Бухгалтерские счета и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов.
Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательные правила и принципы ведения учета хозяйствующими субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

диплмный проект.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

                                                     Введение

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов.

Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательные правила и принципы ведения учета хозяйствующими субъектами.

Второй уровень системы документов включает рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относят Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера: инструкции, указания. Эти документы предполагают много вариантность решений организации учета, на предприятиях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить. Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению

Четвертый уровень — совокупность документов, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней: рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры.

    Для правильной организации бухгалтерского учета решающее значение имеет использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкций, устанавливающих единые подходы к отражению хозяйственной деятельности предприятия. Планом счетов называют систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей экономики и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

В отличие от российских стандартов международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют, каким должен быть план счетов. Следовательно, компания, которая ведет учет и составляет финансовую отчетность, может разработать и использовать план счетов, отличный от плана счетов других компаний. Другими словами, международный план счетов разрабатывается компанией самостоятельно, без какой-либо указки сверху. В России же, как известно, План счетов регламентирован приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. И хотя он носит рекомендательный характер, на практике большинство компаний используют его практически в неизменном виде.

Значительный вклад в теоретическую разработку и исследование вопросов в области построении планов счетов, организации и функционирования систем учета, моделирования системы бухгалтерского учета, повышение эффективности систем учета внесли работы А.Ф. Аксененко, А.С. Бакаева, И.А. Белобжецкого, Н.А. Благова, A.M. Галагана, П. Гарнье, А.П. Зудилина, В.Б. Ивашкевича, Н.А. Кипарисова, М.А. Королева, Э.А. Линнакса, К.Н. Нарибаева, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, А.П. Рудановского, С. Сагубалдина, Я.В. Соколова, Р.С. Рашитова, Ж. Ришара, Н.Г Чумаченко, Л. Шардонне, А.А. Шапошникова, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха и других ученых.

Целью дипломного проекта является изучение плана

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи дипломного проекта:

    • Осветить понятие, сущность и назначение плана счетов бухгалтерского учета;

    • Дать классификацию счетов бухгалтерского учета;

    • Рассмотреть разделы нового плана счетов.

 

1.Понятие и виды бухгалтерских счетов. Порядок отражения хозяйственных операций на активных, пассивных, активно-пассивных счетах

          Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности. Счет – основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс.

Внешние счета выглядят по-разному: в виде книги (например, «Кассовая книга»), ведомостей (расчетно-платежная ведомость, где отражаются расчеты с рабочими и служащими) и т.п. В современных условиях, когда вместо карточек, книг и ведомостей применяются технические носители информации, счета приобретают тот внешний вид, который определяется соответствующими техническими средствами сбора, обработки, хранения и передачи информации. Наряду с этим счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение. Название счетов и их коды указаны в Плане счетов.

Счета не только имеют различный внешний вид, но и их содержание тоже сильно отличается друг от друга.

Однако все счета роднит одно: любой счет представляет собой способ группировки и показа в обобщенном виде каких-то однородных хозяйственных объектов. На счете последовательно записываются все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которых открыт счет. Счет позволяет ответить на вопрос: что (какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете. Если речь идет о счете 10 «Материалы», то, естественно, на нем собрана информация о материалах и здесь не могут быть показаны отличные от материалов объекты, на пример, наличные деньги в кассе.

Для наглядности изучение счета полезно начинать с «Т-моделей счета» (представить в форме Т-образной таблицы). Понятие связано с тем, что напоминает букву «Т».

Эта простейшая модель включает три элемента:

  1. название;

  1. левая часть – дебет;

  1. правая часть – кредит.

Модель используется для анализа факторов хозяйственной деятельности и выглядит так:

 

Название счета

Дебет

Кредит


 

 

Любая запись, сделанная в левой части, является дебетованием счета, в правой – кредитованием. Слова «дебет» и «кредит» являются просто бухгалтерскими терминами для обозначения правой и левой частей счета. Такое название сторон счета сложилось исторически.

Каждая сторона счета предназначена для раздельного отражения увеличения или уменьшения сумм.

Счета непосредственно связаны со статьями бухгалтерского баланса, поэтому они делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Начальное сальдо активного счета всегда дебетовое.

Схема записей на активном счете имеет такой вид:

 

Название счета

Дебет

Кредит

Остаток на начало отчетного периода (сальдо начальное Сн)

 

Увеличение сумм, вызванных хозяйственными операциями

Уменьшение сумм, вызванных хозяйственными операциями

Сумма оборота по дебету

Сумма оборота по кредиту

Остаток на конец отчетного периода (сальдо конечное Ск)

 

 

 

Под суммой оборота по дебету и кредиту понимаются общие суммы всех записей по дебету и кредиту счета.

Сальдо активного счета на конец отчетного периода рассчитывается следующим образом:

 

Ск = Сн + ∑оборота по дебету – ∑оборота по кредиту.

 

Пассивные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. Начальное сальдо – кредитовое.

Схема записей на пассивном счете имеет такой вид:

 

Название счета

Дебет

Кредит

 

Остаток на начало отчетного периода (сальдо начальное Сн)

Уменьшение сумм, вызванных хозяйственными операциями

Увеличение сумм, вызванных хозяйственными операциями

Сумма оборота по дебету

Сумма оборота по кредиту

 

Остаток на конец отчетного периода (сальдо конечное Ск)


 

 

Остаток по пассивному счету на конец отчетного периода определяется следующим образом:

 

Ск = Сн + ∑оборота по кредиту – ∑оборота по дебету.

 

Отсюда приходим к следующему:

  1. Дебет и кредит являются условными терминами для обозначения характера отражаемых в счетах изменений (увеличений и уменьшений) имущества, источников и обязательств.

  1. Дебет и кредит имеют противоположное значение в счетах активных и пассивных:

– в активных счетах дебет означает остаток и увеличение, а кредит – уменьшение имущества и обязательств;

– в пассивных счетах, наоборот, кредит означает остаток и увеличение, а дебет – уменьшение источников;

– новый, или конечный остаток (на конец отчетного периода), записывается аналогично начальному также на своей стороне, т.е. на той стороне, на которой он образовался: дебетовый – на дебете, а кредитовый – на кредите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  счетов бухгалтерского учета  по назначению и структуре

 

Классификация счетов по назначению и структуре свидетельствует о том, какая информация по учитываемым объектам формируется на тех или иных счетах и по какому типу построены эти счета, т.е. являются они активными или пассивными. Согласно данной классификации все счета бухгалтерского учета делятся на следующие группы:

  • основные счета;

  • регулирующие счета;

  • операционные счета;

  • забалансовые счета.

Основные счета характеризуют имущественное состояние субъекта хозяйствования и его изменение, т.е. его основу, что и определяет их название. Основными активами каждого субъекта хозяйствования являются материальные ценности, денежные средства, средства в расчетах (дебиторская задолженность), а источниками формирования - собственный капитал и заемные (привлеченные) источники (кредиторская задолженность). В этой связи для формирования показателей по названным объектам учета основные счета подразделяются на подгруппы: инвентарные счета; неинвентарные счета; денежные счета; счета собственного капитала; счета расчетов.

Инвентарные счета предназначены для учета материальных ценностей (материальные счета). К ним относятся основные счета "Основные средства", "Оборудование к установке", "Материалы", "Животные на выращивании и откорме", "Готовая продукция", "Товары".

Все перечисленные основные счета по учету материальных ресурсов по отношению к балансу являются активными. Остатки (сальдо) по этим счетам могут быть только дебетовыми и отражаются в статьях актива баланса. Хозяйственные операции на этих счетах отражаются в денежном и натуральных измерителях, достоверность остатков (сальдо) подтверждается в результате проведения инвентаризации (поэтому счета называются инвентарными).

К неинвентарным счетам относится счет "Нематериальные активы", где учитываются приобретенные права (лицензии на определенные виды деятельности, патенты, авторские права), организационные расходы при создании предприятия, торговые марки, торговые знаки, брокерские места, иные нематериальные активы.

Основные счета не в полной мере дают характеристику имущественного состояния субъектов хозяйствования. В хозяйственной деятельности появляется необходимость регулирования (уточнения) оценки средств и их источников. Такая информация может быть получена на регулирующих счетах, которые открываются и ведутся в качестве дополнения к основным счетам, раскрывают их содержание. Самостоятельное значение данные счета имеют для анализа изменяющейся оценки средств или части какого-либо источника средств.

Регулирующие счета подразделяются на дополнительные и контрарные.

Дополнительные счета предназначены для обобщения сумм, увеличивающих (дополняющих) стоимостную оценку объекта, учитываемого на основном счете. Дополнительный счет полностью повторяет структуру основного счета, к которому он открывается.

Следующая группа счетов включает операционные счета, предназначенные для учета хозяйственных процессов и выявления их результатов. Хозяйственные процессы заготовления (снабжения), производства и реализации состоят из множества различных хозяйственных операций, поэтому счета для их отражения называются операционными.

Операционные счета делятся на следующие подгруппы: собирательно-распределительные; отчетно-распределительные; калькуляционные; сопоставляющие (результатные).

Собирательно-распределительные - счета, используемые для обобщения информации о косвенных расходах предприятия с целью последующего их распределения между объектами учета.

Отчетно-распределительные счета применяются для равномерного распределения затрат (расходов), которые относятся к разным отчетным периодам, а также для включения их в себестоимость продукции того периода, к которому они относятся. Эти счета могут быть активными и пассивными.

К операционным счетам относятся также калькуляционные счета.

На калькуляционных счетах аналитический учет ведется по отдельным объектам калькуляции и установленным статьям затрат. Остаток (сальдо) по калькуляционным счетам может быть только дебетовым, свидетельствующим о наличии незавершенного производства. Фактическая себестоимость произведенной готовой продукции (работ, услуг) определяется в следующем порядке: к фактическим расходам, отраженным на дебете этого счета за месяц, прибавляется сумма (остаток) незавершенного производства на начало месяца (отчетного периода) и вычитается остаток незавершенного производства на конец месяца. Остатки (сальдо) по калькуляционным счетам отражаются в активе баланса.

Информация о работе Бухгалтерские счета и их структура