отчетной информации заинтересованными пользователями.

Целостность

Бухгалтерская отчетность включает целостную систему показателей, связанных с деятельностью всех филиалов, представительств и других подразделений, включенных на выделенные балансы.

Сравнимость

По каждому числовому  показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составленного вновь  созданной организацией за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года – отчетный и  предшествующий отчетному.

Сопоставимость

В бухгалтерской отчетности  должны быть обеспечены сопоставимость отчетных данных  с показателями за предшествующий отчетный год или  соответствующие периоды, предшествующие отчетным периодам. Если данные за период, предшествующий отчетному, сопоставимы с данными за отчетный период, то данные предшествующего периода нужно корректировать, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Последовательность

В бухгалтерской отчетности должно быть обеспечено соблюдение последовательности в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

Оформление

Необходимо соблюдение правил:

  • составление отчетности на русском языке
  • составление отчетности в валюте РФ (в рублях)
  • подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет

 

Процедура составления  бухгалтерской отчетности

Показатели бухгалтерской  отчетности формируются в системе бухгалтерского учета.

Цикл учетной работы за любой месяц в межотчетном периоде можно разделить на три этапа:

  • обработка первичных документов (реестров первичных документов), представляемых материально ответственными лицами, составление накопительных и группировочных ведомостей;
  • систематизация первичных документов в учетных регистрах;
  • формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров. Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки), а в необходимых случаях и показатели регистров аналитического учета используются для составления бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедура составления  бухгалтерской отчетности включает:

1) проверку записей на  счетах бухгалтерского учета  и исправление ошибок;

2) уточнение оценки отраженных  в бухгалтерском учете активов и пассивов;

3) отражение финансового  результата деятельности организации;

4) заполнение форм бухгалтерской  отчетности.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам бухгалтерского учета используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей  на счетах бухгалтерского учета проводят по следующим направлениям:

  • сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основаниям для записей;
  • сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);
  • сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сличения оборотов и  остатков по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовую ведомость.

Выявленные в бухгалтерском  учете ошибки подлежат исправлению. Исправительные записи вносятся в бухгалтерский учет на основании бухгалтерских справок, которые должны иметь обязательные реквизиты первичного документа.

Процедура заполнения форм бухгалтерской отчетности представляет собой перенос сгруппированных по элементам отчетности данных из бухгалтерских регистров в соответствующие разделы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности. Основным учетным регистром, на основании которого заполняются отчетные формы, является Главная книга. Некоторые показатели форм бухгалтерской отчетности определяются по данным аналитического учета.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность – основа финансового анализа