Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и значения бухгалтерского баланса.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
- изучить сущность баланса и значение балансового обобщения учетных данных;
- характеризовать принципы построения и разделы и статьи баланса;
- исследовать баланс как форму отчетности и значение его для целей анализа хозяйственной деятельности.
На практике долговые обязательства классифицируются преимущественно не по степени возрастания их величины, а по происхождению. Создатели французского балансового отчета предпочли расположить информацию по степени возрастания или убытия долговых обязательств.
Третья форма отчета направлена на то, чтобы выявить связь между некоторыми статьями пассива и актива.
Некоторые
западные аналитики (в основном опять
же французские) особенно предпочитают
для потребностей финансового анализа
“функциональный баланс”, построенный
таким образом, чтобы выявить или подчеркнуть
основные функции предприятия как на уровне
размещения средств, так и на уровне источников
средств. Вот примерная схема функционального
баланса:
Таблица
2.1. Функциональный
баланс
Актив | Пассив |
Активы
для инвестирования (иммобилизации) Активы
эксплуатационной деятельности (запасы,
должники и так далее) Активы ликвидные |
Финансирование
инвестирования Финансирование эксплуатационной деятельности (долги, поставщики и так далее) Финансирование ликвидных активов |
П р и м е ч а н и е: Источник: 5, с. 35
Для того чтобы подвести черту под этим балансом, необходимо отметить, что на практике в большинстве случаев при построении официального баланса используют несколько подходов.
Так,
официальный балансовый отчет французских
предприятий представляет функциональный
тип баланса в активе (третий подход) и
юридический — в пассиве (второй подход):
Таблица 2.2 Форма французского балансового отчета
Актив | Пассив |
Иммобилизованные
активы (инвестиционная деятельность) Текущие активы (эксплуатационная
деятельность и ликвидные |
Собственный капитал Долговые обязательства (классифицированные по происхождению) |
П
р и м е ч а н и е:
Источник: 5, с. 38
На современном этапе развития Республика Беларусь стремится к упрощению бухгалтерской отчётности, достижению общепринятых мировых параметров состава и структуры бухгалтерского баланса.
Типовая форма бухгалтерского баланса (приложение 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004 №16) (см. приложение А) используется всеми организациями Республики Беларусь независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности или организационной структуры.
Поскольку баланс составляется на 1-е число месяца (квартала, года), то его данные позволяют увидеть, какова стоимость имущества, находящегося в распоряжении организации, на определенную дату. Различают вступительный баланс (итоги на начало периода) и заключительный баланс, который составляется па конец периода. Заключительный баланс, например, за 2005 г., является одновременно вступительным балансом за 2006г.
На так называемом бухгалтерском языке «читать» баланс -означает анализировать его статьи и итоги. Опытный бухгалтер, руководитель, «читая» баланс, без труда определит, каково положение дел на предприятии.
Рассмотрим более подробно содержание основных статей баланса.
Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных хозяйственных средств или источников их формирования, она называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы.
Актив баланса включает следующие разделы.
/. «Внеоборотные активы» — по статье «Основные средства» показывает данные по основным средствам — действующим и находящимся на консервации или запасе по остаточной стоимости.
По статье «Нематериальные активы» отражают стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также иных аналогичных имущественных прав, признаваемых объектом права собственности организации (патентов, авторских прав, торговых марок, ноу-хау, прав пользования природными ресурсами и т. п.).
По статье «Вложения во внеоборотные активы» показывается стоимость незавершенных долгосрочных инвестиций (незаконченное строительство, затраты на оборудование, требующего монтажа, и т. д.). По статье «Доходные вложения в материальные ценности» отражают приобретенные основные средства в долгосрочную аренду, лизинг.
II. «Оборотные активы» содержит сведения об остатках запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары, кормов, семян и посадочного материала, инвентаря и хозяйственных принадлежностей. В этом разделе также показывают стоимость животных на выращивании и откорме, затраты в незавершенном производстве (издержки обращения), стоимость готовой продукции и товаров отгруженных, расходы будущих периодов, налогов по приобретенным ценностям, финансовые вложения, остаток денежных средств организации в кассе, на расчетном счете, валютном и специальных счетах в банках, переводы в пути и дебиторскую задолженность (покупателей и заказчиков, подотчетных лиц и т. д.).
Пассив баланса включает следующие разделы.
III. «Источники собственных средств» — по статье «Уставный фонд» — отражается фонд, образованный за счет вкладов его учредителей, при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
По статье «Резервный фонд» отражается сумма созданных организацией резервов за счет отчислений от чистой прибыли.
По статье «Добавочный фонд» показывают прирост стоимости имущества, полученного от безвозмездного поступления ценностей, эмиссионного дохода по ценным бумагам, а также от переоценки имущества.
По статье «Целевое финансирование» показывают остатки средств, полученных из бюджета, внебюджетных, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц и т. д.
По статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают нераспределенную прибыль или непокрытый убыток прошлых лет или отчетного года.
IV. «Доходы и расходы» содержит сведения о расходах и доходах будущих периодов, а также прибылях и убытках отчетного года, прочих доходах и расходах.
V.
«Расчеты» показывает сумму кредиторской
задолженности (краткосрочных и долгосрочных
кредитов, займов организаций и физических
лиц). В этом разделе также отражаются
суммы задолженности организации поставщикам
и подрядчикам, бюджету, по социальному
страхованию и обеспечению, по оплате
труда, по расчетам с акционерами (учредителями)
по выплате доходов (дивидендов), по расчетам
с разными дебиторами и кредиторами, по
прочим обязательствам.
Баланс тесно взаимосвязан со всеми элементами метода бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов (способов), с помощью которых исследуется предмет бухгалтерского учета (финансово-хозяйственная деятельность организации).
В
бухгалтерском учете
Документ — письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация — способ проверки фактического наличия имущества, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются статьей 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Оценка — способ стоимостного измерения имущества и обязательств. С ее помощью все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в натуральных и трудовых показателях отражаются в денежном выражении. Такой подход позволяет оценить в одинаковых единицах измерения (рублях) себестоимость различных видов готовой продукции. Правила оценки имущества организации регламентируются международными стандартами оценки, законодательством и нормативными актами Республики Беларусь. Оценка имущества и обязательств регламентируется в статье 11 «Оценка имущества и обязательств» закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Калькуляция — способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей.
Процесс учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — важная и трудоемкая часть бухгалтерского учета.
Показатель калькуляции является основой для управления производственно-коммерческой деятельностью организации и для повышения эффективности его работы по выпуску конкурентоспособной продукции.
Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и текущего отражения информации по экономически однородным признакам объектов учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет. С их помощью реализуются контрольные функции бухгалтерского учета.
Двойная запись — способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции, вызывающей изменение одновременно на двух счетах, открытых на эти объекты в одной и той же сумме. Метод двойной записи, когда одна и та же хозяйственная операция отражается на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах, обеспечивает возможность самоконтроля.
Отчетность — это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяйственное и финансовое положение организации за определенный период. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгалтерской отчетности», а порядок ее представления — ст. 14 «Представление бухгалтерской отчетности» закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Завершающей стадией учетного процесса является составление отчетности. Организации любой организационно-правовой формы обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных форм.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации – в смысле притока дополнительных капиталов как источника расширения деятельности организации, так как деловые партнеры организации не получают интересующих их сведений о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации, а часто даже о ее существовании. Такое знакомство возникает при изучении доступных для них источников – публично предъявляемой бухгалтерской отчетности.