Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа её оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, что даёт возможность: Получить значительный объём информации о предприятии; Определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; Установить, за счёт каких статей изменилась величина оборотных средств; Оценить общее финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………..…….. 3
1 Определение бухгалтерского баланса, его вида и их классификация ……………………………….…...… 4
2 Структура и принципы построения бухгалтерских балансов ……………………………………………..… 14
3 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятия в современных условиях ………….....… 18
Заключение …………………..…………………… 21
Список литературы …………………………….… 23

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)
    • На начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
    • В ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);
    • На конец периода ликвидации (заключительный баланс).

В соответствии с принципом  действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные  балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

По другим признакам  балансы можно классифицировать следующим образом (табл. 2)

Таблица 2

Признаки классификации  бухгалтерских балансов

 

Признаки классификации

Источник

Объём

Характер

Объект 

Способ 

составления

информации

деятельности

отражения

очистки

Инвентарные

Единичные

Основная

Самостоя-

Баланс-брутто

     

тельные

 

Книжные

Сводные (кон-

Не основная

Отдельные

Баланс-нетто

Генеральные

солидируемые)

     

 

Классификация по источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учёта и по результатам, зафиксированным в инвентарях (описях). По признаку источника составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.

Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарей имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный или организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, переход его из государственного в акционерное).

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, т.к. в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объёму информации Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Сводные (или консолидированные) балансы. Различают 2 вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и её дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о Группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:

    • Исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением ответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;
    • Исключением остатков по взаимным расчётам внутри Группы;
    • Исключением дивидендов, выплаченных внутри Группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

Консолидированный баланс Группы имеет некоторые важные особенности:

    • Группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;
    • Собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;
    • Баланс Группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в Группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой;
    • Прочное финансовое положение одной компании может «скрывать» потенциальную неплатёжеспособность другой;
    • Если Группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной Группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности Группы.

По характеру  деятельности балансы подразделяются по основной и неосновной деятельности. К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделённые правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

По способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.

Первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределённой прибылью, а баланс с распределённой прибылью считался балансом-нетто. Позже эти определения получили иное звучание.

Методология ведения  учётных операций предполагает в  соответствии с принципом стоимости  отражение основных средств, нематериальных активов и производственных запасов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В то же время внеоборотные активы (материальные и нематериальные), а также оборотные активы, представленные малоценными и быстроизнашивающимися предметами, переносят свою стоимость на произведённый продукт (расходы отчётного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает в раздельном учёте показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределённой стоимости.

Аналогично обстоят  дела и с бухгалтерской прибылью. Фискальная (ориентированная на цели налогообложения) направленность российского бухгалтерского учёта предполагает сохранение в течение всего финансового года показателей накопленной прибыли, отдельное отражение в балансе данных о прибыли, потреблённой на расчёты с бюджетом и другие законодательно разрешённые цели, покрываемые за счёт чистой  прибыли, принадлежащей собственникам предприятия.

В учёте стран Запада собственник предприятия в течение  учётного периода может изымать  часть заработанного капитала, а  в отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчётного периода остаётся неизменной, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Следовательно, балансовые статьи можно разделить на два типа:

    • Основные, отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;
    • Регулирующие, уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

Регулирующие статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объём информации, содержащейся в балансе.

Регулирующие статьи баланса бывают двух видов: прямого  и контрарного регулирования. Прямые регулирующие статьи можно рассматривать  как дополнение к основной статье баланса. Уточнённая оценка показателя в основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной. Контрарные регулирующие статьи указывают на уменьшение величины основной статьи.

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей – балансом-нетто.

 

  1. Структура и принципы построения бухгалтерских балансов.

Основным элементом  бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлечённый капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы – в правой. Вертикальная форма предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее – статьи пассива.

Актив баланса – это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определённое представление об экономическом субъекте и его потенциале.

Статьи актива баланса располагаются по определённой системе, в основе которой лежит степень подвижности имущества (ликвидности).

Активы предприятия  – все хозяйственные средства предприятия, которые сгруппированы  в балансе по составу и их размещению. Это основные средства в виде зданий, сооружений, оборудования, товарно-материальных запасов, нематериальных активов, а также дебиторской задолженности, представляющей собой временно отвлечённые средства и долги других предприятий. Дебиторская задолженность считается активом, несмотря на то, что фактически денежные средства или товарно-материальные ценности находятся на дату составления баланса у других предприятий. Это может быть оплата за ещё не полученные товары или не оказанные услуги или наоборот – товар отгружен, а оплата за него не поступила. В таких случаях предполагается, с большей долей уверенности, что дебиторская задолженность будет погашена путём поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ или поступления выручки за отпущенный товар. Обязательства представляют собой долг предприятия или его задолженность по кредитам банков, кредиторскую задолженность перед другими хозяйствующими субъектами, по налогам и т.д. Обязательства показывают сумму временно находящихся в распоряжении предприятия средств, за счёт которых сформированы активы предприятия. Допустим, предприятие погасило задолженность перед банком денежными средствами, в таком случае происходит уменьшение активов и соответственно уменьшается долг предприятия, на равнозначные суммы. Очевидно, что итоги баланса также изменятся без нарушения равенства его провой и левой сторон.

Собственный капитал  представляет собой уставный капитал, резервный капитал, которые формируются  в соответствии с законодательством  и учредительными документами; нераспределённый доход (непокрытый убыток), представляющий собой результат деятельности предприятия за отчётный период. Кроме того, в состав собственного капитала включаются дополнительный оплаченный капитал, показывающий превышение стоимости реализации акций над их номинальной стоимостью, и дополнительный неоплаченный капитал, предназначенный для обобщения наличия и движения сумм переоценок основных средств и инвестиций. Например, учредителями внесены в уставный фонд основные средства, стоимость которых в активах баланса будет соответствовать стоимости уставного капитала. Итоги баланса равны. Через некоторое время произведена переоценка средств в сторону увеличения. В этом случае стоимость основных средств, отражаемых  в активе, увеличится на сумму до оценки, соответственно увеличится и дополнительный неоплаченный капитал.

Итоги баланса сохраняют  своё равенство при одновременном  их увеличении как по левой, так и  по правой сторонам баланса.

Активы, обязательства  и собственный капитал баланса  имеют несколько разделов, которые группируют  экономически однородные по составу средства. Общий итог баланса называется валютой, при этом итоговая сумма по активам обязательно равна сумме, отражённой в итоге обязательств и собственного капитала баланса. Собственно поэтому он и называется балансом. В случае несоответствия этих двух показателей можно сказать, что баланс составлен неверно. Возникающие в деятельности предприятия финансово-хозяйственные операции не нарушают равенства итогов баланса, так как существующая двойная запись операций отражает взаимную связь объектов учёта.

В балансе предусмотрены  графы, позволяющие определить изменения, происшедшие за отчётный период, как  по статьям активов, так и по их источникам. В этих графах отражаются показатели на начало и на конец  года.

Счета бухгалтерского учёта предназначены для группировки и текущего отражения хозяйственных операций в стоимостном выражении. На счетах активов отражаются операции, изменяющие состав средств предприятия. На счетах обязательств и собственного капитала фиксируют операции, изменяющие источники средств, и соответственно они расположены в правой стороне баланса.

Счета бухгалтерского учёта  имеют две части: дебет и кредит. На счетах активов, если операция отражается по дебету, то это означает увеличение средств, по кредиту – уменьшение. На счетах обязательств и собственного капитала, наоборот, по дебету счёта происходит уменьшение, а по кредиту – увеличение показателя.

Информация о работе Бухгалтерский баланс