Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:40, курсовая работа
Цель моей работы: разобраться в значении понятия «бухгалтерский документ» и рассмотреть документацию бухгалтерских документов.
Задачи работы: рассмотреть классификацию бухгалтерских документов, понятие и значение документооборота, виды первичных документов, а также решить задачу.
Давайте разберемся, что же такое «бухгалтерский документ».
Введение
Бухгалтерский
учет является документальной наукой.
Отражение хозяйственных
Значение документов в бухгалтерском учете чрезвычайно велико. Они являются источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, обеспечивают контроль за сохранность материальных ценностей и денежных средств, имеют документальную (юридическую) силу при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью анализа и контроля со стороны учредителей, налоговой службы, аудита. Именно поэтому выбранная мною тема актуальна.
Цель моей работы: разобраться в значении понятия «бухгалтерский документ» и рассмотреть документацию бухгалтерских документов.
Задачи работы: рассмотреть классификацию бухгалтерских документов, понятие и значение документооборота, виды первичных документов, а также решить задачу.
Давайте разберемся, что же такое «бухгалтерский документ».
Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, доказательство факта совершения хозяйственной операции или права на ее совершение. Также документ устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Документирование
операций – это процесс сбора,
текущего наблюдения, измерения и
записи операций в документах. Для
целесообразного ведения
Также нужно отметить, что в первую очередь качество бухгалтерского учета зависит от правильности и своевременности составления документов. Именно поэтому значение и роль документации очень велики. Документы осуществляют предварительный и последующий контроль сохранности имущества предприятия, контроль законности и целесообразности хозяйственных операций.
Руководящие работники предприятия осуществляют предварительный контроль при подписании документа, на основании которого и совершается определенная хозяйственная операция (например, прием и выдача материалов, выплата денег из кассы и т.д.). Работник, подписывая документ, берет на себя ответственность за законность и целесообразность данной хозяйственной операции. Это возлагает на каждого работника, подписавшего документ, личную ответственность за данное разрешение.
Последующий контроль в основном производится в форме документальных ревизий, при аудиторской проверке, а также путем проверки в бухгалтерии всех поступающих документов.
Таким образом, документация как способ оформления хозяйственных операций документами и обоснования бухгалтерских записей - один из элементов метода бухгалтерского учета. С документацией также связаны такие элементы метода бухгалтерского учета как счета и инвентаризация.
Бухгалтерские документы - основание для последующих записей операций в системе счетов. Данная характеристика документов широко используются для анализа хозяйственной деятельности организации, для действенного руководства и управления деятельностью.
Нужно учитывать,
что основанием для отражения
хозяйственных операций в системе
бухгалтерского учета могут являться
только правильно оформленные
В организациях, в процессе финансово-хозяйственной деятельности, совершаются разнообразные операции. Как следствие, различны и документы, которыми они оформляются. Наряду с этим, разнообразие документов объясняется еще их особенностями в учетной работе. Поэтому существует классификация бухгалтерских документов.
2.1. Значение классификации
Любая классификация является дополнительным средством познания явления, более углубленного и полного исследования целого и его частей, способом установления системно-структурных связей между элементами.
Таким образом, мы видим, что классификация документов играет важную роль в систематизации бухгалтерского учета.
Любой документ
должен быть оформлен в соответствии
с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, следует отметить, что
при организации
2.2. Виды классификаций
Мы знаем, что хозяйственные операции производятся с оформлением первичных документов, на основании которых предприятие ведет бухгалтерский учет.
Первичные документы можно классифицировать следующим образом:
Давайте рассмотрим каждую из этих групп.
Бухгалтерские документы по назначению делятся на следующие группы:
К организационно–
Оправдательные или исполнительные документы – это документы, которые составляют в сам момент совершения операции, отражая ее исполнение, и представляют собой источник первичной учетной информации или первый этап учетного процесса. Информация, которая содержится в них, должна быть занесена в учетные регистры. К оправдательным документам относятся приходные ордера накладные, требования, акты приемки и т.д.
Наряду с предыдущими существует ряд документов, которые сочетают в себе и разрешительный и оправдательный характер. Как правило, такие документы относят к комбинированным. Комбинированными документами являются платежная ведомость, расходный кассовый ордер.
Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это могут быть различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии. Информация из таких документов бухгалтер должен занести в учетные регистры.
По содержанию хозяйственной операции документы могут быть:
Также первичные документы по способу использования подразделяются на накопительные (отражают несколько операций за определенный период, например, лимитно-заборная карта, табель рабочего времени) и на разовые (составляются отдельно по каждой операции, например, накладная на отпуск материалов, приходные и расходные кассовые ордера, наряды).
По порядку составления документы разделяются на первичные и сводные. Первичные документы составляют в момент совершения хозяйственной операции (это могут быть накладные, приходные и расходные кассовые ордера, акты приема работ и др.).
Сводные документы составляются на основании однородных первичных документов путем группирования и обобщения и балансовой увязки их показателей (это могут быть авансовые отчеты, отчеты кассира, товарные отчеты, платежные ведомости и др.).
По месту составления первичные документы могут быть внутренние и внешние. Внутренние документы составляются внутри организации (кассовые ордера, акты ввода в эксплуатацию основных средств и др.). Внешние документы составляются вне организации (накладные на получение товарно-материальных ценностей от поставщиков и др.).
Кроме того, отдельно выделяются учетные регистры, т.е. документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы-ордера, бухгалтерские книги и т.д.). также необходимо организовать систему взаимного контроля работников бухгалтерии при организации системы документирования хозяйственных операций.
По качественным признакам документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является документ, составленный по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.
2.3. Понятие фиктивного и
Существуют
понятия фиктивного и подложного
документа, они тесно связаны
с первичным и сводным
Фиктивный документ -это вымышленный документ, изготовленный по образцам подлинных документов, проще говоря, подделка.
Подлог же выявляется при обнаружении регистрации в сводном документе фиктивного первичного документа. Если в сводном документе будет обнаружена ссылка на первичный документ, а самого документа не существует.
Подложный документ – фальшивый документ, который изготовлен с соблюдением установленной формы. Подложным документом также может быть подлинный документ с частично измененными реквизитами.
Необходимо помнить о том, что предусмотрена статья, определяющая ответственность за использование заведомо подложного документа в ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Под «использованием» подложного документа имеются в виду такие действия субъекта, которые при его предъявлении, представлении (демонстрации), предоставлении извлекают пользу, выгоду, эффект или другие полезные свойств документа. Предметом в данном случае выступает подложный документ, то есть явно фальшивый, фальсифицированный. Подложный документ ни при каких обстоятельствах не может считаться подлинным, а подлинный даже в случае незаконного обращения с ним не становится подложным.
Если же вместо соответствующего документа представляется иной, близкий по внешнему виду, содержанию (пропуск вместо удостоверения сотрудника милиции, просроченная справка и т.п.), данные действия скорее всего относятся к обману, а не к подлогу документов.
Проблемным является вопрос о квалификации использования подложного документа, изготовленного самим его исполнителем.
Различают
документы интеллектуального и
материального подлога. Документы
интеллектуального подлога
Информация о работе Бухгалтерские документы, их классификация